Патент на изобретение №2181044

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2181044 (13) C1
(51) МПК 7
A61K31/00, A61P15/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000128092/13, 09.11.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.11.2000

(45) Опубликовано: 10.04.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Ветеринария. – 1996, № 3, с.41-46. ГОНЧАРОВ В.П., КАРПОВ В.А. Профилактика и лечение гинекологических заболеваний коров. – М.: Россельхозиздат, 1981, с.104-120. МАШКОВСКИЙ М.Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 1993, ч.II, с.418 и 419.

Адрес для переписки:

308503, г.Белгород, п. Майский, Белгородская ГСХА, Зав. сектором патентоведения Н.Е. Крючковой

(71) Заявитель(и):

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

(72) Автор(ы):

Пономарев А.Ф.,
Горшков Г.И.,
Куликовский В.Ф.,
Бреславец В.М.,
Бреславец П.И.

(73) Патентообладатель(и):

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

(54) СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ КОРОВ ПРИ ОСТРОМ ПОСЛЕРОДОВОМ ЭНДОМЕТРИТЕ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области ветеринарии. Способ включает внутриматочное введение лекарственного препарата в форме пенной аэрозоли в дозе 1,02 г действующего вещества 1 раз в сутки до появления признаков клинического выздоровления (2-4 суток), причем в качестве лекарственного препарата берут аэрозоль нитазола. Полученный результат – подавление патогенной микрофлоры в полости матки, противовоспалительное действие, что позволяет повысить эффективность лечения коров, больных острым послеродовым эндометритом. 3 табл.


Изобретение относится к области ветеринарии, в частности к способам лечения коров при остром послеродовом эндометрите.

Среди акушерско-гинекологических заболеваний основную проблему представляют острые послеродовые эндометриты, которые сдерживают воспроизводство стада и наносят большой экономический ущерб хозяйствам. При этом по данным ряда авторов потери больше, чем от заразных и незаразных болезней, вместе взятых [1].

Известны способы лечения коров, больных острым послеродовым эндометритом, путем сочетания средств общей и местной терапии, направленные на своевременное и полное удаление экссудата из полости матки, подавление патогенной микрофлоры, восстановление тонуса и сократительной способности мускулатуры матки, ускорение регенерации поврежденного эндометрия, повышение защитных сил организма [2].

Наиболее близким по достигаемому положительному эффекту является способ лечения коров, больных острым послеродовым эндометритом, включающий внутриматочное введение антимикробных препаратов (антибиотиков, сульфаниламидов, нитрофурановых соединений) на фоне действия средств патогенетической терапии [2].

Существенными недостатками известных способов лечения коров с использованием внутриматочных противомикробных средств при остром послеродовом эндометрите являются недостаточная эффективность из-за малой широты противомикробного спектра действия препарата по сравнению с возможным микробным пейзажем, осложняющим эндометриты, необходимость длительного применения препаратов, быстрое возникновение устойчивости патогенной микрофлоры к большинству традиционно применяемых антимикробных препаратов, появление побочных отрицательных воздействий на организм животных.

Задача изобретения – повышение эффективности лечения. Это достигается тем, что животному с острым послеродовым эндометритом в качестве этиотропного средства внутриматочно вводят пенный аэрозоль нитазола в дозе 1,02 г действующего вещества 1 раз в сутки до появления признаков клинического выздоровления (2-4 суток). Доза и кратность применения препарата отработана на больных и клинически здоровых животных в предварительных опытах.

Аэрозоль “Нитазол” – широко используемый в гинекологической медицинской практике препарат, содержащий в своем составе (г/упаковку): нитазола – 1,02; эмульсионных восков – 2,397; масла оливкового – 6,783; спирта этилового 95%-ного – 2,04; глицерина – 2,55; воды дистиллированной – 36,21; хладона-12 – 9 [3].

Препарат в соответствии со спектром антимикробного действия нитазола оказывает наряду с протистоцидным действием на многие виды простейших, включая трихомонады, выраженное антибактериальное действие на стафилококки, стрептококки, кишечную палочку, аэробные спорообразующие бактерии, патогенные анаэробные микроорганизмы, как клостридиальные, так и неклостридиальные (Bacteroides fragilis, Bacteroides melaninogenicus, Peptococcus, Peptostreptococcus) в виде монокультур и микробных ассоциаций, включая микрофлору, нечувствительную к антибиотикам. Аэрозоль нитазола оказывает также пролонгированное противовоспалительное действие [4].

Особенностью аэрозоля нитазола является широкий спектр бактериостатического, бактерицидного и протистоцидного действия в сочетании с противовоспалительной активностью. Благодаря пенной форме препарата достигается максимальный контакт действующего вещества со слизистой оболочкой матки, что позволяет повысить эффективность лечения коров, больных острым послеродовым эндометритом, и восстановить их воспроизводительную способность. Сравнительно низкая стоимость препарата и небольшая кратность применения для вызова стойкого лечебного эффекта делают использование аэрозоля нитазола экономически более выгодным по сравнению с применением традиционных внутриматочных этиотропных средств.

Сущность изобретения характеризуется примерами по результатам клинического наблюдения за животными при остром послеродовом эндометрите.

Пример. Терапевтическую эффективность аэрозоля нитазола при острых послеродовых гнойно-катаральных эндометритах у коров изучали в сравнении с другими широко используемыми в гинекологической ветеринарной практике препаратами (внутриматочными палочками с фуразолидоном, 5%-ной эмульсией активированного стрептоцида, левоэритроциклином) на фоне действия идентичных в опытной и контрольной группах коров средств патогенетической терапии (тривитамин, синестрол, окситоцин).

По принципу аналогов были сформированы 4 группы (одна опытная и 3 контрольных) коров, больных острым послеродовым гнойно-катаральным эндометритом, по 15 голов в каждой. Группы были также выровнены по тяжести проявления у животных воспалительного процесса, оценивавшегося по методу В.С. Дюденко в 4 креста, и по срокам возникновения эндометрита – колебания по группам составили от 6,50,8 до 8,01,0 суток после отела.

Животным первой (опытной) группы вводили внутриматочно пену нитазола по ранее установленной экспериментально оптимальной схеме: 1 раз в сутки в дозе 1,02 г нитазола в течение 2-4 суток с интервалом 24 часа до появления первых клинических признаков выздоровления.

Животным контрольных групп (со 2-й по 4-ю) вводили внутриматочно до закрытия шейки матки соответственно:
– внутриматочные палочки с фуразолидоном по 2-4 шт. за один прием, ежедневно;
– 5%-ную эмульсию стрептоцида в дозе 80-100 мл, ежедневно;
– левоэритроциклин в дозе 75-100 мл 2-4 раза с интервалом 3-5 суток.

За животными вели постоянное клиническое наблюдение до их плодотворного осеменения, учитывая срок лечения, кратность введения антимикробных препаратов и терапевтическую эффективность.

Терапевтическую эффективность испытуемых препаратов оценивали по продолжительности курса лечения больных коров, срокам исчезновения у них выраженных признаков заболевания и возобновления половых циклов, оплодотворяемости после первого и последующих осеменений, коэффициенту оплодотворения, продолжительности бесплодия.

При клиническом наблюдении установлено, что у коров опытной группы, имевших повышенные показатели температуры, пульса и дыхания, уже на вторые сутки лечения наблюдалась их нормализация, в то время как у животных контрольных групп нормализация этих показателей наступала на 12-36 часов позже. В последующем у больных животных под влиянием нитазола на 3-4-е сутки с начала терапевтического вмешательства отмечено усиление выделения из матки гнойно-слизистого экссудата, которое заметно уменьшалось на 7-8-е сутки лечения, причем выделения принимали слизистый характер, становились прозрачными, густыми, без примеси гноя. К этому времени при ректальном исследовании отмечалось восстановление ригидности матки, она находилась в средней части тазовой полости, была эластично упругой и отвечала на массаж сокращениями. На 9-12-е сутки лечения у 2/3 животных этой группы регистрировали полное прекращение маточных выделений.

У животных контрольных групп вышеописанные клинические признаки в разной степени запаздывали по срокам на 3-7 суток. Более сходными с животными опытной группы по признакам выздоровления были животные, которым вводили левоэритроциклин и наименее – палочки с фуразолидоном (2-я группа). Так, у животных 2-й группы заметное уменьшение выделений маточной слизи наблюдалось лишь на 14-15-е сутки лечения, к этому сроку восстанавливалась и ригидность матки. Однако у части коров в эти сроки в слизи были заметны прожилки гноя, а полное прекращение маточных выделений у 66,7% коров отмечали лишь к 17-23-м суткам.

В опытной группе в результате лечения наблюдалось исчезновение клинических признаков острого эндометрита у всех животных, подвергнутых терапии аэрозолем нитазола (см. табл.1). В то время как в контрольных группах применяемыми препаратами не удалось у всех животных (2 головы из второй группы и по 1 голове из 3-й и 4-й групп) остановить воспалительный процесс в эндометрии, их пришлось исключать из дальнейшего опыта и “долечивать” с помощью иных лекарственных средств.

По лечебному воздействию нитазол оказался более эффективным при остром послеродовом гнойно-катаральном эндометрите у животных, чем другие апробированные антимикробные препараты: при его применении срок лечения был на 3,3-8,4 суток короче, а выздоровление с восстановлением плодовитости на 7-20% достигалось чаще. Надо полагать, что у 6,7% коров опытной группы и у 13,3-26,7% коров контрольных групп клинически выраженный эндометрит перешел в скрытую форму течения.

Ценным является и то, что кратность введения нитазола меньше, что уменьшает затраты рабочего времени ветперсонала и удешевляет лечение.

Данные о влиянии исследованных препаратов на показатели воспроизводительной функции у животных представлены в табл. 2.

Анализ таблицы показывает, что у животных при применении нитазола в среднем на 12,7-37,4 суток уменьшается сервис-период, на 4,4-15,6% больше животных оплодотворялось после первого осеменения по сравнению с животными контрольных групп.

Каких-либо отрицательных побочных явлений, признаков интоксикации при лечении больных коров с применением нитазола не отмечено, о чем свидетельствуют материалы клинических, гематологических, иммунологических исследований.

Так, у коров опытной группы после окончания лечения в сравнении с исходным уровнем при гематологических исследованиях установлено:
– снижение СОЭ с 0,590,02 до 0,520,01 мм/ч (на 11,9%);
– увеличение содержания в крови гемоглобина с 96,52,7 до 1192,4 г/л (на 6,8%) и эритроцитов с 4,20,3 до 5,80,41012 /л (на 23,3%);
– снижение количества лейкоцитов с 12,11,2 до 8,71,4109/л (на 39%);
– в лейкограмме снижение содержания эозинофилов с 4,5 до 3,2%, юных форм нейтрофилов с 1,0 до 0%, палочкоядерных – с 14,0 до 6,2%, сегментоядерных с 28,5 до 21,5%, но увеличение количества лимфоцитов с 51,0 до 65%, моноцитов – с 1,0 до 4,5% при относительно стабильном количестве базофилов на уровне 0,5%.

Данные по экономической эффективности апробированных при эндометритах у коров методов лечения изложены в табл. 3.

Анализируя табличные данные, можно сделать вывод о том, что в первой (опытной) группе, лишь за исключением показателя затрат на лечение одного животного, который выше на 1 руб. 84 коп., чем во второй, все остальные экономические показатели лучше, чем в контрольных группах, а суммарный индекс эффективности лечения указывает на то, что, в конечном итоге, использование аэрозоля нитазола для лечения коров, больных острым послеродовым гнойно-катаральным эндометритом, экономически целесообразнее, чем лечение внутриматочными палочками с фуразолидоном, 5%-ной эмульсией активированного стрептоцида и левоэритроциклином соответственно в 2,6; 2,4 и 3,1 раза.

Таким образом, полученный результат достигается использованием в качестве лекарственного препарата при остром послеродовом эндометрите аэрозоля “Нитазол”, который подавляет патогенную микрофлору в полости матки и оказывает выраженное противовоспалительное действие, что позволяет с минимальными экономическими затратами эффективно купировать воспалительный процесс в слизистой оболочке матки и восстановить воспроизводительную функцию у переболевших коров.

Источники информации
1. Григорьева Т.Е., Иванов Г.И. Профилактика алиментарного бесплодия коров. – Ветеринария. – 1996 – N 3 – С.41-46.

2. Гончаров В. П., Карпов В.А. Профилактика и лечение гинекологических заболеваний коров – М.: Россельхозиздат, 1981. – С.104-120.

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Ч.II. – М.: Медицина, 1993. – С.418-419.

4. Теория и практика местного лечения гнойных ран. Безуглая О.П., Белов С. Г., Гунько В.Г. и др. Под ред. Б.М. Даценко. – Киев: Здоровье, 1995. – С. 263-264.

Формула изобретения


Способ лечения коров при остром послеродовом эндометрите, характеризующийся тем, что внутриматочно вводят лекарственный препарат в форме пенного аэрозоля в дозе 1,02 г действующего вещества 1 раз в сутки до появления признаков клинического выздоровления (2-4 суток), причем в качестве лекарственного препарата берут аэрозоль нитазола.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.11.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2181000-2181999