Патент на изобретение №2182250

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2182250 (13) C2
(51) МПК 7
F02M61/20
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000112975/06, 24.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.05.2000

(45) Опубликовано: 10.05.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2119088 C1, 20.09.1998. RU 93053958 C1, 27.07.1996. SU 1838661 A3, 30.08.1993. SU 775369 A, 03.11.1980. RU 94025342 A1, 27.05.1996. RU 2109979 C1, 27.04.1998. RU 2084684 C1, 20.07.1997. RU 94025424 C1, 20.05.1996. RU 2006658 C1, 30.01.1994. ЕР 0236083 Al, 09.09.1987. WO 94/27732 Al, 08.12.1994. GB 1309824 А, 14.03.1973. DE 4240514 A1, 09.06.1994.

Адрес для переписки:

394087, г.Воронеж, ул. Мичурина, 1, ВГАУ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки

(72) Автор(ы):

Кухарев М.Н.,
Бурдыкин В.Д.,
Грибанов А.В.

(73) Патентообладатель(и):

Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки

(54) ФОРСУНКА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах подачи топлива дизельных двигателей. Техническая задача изобретения – повышение надежности и долговечности форсунки, упрощение конструкции системы топливоподачи, повышение стабильности регулировок и улучшение условий технического обслуживания системы топливоподачи. Форсунка для дизеля содержит полый корпус с топливоподающим каналом, полый распылитель с сопловыми отверстиями, запорную иглу, размещенную в полости распылителя с кольцевым зазором между цилиндрической направляющей частью запорной иглы и внутренней поверхностью корпуса распылителя. Нажимная штанга взаимодействует с запорной иглой и упругим нагружающим элементом из эластомера, размещенным в полости корпуса форсунки. Упругий элемент размещен в зазоре между наружной боковой поверхностью нажимной штанги и внутренней поверхностью регулировочного элемента, выполненного в виде стакана. 1 ил.


Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах подачи топлива дизельных двигателей.

Известна форсунка для дизеля с распылителем, содержащим полый корпус, в котором размещена подпружиненная запорная игла с цилиндрической направляющей и запорной поверхностями, между цилиндрической направляющей поверхностью запорной иглы и внутренней поверхностью корпуса выполнен кольцевой зазор, в который залит уплотняющий элемент из эластомера, жестко связанный с цилиндрической направляющей поверхностью запорной иглы и внутренней поверхностью корпуса, цилиндрическая направляющая поверхность запорной иглы и внутренняя поверхность корпуса снабжены насечкой и поясками [1].

Недостатком известного распылителя форсунки является отсутствие возможности его разборки для проведения технического обслуживания. Кроме того, наличие одного цилиндрического пояска в нижней части распылителя не обеспечивает центрацию посадочного конуса запорной иглы относительно корпуса распылителя при значительном осевом биении. Причем подвижная система форсунки, состоящая из запорной иглы, нажимной штанги и запорной пружины, имеет значительную массу, что ухудшает динамику процесса впрыскивания. Недостатком является также размещение уплотняющего элемента из эластомера в наиболее нагретой части форсунки.

Известна также форсунка для дизеля с распылителем, имеющим запорный орган в виде иглы, расположенной в корпусе, и топливной полостью, герметично замкнутой эластичным элементом, выполненным из резины или пластмассы и связанным при помощи вулканизации с иглой и корпусом распылителя. Корпус распылителя снабжен параллельными противолежащими канавками и выемками для размещения уплотнительного элемента, который герметично перекрывает топливную полость и работает аналогично мембране [2].

Недостатком известного распылителя форсунки является низкая надежность и долговечность вследствие отсутствия возможности разборки для проведения технического обслуживания, в частности удаления нагара с поверхности запорной иглы и прочистки распыливающих отверстий. Подвижная система форсунки также имеет значительную массу, так как состоит из запорной иглы распылителя, нажимной штанги и запорной пружины, что ухудшает динамику процесса впрыскивания, а размещение уплотняющего элемента в наиболее нагретой части форсунки является одним из недостатков,
Известна также форсунка для дизеля, содержащая размещенный в корпусе распылитель с запорной иглой, взаимодействующей с упругим запорным узлом, выполненным в виде упругого диска из эластомера, охваченного упругим стаканом и размещенного в зазоре между опорными дисками, имеющими вогнутые поверхности, обращенные к упругому диску, при этом стенки упругого стакана снабжены продольными разрезами, а поверхности опорных дисков – кольцевыми канавками [3].

Недостатками известной форсунки является сложность изготовления упругого запорного узла, необходимость иметь в подвижной системе форсунки нажимную штангу с массивным опорным диском и систему слива топлива, просочившегося через уплотняющую часть запорной иглы, что усложняет конструкцию и не обеспечивает оптимальность характеристики впрыскивания топлива.

Из известных наиболее близкой к заявляемой по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является форсунка для дизеля, содержащая полый корпус с сопловыми отверстиями и топливоподводящим каналом, установленную в корпусе запорную иглу и нагружающий узел с упругим элементом из эластомера, размещенным с возможностью взаимодействия с запорной иглой, причем корпус форсунки образован разборным соединением двух взаимосвязанных элементов, верхний из которых выполнен в виде цилиндрического стакана, средние части направляющих поверхностей запорной иглы и цилиндрического стакана снабжены резьбовыми канавками, между которыми выполнен зазор, в котором размещен нагружающий упругий элемент, жестко связанный с поверхностями резьбовых канавок запорной иглы и цилиндрического стакана [4].

Недостатком известной форсунки для дизеля является сложность регулирования давления начала открытия форсунки, трудность обеспечения надежного уплотнения двух взаимосвязанных элементов форсунки при больших значениях давления топлива при впрыскивании, а также трудность обеспечения соосности запорной иглы при сборке двух взаимосвязанных элементов форсунки.

Технической задачей изобретения является упрощение конструкции форсунки при обеспечении оптимизации процесса впрыскивания, повышение надежности и долговечности форсунки за счет снижения массы подвижных деталей форсунки, улучшение условий технического обслуживания.

Техническая задача решается за счет того, что в форсунке для дизеля, содержащей полый корпус с топливоподводящим каналом, полый распылитель с сопловыми отверстиями, запорную иглу, размещенную в полости распылителя с кольцевым зазором между цилиндрической направляющей частью запорной иглы и внутренней поверхностью корпуса распылителя, нажимную штангу, взаимодействующую с запорной иглой и упругим нагружающим элементом из эластомера, размещенным в полости корпуса форсунки, и регулировочный элемент, в соответствии с изобретением упругий элемент размещен в зазоре между наружной боковой поверхностью нажимной штанги и внутренней поверхностью регулировочного элемента, выполненного в виде стакана.

Техническая сущность изобретения поясняется чертежом, где показана заявляемая форсунка для дизеля.

Заявляемая форсунка для дизеля содержит корпус 1 со штуцером подачи топлива 2, запорную иглу 3, корпус распылителя 4 с сопловыми отверстиями 5, нажимную штангу 6, сопряженную с запорной иглой 3. Нагружающий узел включает нажимную штангу 6, упругий элемент 7 из эластомера, регулировочный стакан 8 с контргайкой 9 и прокладкой 10. Нажимная штанга 6 размещена в регулировочном стакане 8 коаксиально с радиальным зазором, в котором размещен упругий элемент 7 из эластомера, жестко связанный с наружной боковой поверхностью 11 нажимной штанги 6 и внутренней поверхностью 12 регулировочного стакана 8 в результате адгезионного сцепления эластомера с этими поверхностями, а между торцевой поверхностью упругого элемента 7 и торцевой поверхностью запорной иглы 3 предусмотрена полость 13.

Топливоподводящий канал 14 соединен с подыгольной полостью распылителя 15, а распылитель к корпусу форсунки прижимается гайкой 16.

Ограничение максимального подъема запорной иглы 3 не регулируется и определяется зазором h между торцовой поверхностью запорной иглы и поверхностью корпуса форсунки 1.

Регулирование давления открытия форсунки осуществляется перемещением регулировочного стакана 8 в корпусе форсунки 1. Фиксирование регулировки осуществляется посредством контргайки 9. Утечки топлива по резьбе между регулировочным стаканом 8 и корпусом форсунки 1 предотвращаются за счет установки прокладки 10.

Заявляемая форсунка для дизеля работает следующим образом.

Топливо подается по топливоподводящему каналу 14 в подыгольную полость 15. При достижении давления топлива в корпусе форсунки 1 уровня давления начала впрыскивания запорная игла 3, преодолевая усилие упругой деформации упругого элемента 7, поднимается, открывая доступ топлива к сопловым отверстиям 5. Происходит впрыскивание топлива в цилиндр дизеля. При прекращении подачи топлива топливным насосом давление на дифференциальную площадку игольчатого клапана 3 снижается, запорная игла 3 под действием упругой деформации элемента 7 опускается, перекрывая доступ топлива к сопловым отверстиям 5. Впрыскивание топлива в цилиндр дизеля прекращается.

Упругий элемент 7 из эластомера обладает нелинейной характеристикой, что способствует более быстрой отсечке топлива при высокой эффективности его распыливания в конечной фазе впрыскивания. Поскольку упругий элемент 7 при работе форсунки подвергается знакопеременным деформациям сдвига и нагревается за счет внутреннего трения, то в заявляемой конструкции обеспечиваются оптимальные условия теплоотвода, так как площадь теплопередачи от эластомера к нажимной штанге и регулировочному стакану достаточно большая по сравнению с известными техническими решениями.

Топливо, просочившееся через зазор между запорной иглой 3 и внутренней поверхностью корпуса распылителя 4, собирается в полости 13 в период впрыскивания, создавая в ней повышенное давление. После окончания впрыскивания под действием этого давления начинается протечка топлива через этот же зазор в обратном направлении, то есть из полости 13 в подыгольную полость 15, соединенную топливоподающим каналом 14 с трубопроводом высокого давления (не показан) системы топливоподачи.

Время процесса впрыскивания для четырехтактного дизеля составляет 4-5% от времени, когда трубопровод высокого давления и топливоподающий канал с подыгольной полостью находятся в разгруженном от высокого давления состоянии. В связи с этим обстоятельством на протечку топлива из полости 13 в подыгольную полость 15 отводится между процессами впрыскивания значительное время, в течение которого давление топлива в полости 13 снижается до уровня давления топлива в трубопроводе высокого давления и корпусе форсунки между впрыскиваниями.

Таким образом предложенная конструкция форсунки делает систему топливоподачи дизеля бессливной, что существенно упрощает конструкцию и удешевляет ее. Кроме того, бессливная конструкция форсунки снижает эксплуатационные затраты на техническое обслуживание и повышает экономичность дизеля за счет снижения потерь топлива при эксплуатации.

Протечки топлива в зазоре между запорной иглой и корпусом распылителя в противоположных направлениях в процессе впрыскивания и промежутках между впрыскиваниями создают благоприятные условия для очистки зазора между запорной иглой и корпусом распылителя от загрязнений, возникающих в процессе работы двигателя, что значительно снижает вероятность зависания запорной иглы в корпусе распылителя.

Колебательные процессы в подвижной системе форсунки при впрыскивании топлива демпфируются упругим элементом из эластомера, благодаря чему снижается вероятность подскакивания запорной иглы распылителя в процессе окончания впрыскивания топлива и исключается появление подвпрыскиваний топлива. Предложенная конструкция форсунки имеет значительно меньшую массу подвижных деталей форсунки по сравнению с известными техническими решениями. В момент окончания впрыскивания, кроме усилия от деформации упругого элемента из эластомера, возникает дополнительное усилие, действующее на запорную иглу, благодаря повышенному давлению топлива, просочившегося в полость 13. Все перечисленные обстоятельства улучшают динамику процесса окончания впрыскивания и приводят к повышению стабильности и надежности работы дизеля, а также к повышению его экономичности.

Формула изобретения


Форсунка для дизеля, содержащая полый корпус с топливоподающим каналом, полый распылитель с сопловыми отверстиями, запорную иглу, размещенную в полости распылителя с кольцевым зазором между цилиндрической направляющей частью запорной иглы и внутренней поверхностью корпуса распылителя, нажимную штангу, взаимодействующую с запорной иглой и упругим нагружающим элементом из эластомера, размещенным в полости корпуса форсунки, и регулировочный элемент, отличающаяся тем, что упругий элемент размещен в зазоре между наружной боковой поверхностью нажимной штанги и внутренней поверхностью регулировочного элемента, выполненного в виде стакана.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.05.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 34-2003

Извещение опубликовано: 10.12.2003


Categories: BD_2182000-2182999