Патент на изобретение №2181856

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2181856 (13) C2
(51) МПК 7
F16D41/12
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99127979/28, 30.12.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

30.12.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2001

(45) Опубликовано: 27.04.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 217156 А, 26.04.1968. SU 1348575 A1, 30.10.1987. RU 2119601 С1, 27.09.1998. GB 1232899 А, 19.05.1971. US 5205386 А, 27.04.1993. DE 2549581 A1, 13.05.1976.

Адрес для переписки:

107258, Москва, ул. Глебовская, 10, кв.66, Б.В.Пылаеву

(71) Заявитель(и):

Пылаев Борис Васильевич

(72) Автор(ы):

Пылаев Б.В.

(73) Патентообладатель(и):

Пылаев Борис Васильевич

(54) ХРАПОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА


(57) Реферат:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности. Храповая обгонная муфта содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо. Сущность заключается в том, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке, а собачки установлены в пазах ведущей полумуфты в два ряда. Техническим результатом является повышение работоспособности муфты и уменьшение ее габаритных размеров. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности.

Известны храповые обгонные муфты, в которых момент передается от ведомой к ведущей полумуфте посредством собачки и храпового колеса [1]. В этих муфтах возникают ударные нагрузки при контакте собачек с зубьями храпового колеса, что ограничивает применение муфт, особенно при повышенных скоростях.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату храповую обгонную муфту [2], содержащую ведущую с установленными на шлицах дисками и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненное в виде диска, фрикционно связанного по плоским фрикционным поверхностям с дисками ведущей полумуфты.

Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Известная муфта имеет фрикционную связь между ведущей и ведомой полумуфтами.

Фрикционная связь в известной муфте позволяет компенсировать ударные нагрузки между собачкой и зубьями храпового колеса, однако в данной конструкции моменты инерции звеньев, связанных с собачкой и с храповым колесом, значительны, что снижает эффект компенсации ударных нагрузок фрикционной связью.

Цель предлагаемого изобретения – повышение работоспособности храповой обгонной муфты за счет уменьшения ударных нагрузок, а также уменьшение габаритов конструкции.

Предлагаемая фрикционная муфта имеет следующие существенные признаки. Она содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненое с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемой муфте храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

Конструкция предлагаемой храповой обгонной муфты представлена на фиг.1 с продольным сечением А-А; на фиг.2 – с поперечным сечением Б-Б.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, установленные в пазах ведущей полумуфты два ряда подпружиненных собачек 3, храповое колесо 4 с зубьями 5, навинченную на ведомую полумуфту гайку 6 с упругими пластинами 7, контактирующими с храповым колесом, 8 – коническая фрикционная поверхность контакта храпового колеса и ведомой полумуфты, c и x – угловой шаг собачек и зубьев храпового колеса, p – угол между находящимися в зацеплении зубьями и собачками.

Муфта работает следующим образом. При вращении ведущей полумуфты в направлении стрелки (рабочий ход) находящиеся в зацеплении собачки передают вращение храповому колесу, которое силами трения между коническими фрикционными поверхностями 8 передает вращение ведомой полумуфте. Величина передаваемого момента зависит от усилия упругих пластин 7 и регулируется гайкой 6. При вращении ведущей полумуфты в направлении, противоположном стрелке (холостой ход), вращение на ведомую полумуфту не передается. При смене холостого хода на рабочий полумуфты поворачиваются относительно друг друга на угол срабатывания муфты = n 360o/(ZcZx), где Zс=360o/c и Zх=360o/x – число собачек и зубьев, а n=360o/p и соответствует наибольшему общему делителю Zc и Zх. В предлагаемом примере конструкции Zc= 12, Zx=15, n=3, =3360o/(1215)= 6o. Из-за наличия угла срабатывания происходит удар собачек по зубьям, который можно ослабить уменьшением угла срабатывания, а также использованием фрикционной связи между полумуфтами и уменьшением момента инерции храпового колеса по отношению к ведомой полумуфте. Предлагаемая конструкция позволяет минимизировать габариты муфты и выполнить храповое колесо с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты.

Гайка 6 может быть смонтирована и на ведущей полумуфте.

Источники информации
1. С.Н. Кожевников, Я.И. Есипенко. Я.М. Раскин. Механизмы. Справочник. – 4-е изд. М.: Машиностроение, 1976.

2. Авт. св. СССР 217156, F 16 D 41/12. 17.10.64.

Формула изобретения


1. Храповая обгонная муфта, содержащая фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, отличающаяся тем, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты.

2. Храповая обгонная муфта по п. 1, отличающаяся тем, что пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 31.12.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2181000-2181999