Патент на изобретение №2181750
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ (ВАРИАНТЫ)
(57) Реферат: Использование: нефтехимия. Сущность: переработка нефтяных дистиллятов в бензиновые фракции с концом кипения не выше 195oС и октановым число не ниже 80 по моторному методу заключается в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500oС, давлении не более 2 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10 ч -1. В качестве исходного сырья используют нефтяные дистилляты с концом кипения 200-400oС, а в качестве катализатора используют либо цеолит алюмосиликатного состава с мольным отношением SiO2/А12О3 не более 450, выбранный из ряда ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо галлосиликат, галлоалюмосиликат, железосиликат, железоалюмосиликат, хромсиликат, хромалюмосиликат со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA, либо алюмофосфат со структурой типа А1РО-5, А1РО-11, А1РО-31, А1РО-41, А1РО-36, А1РО-37, А1РО-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда: магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий. Технический результат: упрощение технологии и повышение выхода целевых продуктов. 3 с. и 9 з.п. ф-лы. Изобретение относится к нефтехимии – к каталитическим способам получения высокооктановых бензиновых фракций из прямогонных нефтяных дистиллятов. Существует ряд способов получения высокооктановых бензиновых фракций из углеводородного сырья в присутствии катализаторов. Известен способ получения высокооктановых бензинов путем риформинга бензиновых фракций газовых конденсатов [Шкуратова Е.А., и др. Получение высокооктановых бензинов каталитическим риформингом бензиновых фракций газоконденсатов. – В сб. Получение и разделение продуктов нефтехимического синтеза. Краснодарское книжн. изд-во, 1974, с. 55-64]. Согласно данному способу предварительно выделенные из газового конденсата фракции первоначально подвергают глубокой каталитической гидроочистке, осушке адсорбентом, а затем – риформингу. Процесс проводят на алюмоплатиновом катализаторе АП-64 при температурах 480-510oС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и циркуляции водородсодержащего газа. Данным способом возможно получение высокооктановых бензиновых фракций с ОЧ до 79-89 по моторному методу (ММ) и выходом 79-89% на сырье риформинга. Основными недостатками данного способа являются сложная технология подготовки сырья для процесса и применение водородсодержащего газа. Известен способ получения моторных топлив из фракций газового конденсата на цеолитных катализаторах [Агабалян Л.Г. и др. Каталитическая переработка прямогонных фракций газового конденсата в высокооктановые топлива. – Химия и технология топлив и масел, 1988, N 5, с. 6-7]. Согласно данному способу высокооктановые бензины производят процессом “цеоформинг” из прямогонных бензиновых фракций, выделяемых из газовых конденсатов наряду с газообразными, прямогонными дизельной и остаточной фракциями. Процесс “цеоформинг” осуществляют следующим образом: прямогонную бензиновую фракцию разделяют с выделением фракций НК-58oС и >58oС, вторую фракцию подвергают контактированию при повышенных температурах (до 460oС) и избыточном давлении (до 5 МПа) с цеолитсодержащим катализатором, продукты реакции фракционируют с выделением углеводородных газов, остаточной фракции >195oС и высокооктановой фракции <195oС, которую компаундируют с фракцией НК-58oС для получения целевого бензина. Основными недостатками данного способа являются относительно низкие выходы и октановые числа получаемых бензинов. Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения высокооктанового бензина из фракций газового конденсата [пат. РФ 2008323, C 10 G 51/04, 28.02.1994]. Согласно прототипу стабильный газовый конденсат фракционируют с выделением следующих прямогонных фракций: бензиновой, выкипающей до 140-200oС, дизельной, выкипающей в пределах 140-300oС, и остаточной, выкипающей выше 240oС. Остаточную фракцию или ее смесь с газообразными продуктами реакции подвергают пиролизу при температуре 600-900oС. Продукты пиролиза фракционируют с выделением газообразной и жидкой фракций. Пирогаз смешивают с прямогонной бензиновой фракцией и подвергают совместному контактированию с цеолитсодержащим катализатором. Продукты контактирования фракционируют с выделением углеводородных газов и бензиновой фракции, которую компаундируют с пироконденсатом и подвергают ректификации для выделения целевого бензина фр. НК-195oС и остаточной фракции >185oС. По данному способу выходы целевой бензиновой фракции составляет 46,8% в пересчете на стабильный газовый конденсат или 82,4% на прямогонную бензиновую фракцию. Таким образом, основными недостатками способа получения высокооктановых бензинов, наиболее близкого к предлагаемому изобретению, являются усложненность технологии получения высокооктановых бензинов вследствие многократного фракционирования смеси углеводородов, а также относительно низкие выходы целевых бензиновых фракций в расчете на превращенное сырье. Изобретение решает задачу создания улучшенного способа получения высокооктановых бензинов, характеризующегося упрощением технологии и повышенным выходом целевых продуктов – высокооктановых бензиновых фракций. Поставленная задача решается способом переработки нефтяных дистиллятов в бензиновые фракции с концом кипения не выше 195oС и октановым число не ниже 80 по моторному методу, заключающемся в превращении углеводородного сырья в присутствии пористого катализатора при температуре 250-500oС, давлении не более 2 МПа, массовых расходах смеси углеводородов не более 10 ч-1, при этом в качестве исходного сырья используют нефтяные дистилляты с концом кипения не выше 400oС, а в качестве катализатора используют цеолит алюмосиликатного состава с мольным отношением SiO2/Аl2О3 не более 450, выбранный из ряда ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA. Второй вариант решения задачи отличается от первого тем, что в качестве катализатора используют галлосиликат, галлоалюмосиликат, железосиликат, железоалюмосиликат, хромсиликат, хромалюмосиликат со структурой ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA. Третий вариант решения задачи отличается тем, что в качестве катализатора используют алюмофосфат со структурой типа АlРО-5, АlРО-11, АlРО-31, АlРО-41, АlРО-36, АlРО-37, АlРО-40 с введенным в структуру на стадии синтеза элементом, выбранным из ряда: магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий. Катализатор, используемый для каждого варианта способа, может содержать соединение, по крайней мере, одного из металлов ряда: цинк, галлий, никель, кобальт, молибден, вольфрам, рений, редкоземельные элементы, металлы платиновой группы в количестве не более 10 мас.%. Катализатор для каждого варианта способа готовят путем введения добавки методом пропитки и/или методом ионного обмена при температуре более 20oС, или нанесением добавки из газовой фазы, или введением добавки путем механического смешения с исходным материалом с последующей сушкой и прокалкой. Исходные нефтяные дистилляты, содержащие соединения серы в количествах не более 10 мас.% в пересчете на элементную серу, подвергают контактированию с катализатором без их предварительной сероочистки. Основным отличительным признаком предлагаемого способа является то, что в качестве исходного сырья для получения высокооктановых бензинов используют нефтяные прямогонные дистилляты широкого углеводородного состава без их предварительного фракционирования с выделением газовой, прямогонной бензиновой, дизельной и остаточной фракций и без их предварительной очистки от серосодержащих соединений. Технический эффект предлагаемого способа заключается в том, что превращение нефтяных прямогонных дистиллятов широкого углеводородного состава без их предварительного фракционирования приводит к упрощению процесса, уменьшению числа технологических стадий и увеличению выхода высокооктановых бензиновых фракций в пересчете на прямогонную бензиновую фракцию в составе нефтяных дистиллятов. Способ осуществляют следующим образом. В качестве исходного материала для приготовления катализатора по данному способу используют один из материалов, выбранный из ряда: либо цеолитов ZSM-5, ZSM-11, ZSM-35, ZSM-38, ZSM-48, BETA с мольным отношением SiO2/Al2O3 не более 450, галлосиликатов и галлоалюмосиликатов, железосиликатов, железоалюмосиликатов, хромсиликатов, хромалюмосиликатов со структурой ZSM-5 и/или ZSM-11, ZSM-48, BETA, либо алюмофосфатов со структурами типа ALPO-5, – 11, – 31, – 41, – 36, – 37, – 40, с введенными в структуру на стадии синтеза элементами, выбранными из ряда магний, цинк, галлий, марганец, железо, кремний, кобальт, кадмий. Далее исходный материал при необходимости модифицируют введением в его состав соединения по крайней мере одного из металлов ряда цинк, галлий, никель, кобальт, молибден, вольфрам, рений, редкоземельных элементов, металлов платиновой группы в количестве не более 10 мас.%. Модификацию цеолита осуществляют методом пропитки, активированной пропитки в автоклаве, нанесения из газовой фазы, ионного обмена, механического смешения компонентов. После введения модифицирующей добавки катализатор сушат и прокаливают при температурах до 600oС. Полученный катализатор помещают в проточный реактор, продувают либо азотом, либо инертным газом, либо их смесью при температурах до 600oС, после чего подают углеводородное сырье при массовых расходах до 10 ч-1, температурах 250-500oС, давлении не более 2 МПа. Приведенные ниже примеры детально описывают настоящее изобретение и иллюстрируют его осуществление. Пример 1. Из порошка цеолита типа ZSM-5 с мольным отношением SiO2/Аl2Oз= 60 готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 5 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и атмосферном давлении начинают подачу исходного дистиллята НК-250oС, содержащего 0,5% серы (содержание бензиновой фракции 79,1 мас. %, примерное октановое число по ММ – 58,3), с массовой скоростью подачи 1,5 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 60,9 мас.% (примерное октановое число по MM – 81,5), что составляет 77% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 2. 30 г порошка цеолита BETA с мольным отношением SiO2/Аl2O3=26 заливают 1 л водного раствора, содержащего 15 г Gа(NО3)38Н2O. Полученную суспензию кипятят с перемешиванием и обратным холодильником 4 часа, после чего порошок отделяют на фильтре, многократно промывают дистиллированной водой и сушат. Полученный образец сушат при 100oС, прокаливают при 550oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. Катализатор содержит 0,7 мас.% галлия. 5 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и атмосферном давлении начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС (содержание бензиновой фракции 69,7 мас.%, примерное октановое число по ММ – 57,7) с массовой скоростью подачи 2,4 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 64,3 мас.% (примерное октановое число по ММ – 82,7), что составляет 92,3% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 3. Готовят механическую смесь 30 г железосиликата со структурой ZSM-11 и 3 г WO3. Полученный образец прокаливают при 550oС в течение 4 часов, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 5 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и атмосферном давлении начинают подачу исходного дистиллята НК-250oС, содержащего 0,5% серы (содержание бензиновой фракции 79,1 мас.%, примерное октановое число по ММ – 58,3), с массовой скоростью подачи 2,1 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 58,2 мас.% (примерное октановое число по ММ – 84,5), что составляет 73,6% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 4. 20 г алюмосиликата со структурой ZSM-48 продувают азотом, содержащим пары ацетилацетоната молибдена при температуре 250oС. После того как количество пропущенного через образец ацетилацетоната молибдена будет соответствовать содержанию молибдена в образце 5%, прекращают подачу азота, образец продувают воздухом при температуре 560oС в течение 2 часов. Затем готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 5 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,8 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по ММ – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,4 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 52,9 мас.% (примерное октановое число по ММ – 86,6), что составляет 81% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 5. 5 г катализатора из примера 4 помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и атмосферном давлении начинают подачу исходного дистиллята ПК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по ММ – 59,2), с массовой скоростью подачи 2,8 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 60,2 мас.% (примерное октановое число по ММ – 81,8), что составляет 92,2% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 6. 30 г алюмофосфата со структурой А1РО-31, содержащего 1,4 мас.% Si, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, пропитывают раствором нитрата никеля из расчета содержания 1,5 мас.% Ni в конечном катализаторе. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 600oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,5 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по ММ – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,4 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 57,7 мас.% (примерное октановое число по ММ – 84,1), что составляет 88,4% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 7. Из порошка галлийалюмосиликата со структурой ZSM-5 готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 7 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и атмосферном давлении начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по ММ – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,3 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 52,4 мас.% (примерное октановое число по ММ – 88,3), что составляет 98,7% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 8. 5 г катализатора из примера 7 помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 350oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 1 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по ММ – 61,0), с массовой скоростью подачи 2,4 ч-1. Через 3 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 54,0 мас.% (примерное октановое число по MM – 85,6), что составляет 101,7% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 9. 10 г катализатора из примера 7 помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 375oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 1 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по ММ – 61,0), с массовой скоростью подачи 2,7 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 62,0 мас.% (примерное октановое число по ММ – 84,6), что составляет 116,8% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 10. 7 г катализатора из примера 7 помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,5 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по ММ – 61,0), с массовой скоростью подачи 2,8 ч-1. Через 3 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 60,3 мас.% (примерное октановое число по ММ – 82,7), что составляет 113,6% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Преимущество данного способа по сравнению с известными способами заключается в том, что при превращении прямогонных нефтяных дистиллятов без их предварительного фракционирования и предварительной очистки от серосодержащих соединений достигается увеличение выхода высокооктановых бензиновых фракций вплоть до 117% в расчете на низкооктановую бензиновую фракцию в исходных нефтяных дистиллятах. Использование разных катализаторов позволяет получать бензиновые фракции с различным октановым числом. Получаемые высокооктановые бензиновые фракции имеют октановое число по моторному методу не ниже 80 и являются готовым моторным топливом, не требующим введения высокооктановых добавок, при этом содержание серы в полученных бензинах не превышает допустимого значения 0,05 мас.%. Пример 11. 30 г катализатора из примера 1 пропитывают раствором ацетата цинка из расчета 2,5 мас.% Zn в составе конечного катализатора. Полученный таким образом катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 550oС. 6 г приготовленного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,6 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,3 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 66,1 мас.% (примерное октановое число по MM – 84,7), что составляет 101,2% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 12. 50 г галлийсиликата со структурой ZSM-5 заливают 1 л водного раствора, содержащего 30 г хлорида лантана. Полученную суспензию кипятят с перемешиванием и обратным холодильником в течение 3 часов, после чего порошок отделяют на фильтре, промывают дистиллированной водой и сушат. Полученный образец сушат при 100oС, прокаливают при 550oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. Катализатор содержит 0,6% лантана. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,7 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по MM – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,2 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 59,0 мас.% (примерное октановое число по MM – 87,7), что составляет 115,7% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 13. 30 г железоалюмосиликата со структурой ZSM-48 механически смешивают с оксидом вольфрама из расчета 4 мас.% вольфрама в составе конечного катализатора. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 500oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 375oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,4 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,1 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 61,1 мас.% (примерное октановое число по MM – 80,2), что составляет 93,6% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 14. 40 г хромалюмосиликата со структурой ZSM-35 механически смешивают с нитратом галлия из расчета 3,0 мас.% галлия в составе конечного катализатора. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 500oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,4 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по MM – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,6 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 59,0 мас.% (примерное октановое число по MM – 84,8), что составляет 111,1% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 15. 35 г магнийалюмофосфата со структурой А1РО-36, содержащего 1,2 мас.% Mg, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, механически смешивают с ацетатом кобальта из расчета содержания 2,5 мас.% Со в конечном катализаторе. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 550oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 425oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 1,0 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,6 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 62,4 мас.% (примерное октановое число по MM – 82,9), что составляет 95,6% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 16. 20 г силикоалюмофосфата со структурой А1РО-37, содержащего 3,4 мас. % Si, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, механически смешивают с оксидом вольфрама WO3 из расчета содержания 1,2 мас.% W в конечном катализаторе. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 500oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,4 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по MM – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,2 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 57,1 мас.% (примерное октановое число по MM – 85,0), что составляет 107,5% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 17. 30 г железоалюмофосфата со структурой А1РО-5, содержащего 1,6 мас.% Fe, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, подвергают ионному обмену в растворе нитрата никеля в течение 26 часов при комнатной температуре. Полученный катализатор промывают в дистиллированной воде, сушат на воздухе и прокаливают в течение 2 часов при температуре 550oС. Содержание никеля в конечном катализаторе – 0,8 мас.%. Из катализатора готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,6 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,2 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 65,1 мас.% (примерное октановое число по MM – 84,7), что составляет 99,7% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 18. 30 г силикоалюмофосфата со структурой А1РО-40, содержащего 3,4 мас. % Si, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, пропитывают раствором нитрата лантана из расчета содержания 2,0 мас.% La в конечном катализаторе. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 550oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 600oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 400oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 1,0 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0% серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,6 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 60,6 мас.% (примерное октановое число по MM – 81,3), что составляет 92,8% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 19. 35 г силикоалюмофосфата со структурой А1РО-41, содержащего 1,5 мас. % Si, введенного в структуру в ходе гидротермального синтеза, продувают азотом, содержащим пары ацетилацетоната молибдена при температуре 250oС. После того как количество пропущенного через образец ацетилацетоната молибдена будет соответствовать содержанию молибдена в образце 5%, прекращают подачу азота, образец продувают воздухом при температуре 550oС в течение 2 часов. Затем готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 5 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 450oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,4 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по MM – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,3 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 55,6 мас.% (примерное октановое число по MM – 85,2), что составляет 104,7% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 20. 10 г кобальтсиликоалюмофосфата со структурой А1РО-11 в виде фракции 0,2-0,8 мм помещают в реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 500oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 450oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 0,8 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-350oС, содержащего 3,75% серы (содержание бензиновой фракции 53,1 мас.%, примерное октановое число по MM – 61,0), с массовой скоростью подачи 1,5 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 54,9 мас.% (примерное октановое число по MM – 87,0), что составляет 103,4% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Пример 21. 30 г кадмийалюмофосфата со структурой А1РО-31 пропитывают раствором ацетата цинка из расчета 2,5 мас.% цинка в составе конечного катализатора. Катализатор прокаливают в течение 2 часов при температуре 550oС, после чего готовят фракцию 0,2-0,8 мм. 10 г полученного катализатора помещают в проточный реактор, продувают азотом (5 л/ч) при температуре 600oС в течение 2 часов, после чего понижают температуру до 450oС и прекращают подачу азота. Далее при этой температуре и давлении 1,0 МПа начинают подачу исходного дистиллята НК-300oС, содержащего 1,0 % серы (содержание бензиновой фракции 65,3 мас.%, примерное октановое число по MM – 59,2), с массовой скоростью подачи 1,5 ч-1. Через 2 часа после начала реакции выход бензиновой фракции составил 66,7 мас.% (примерное октановое число по MM – 85,0), что составляет 102,1% от бензиновой фракции в составе исходного дистиллята. Формула изобретения
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Институт катализа им.Г.К.Борескова СО РАН
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): ЗАО “Финпромко-БИМТ”
Договор № 20330 зарегистрирован 11.11.2004
Извещение опубликовано: 20.01.2005 БИ: 02/2005
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
QZ4A – Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Институт катализа им.Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Закрытое акционерное общество “Финпромко-БИМТ”
Характер внесенных изменений (дополнений):
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
Извещение опубликовано: 7.06.2009 БИ: 18/2009
* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия
|
||||||||||||||||||||||||||