Патент на изобретение №2180061
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ
(57) Реферат: Изобретение относится к машиностроению. Дифференциальный планетарный механизм содержит вал с центральным колесом, входящим в зацепление с планетарным колесом, на полом валу которого диаметрально закреплены роторы с расточками, в которых установлены тела с возможностью свободного движения с первоначальным дебалансом массы со стороны открытой торцовой стенки расточки. Тела парами соединены тягами с возможностью их взаимного перемещения в роторе и полом валу планетарного колеса. Скользящий контакт тел входит в контакт с внутренней поверхностью водила, выполненной из участков, соответствующих траекториям движения скользящего контакта, обеспечивая ускоренное и замедленное движение тел от центра и ускоренное и замедленное движение к центру. При определенных размерах радиусов водила и планетарного колеса мощности на валу водила и центрального колеса будут пропорциональны коэффициенту трения. Увеличена передаваемая мощность. 4 ил. Дифференциальный планетарный механизм относится к области механики и может быть использован в качестве редуктора для привода машин и механизмов с увеличением передаваемой мощности либо в качестве двигателя с кинематической связью ведомого и ведущего валов с пусковым устройством. Известен роторный радиально-поршневой двигатель, состоящий из статора с распределительным валом, полости высокого и низкого давлений рабочей среды разделены перегородкой и соединены с его отверстиями, и эксцентрично установленного с возможностью свободного вращения ротора с радиально установленными цилиндрами, поршнями и штоками, входящими в скользящий контакт с внутренней поверхностью статора, а рабочие полости цилиндров соединены отверстиями с внутренними полостями ротора, соответствующими полостям высокого и низкого давлений рабочей среды распределительного вала [1]. Недостатком является малое значение суммарной составляющей центробежных и центросмесительных сил, действующих на внутреннюю поверхность статора в одном направлении при больших значениях сил трения, создающих момент сопротивления вращению ротора, так как каждый поршень входит в контакт с внутренней поверхностью статора. Наиболее близким решением технической задачи является дифференциальный планетарный механизм, состоящий из вала с центральным колесом, входящим в зацепление с планетарным колесом, закрепленным на оси, установленной с возможностью вращения в корпусе водила с валом, установленным с возможностью вращения в корпусе [2]. Недостатком является невозможность передачи вращающего момента на вал водила. Целью предлагаемого изобретения является создание вращающего момента на валу водила с увеличением передаваемой мощности. Поставленная цель достигается тем, что планетарное колесо выполнено в виде венца и закреплено на полом валу, на концах которого закреплены ротора с диаметральными расточками с одной закрытой торцовой стенкой, в которых установлены с возможностью свободного перемещения тела, соединенные парами тягами с возможностью взаимного перемещения в роторе и тягами с растяжками с возможностью их взаимного перемещения в полом валу, и тела установлены с первоначальными дебалансами масс со стороны открытых торцовых стенок расточек с закрепленными скользящими контактами, входящими в контакт с внутренней поверхностью водила, выполненной участками, соответствующими ускоренному и замедленному движению тела в направлении от центра и ускоренному и замедленному движению тел в направлении к центру, причем скользящие контакты тел входят в контакт с внутренней поверхностью водила только на участках с замедленным движением тел в направлении от центра и ускоренным движением тел в направлении к центру, а на остальных участках скользящий контакт движется параллельно внутренней поверхности водила без контакта, и участки, воспринимающие действие скользящего контакта сориентированы по направлению вращения водила, причем чем меньше величина сектора, на котором силы воздействуют на водило, тем больше величины центростремительных сил, а величина центробежных сил изменяется за счет количества тел, так как они выполнены в поперечном разрезе в виде прямоугольника, что позволит увеличить количество тел и их массу. Центробежные и центростремительные силы, действующие в определенном секторе на внутреннюю поверхность водила, создают суммарную рабочую силу, под действием которой оно будет вращаться, а силы, препятствующие вращению ротора, будут равны сумме центробежных и центростремительных сил, умноженной на коэффициент трения скользящего контакта c внутренней поверхностью водила, значения которого в основном и определяют величину, на которую увеличивается мощность на валу водила по сравнению с мощностью на валу центрального колеса. Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемыми к нему чертежами, где на фиг.1 дан общий вид предлагаемого изобретения; на фиг. 2 – схема действующих сил в плоскости вращения детали 12; на фиг.3 – детали поз. 6, 7, 8, 11, 12; на фиг.4 – схема действующих сил на деталь поз.12 в плоскости детали 5. Предлагаемое устройство состоит из вала 1 с центральным колесом 2, входящим в зацепление с венцом планетарного колеса 3, закрепленного на полом валу 4, соединенного с диаметрально расположенными роторами 5, в которых выполнены диаметральные расточки 6 с одной торцовой стенкой, и в них установлены с возможностью свободного перемещения тела 7 с начальным дебалансом масс со стороны открытых торцовых стенок расточек 6 и соединены парами тягами 8 с возможностью взаимного перемещения в роторе 5 и тягами 9 с растяжками 10 с возможностью взаимного перемещения в полом валу 4, а скользящие контакты 11 тел 7 входят в контакт с внутренней поверхностью 12, выполненной участками: с ускоренным и замедленным движением тел 7 в направлении от центра ротора 5, ускоренным и замедленным движением их к центру, причем скользящий контакт 11 входит в контакт с внутренней поверхностью водила 12 только на участках с замедленным движением тел 7 в направлении от центра ротора 5 и ускоренным движением в направлении к центру ротора, и эти участки расположены соответственно направлению вращения водила 12, установленного с возможностью вращения в корпусе 13. Устройство согласно предлагаемому изобретению работает следующим образом. При вращении вала 1 с центральным колесом 2 планетарное колесо 3 будет вращаться, и вместе с ним будут вращаться ротора 5 с телами 7, при этом первоначальный дебаланс масс их создает центробежные силы, определяемые по формуле: ![]() где ![]() vi – скорость вращения центра дебаланса масс, ri – радиус центра дебаланса масс. Под действием этой силы тела 7 будут двигаться в направлении от центра ротора 5 с ускорением, определяемым по формуле: ![]() где ![]() ![]() ![]() где аi1-2 – переменное ускорение движения в радиальном направлении тел 7, tl-2 – время движения на участке 1-2 траектории. В точке 2 внутренней поверхности водила 12 скользящий контакт 11 входит в контакт с ней, следовательно, на нее будут действовать следующие силы. 1. Центробежная сила, определяемая по формуле: ![]() где ![]() vi2-3 – изменяющаяся величина линейной скорости центра дебаланса масс, ri2-3 – изменяющаяся величина радиуса центра дебаланса масс. 2. Центростремительная сила, определяемая по формуле: Pцс2-3= ![]() ![]() где ![]() а2-3 – величина замедления движения тел 7 на участке 2-3, которая определяется по формуле: ![]() где vk2 – величина скорости тел 7 в радиальном направлении в точке 2 траектории движения, t2-3– время движения ротора 5 на участке траектории 2-3. В точке 3 скорость тел 7 в радиальном направлении становится равной нулю. Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 2-3 определяется по формуле: ![]() где v2 – скорость движения тел 7 в радиальном направлении, t2-3 – время движения ротора 5 на участке траектории 2-3. На участке траектории 3-4 внутренняя поверхность водила 12 выполнена таким образом, что при вращении ротора 5 скользящий контакт 11 вместе с телами 7 будет двигаться с ускорением в направлении к центру ротора 5, при этом на внутреннюю поверхность водила 12 будут действовать следующие силы. 1. Центробежная сила, определяемая по формуле: ![]() где ![]() vi3-4 – изменяющаяся линейная скорость движения центра дебаланса масс, ri3-4 – изменяющаяся величина радиуса центра дебаланса масс. 2. Центростремительная сила, определяемая по формуле: Pцс3-4= ![]() ![]() где ![]() а3-4 – ускорение движения тел в радиальном направлении, и оно должно быть таким, чтобы тела 7 получили скорость движения в радиальном направлении в точке 4 траектории достаточную, чтобы при движении на участке 4-1 траектории под действием центробежных сил, действующих на этом участке, в точке 1 скорость стала бы равной нулю. Если величина а2-3 равна величине а3-4, то траектория симметрична относительно точки 3, но эти величины могут быть и не равны. Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 3-4 определяется по формуле: ![]() где t3-4 – время движения ротора 5 на участке траектории 3-4. На участке 4-1 траектории движения тела 7, получившие скорость в радиальном направлении под действием центробежных сил, должны остановиться в точке 1. Величина центробежных сил определяется по формуле: ![]() Траектория движения скользящего контакта 11 на участке 4-1 определяется по формуле: ![]() где v4 – скорость движения тел 7 в радиальном направлении, t4-1 – время вращения ротора 5 на этом участке, аi4-1 – замедление движения в радиальном направлении на этом участке, которое определяется по формуле: ![]() В точке 1 траектории цикл начинает повторение. Таким образом, на участке 2-3 и 3-4 на поверхность водила 12 действуют центробежные и горизонтальные составляющие центростремительных сил, которые дают суммарную силу Рр, последняя сила разлагается на радиальную R и тангенсальную Т составляющие силы. Тангенсальные составляющие силы создают вращающиеся моменты на ротор 5, уравновешивающие друг друга. Радиальные составляющие силы создают рабочую силу, равную векторной сумме всех сил, одновременно действующих на участках 2-3 и 3-4. Эта сила создает вращающий момент на водило 12 и приводит его во вращение. Возможны три варианта движений. 1. Водило 12 вращается в обратную сторону, чем центральное колесо 2. Из формулы определения угловой скорости планетарного колеса: ![]() где r1 – радиус центрального колеса 2, r2 – радиус планетарного колеса 3, ![]() ![]() видно, что работа не устойчива, так как при уменьшении ![]() ![]() ![]() 2. Водило 12 вращается в том же направлении, что и центральное колесо, но с большей угловой скоростью. Работа не устойчива, как и в первом варианте. 3. Водило 12 вращается в том же направлении, что и центральное колесо 2, но с меньшей скоростью. Работа устойчива, так как при уменьшении угловой скорости водила 12 ![]() ![]() где ![]() ![]() Кm – коэффициент трения скользящего контакта 11, v2-4 – скорость движения скользящего контакта 11 на участке 2-4. Мощность, полученная на водиле 12, равна ![]() где ![]() ![]() v0 – линейная скорость водила. Отношение ![]() Векторная сумма сил незначительно отличается от алгебраической, так как они отличаются на cos ![]() ![]() ![]() ![]() 1. Н. И. Колпин. Механика машин. Л. : Машиностроение, 1971 г., УДК 534/534.002.5, с. 530-532. 2. П. В. Коваль. Гидравлика и гидропривод горных машин. М.: Машиностроение, 1979 г., УДК 622.233; 621.22 (025.8), с. 95-97. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||