Патент на изобретение №2181474
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ РЕМОНТА ПОЛЮСНЫХ ВЫВОДОВ ТАНКОВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники с использованием сварочного устройства. Технический результат – уменьшение трудоемкости ремонта и повышение его простоты. Согласно изобретению для ремонта используют угольный электрод и предварительно отлитый полюсный вывод. Срезают поврежденную клемму полюсного вывода за счет использования угольного электрода, соединенного проводом с выводом аккумуляторной батареи. При этом удерживают электрод плоскогубцами. Сверху на ремонтируемый полюсный вывод накладывают предварительно отлитый полюсный вывод и сваривают его по периметру, для чего поворачивают корпус батареи в продольной и поперечной плоскостях. 1 ил. Изобретение относится к области ремонта бронетанкового вооружения и техники (БТВТ). Высокие требования к боеготовности частей и подразделений, с одной стороны, и снижение финансирования ВС РФ, с другой стороны, предъявляют повышенные требовании к состоянию средств запуска БТВТ, в том числе аккумуляторных батарей (АБ). Продление сроков службы АБ на 1-2 года не решило проблему укомплектования ими ВС, а повысило требования к организации и технологии их ремонта. К основным неисправностям АБ относятся: повреждение и износ полюсных выводов; трещины мастики, моноблоков, баков и корпусов; сульфатация электродов; повышенный саморазряд; отстающие аккумуляторы; короткое замыкание внутри аккумуляторов; нарушение электрической цепи АБ. Причем разрушение полюсных выводов из-за естественного износа и нарушения правил эксплуатации АБ личным составом составляет до 35% от всех неисправностей АБ. Известен способ ремонта полюсных выводов танковых АБ (Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. Руководство Москва, Воениздат – 1983. – 120 с.), заключающийся в высверливании коловоротом с трубчатым сверлом отверстия в борне, к которому крепится поврежденный полюсной вывод, вывинчивании шурупов крепления вывода к деревянному корпусу, снятии вывода и установке на его место предварительно отлитого в форме нового или снятого со списанных АБ с последующим проплавлением угольным электродом, подключенным проводом к другому выводу АБ, стыка между борном и полюсным выводом. Способ достаточно сложен, требует несколько наименований специального инструмента, который находится в мастерской СРЗ-А в единственном экземпляре на полк. Известен также способ ремонта полюсных выводов танковых АБ (Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. Руководство. Москва, Воениздат – 1983. – 113 с.), заключающийся в срезании ножовочным полотном или угольным электродом, удерживаемым плоскогубцами и соединенным проводом со вторым выводом, поврежденного участка полюсного вывода, отвинчивании шурупов крепления вывода к корпусу АБ, снятии поврежденного вывода, установке на его место предварительно отлитого в форме или снятого со списанных АБ с последующей сваркой электродом места стыка. Опыт эксплуатации БТВТ показывает, что недостатком прототипа является высокая вероятность механического разрушения полюсного вывода вследствие вибрационных нагрузок в объекте, либо его перегорание при больших пусковых нагрузках в месте сварки. Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа ремонта полюсных выводов АБ, отличающегося низкой трудоемкостью, простотой и отсутствием потребности в специальном инструменте. Согласно изобретению в способе ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей, включающем использование предварительно отлитого полюсного вывода и угольного электрода, соединенного проводом с выводом аккумуляторной батареи, срезают поврежденную клемму полюсного вывода с использованием угольного электрода, удерживаемого плоскогубцами, сверху на ремонтируемый полюсный вывод накладывают предварительно отлитый полюсный вывод, сваривают по всему периметру места контакта предварительно отлитый и ремонтируемый выводы с поворачиванием для этого корпуса аккумуляторной батареи в ее продольной и поперечной плоскостях. Изобретение поясняется чертежом, где 1 – поврежденная клемма; 2 – плоскость шурупов крепления (плоскость среза); 3 – шурупы крепления вывода; 4 – полюсной вывод; 5 – корпус АБ; 6 – угольный электрод; 7 – провод; 8 – плоскогубцы: 9 – второй полюсной вывод, 10 – новый полюсной вывод; 11 – место сварки; 12 – направления поворота корпуса АБ. Способ заключается в срезании поврежденной клеммы 1 до плоскости 2 шурупов крепления 3 полюсного вывода 4 к корпусу АБ 5. Срезание производится угольным электродом 6, соединенным со вторым полюсным выводом 9 проводом 7. В качестве электрододержателя используются плоскогубцы 8. Предварительно отлитый или снятый со списанных АБ новый полюсной вывод 10 накладывается сверху ремонтируемого 4 с последующей его приваркой по всему периметру 11 места контакта полюсных выводов. Для удобства сварки корпус АБ 5 поворачивается в направлениях 12 (продольной и поперечной плоскостей). Способ экономичен, прост, позволяет с места механика-водителя без снятия АБ с объекта в течение пяти минут восстановить разрушенный полюсной вывод силами экипажа без привлечения специалистов ремонтников и оборудования мастерской СРЗ-А. Простейшие расчеты показывают, что механическая прочность и электропроводность такого соединения в 1,5-2 раза выше, чем при ремонте известными способами. Техническим результатом использования способа ремонта полюсных выводов танковых аккумуляторных батарей является быстрый и качественный ремонт полюсных выводов без снятия АБ с объекта, что существенно повышает боеготовность частей и подразделений при снятии их с хранения и ведении боевых действий. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 05.10.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 18-2004
Извещение опубликовано: 27.06.2004
|
||||||||||||||||||||||||||