Патент на изобретение №2179934

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179934 (13) C2
(51) МПК 7
B60L9/04, B60L9/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99125885/28, 08.12.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.12.1999

(43) Дата публикации заявки: 20.10.2001

(45) Опубликовано: 27.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
КОЛОКОЛОВ Ю.В. Электрооборудование перспективного варианта высокоскоростного электропоезда ЭР200. – Сб. трудов МИИТа, вып.833, 1989, с.77-79. SU 880810, 15.11.1981. SU 975469, 23.11.1982. RU 2116897, 10.08.1998. DE 1563945, 30.07.1998. ЕР 0197370 А, 15.10.1986.

Адрес для переписки:

101475, Москва, ул. Образцова, 15, МИИТ

(71) Заявитель(и):

Литовченко Виктор Васильевич,
Феоктистов Валерий Павлович

(72) Автор(ы):

Литовченко В.В.,
Феоктистов В.П.

(73) Патентообладатель(и):

Московский государственный университет путей сообщения

(54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ПИТАНИЕМ ОТ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА


(57) Реферат:

Изобретение относится к электроподвижному составу рельсового транспорта с питанием от контактной сети постоянного тока. Тяговый электропривод содержит тяговые электродвигатели, полупроводниковый преобразователь электроэнергии с входным фильтром, а также блок управления с датчиком тока. Предложено ввести дополнительный датчик тока на входе входного фильтра и подключать его через дифференцирующее звено к элементу сравнения в блок управления. Устройство позволяет исключить низкочастотные колебания в контуре, образованном тяговой сетью и входным фильтром электропривода, и повысить надежность работы электроподвижного состава. Кроме того, изобретение позволяет уменьшить значительно емкость и индуктивность входного фильтра, его массу и габариты. 3 ил.


Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в тяговых электроприводах электровозов и электропоездов железнодорожного транспорта, в городском электротранспорте (метро, трамвай, троллейбус).

Известен тяговый электропривод, содержащий электродвигатели постоянного тока, импульсный преобразователь и входной LC-фильтр, а также блок управления полупроводниковым преобразователем [1].

Недостаток известного электропривода связан с наличием входного LC-фильтра, имеющего резонансную частоту обычно менее 20 Гц, что при его высокой добротности ведет к возникновению колебательных, слабо затухающих процессов при резких изменениях напряжения контактной сети и тока двигателя.

В качестве прототипа изобретения целесообразно принять тяговый электропривод с питанием от контактной сети постоянного тока, содержащий тяговые электродвигатели, которые посредством полупроводникового преобразователя электроэнергии с входным сглаживающим LC-фильтром подключены к токоприемнику, датчик тока тяговых электродвигателей и задающий элемент, выходы которых подключены к элементу сравнения, а выход последнего – ко входу управляющего элемента, выход которого соединен со входом блока управления полупроводникового преобразователя [2-4].

Недостаток известного привода связан с возможностью генерации низкочастотных колебаний во входной цепи привода.

Техническим результатом является улучшение сглаживания низкочастотных пульсаций тока во входной цепи тягового электропривода и в контактной сети.

Технический результат в предложенном электроприводе достигается за счет того, что дополнительно предусмотрены датчик тока и дифференцирующее звено, причем указанный дополнительный датчик тока своими входами включен во входную цепь входного LC-фильтра, а выходами – через дифференцирующее звено к дополнительному входу элемента сравнения.

Существенные отличительные признаки предложения:
– включение датчика тока на входе входного фильтра и подключение его выхода через дифференцирующее звено к элементу сравнения.

Сущность изобретения иллюстрируется на конкретном примере его исполнения, показанном на чертежах, где:
– фиг.1 – упрощенная принципиальная электрическая схема тягового электропривода;
– фиг.2 – эквивалентная структурная схема замещения тягового электропривода для режима низкочастотных колебаний;
– фиг.3 – осциллограмма низкочастотных колебаний.

Предложенный электропривод (фиг.1) содержит тяговые электродвигатели 1 постоянного тока последовательного возбуждения, которые посредством полупроводникового преобразователя 2 и входного LC-фильтра 3 подключены к токоприемнику 4 и узлу заземления 5. В цепь двигателей 1 включен датчик тока 6, а во входной цепи входного фильтра 3 – датчик тока 7. Указанные датчики осуществляют преобразование входных величин I и Iк в пропорциональные выходные сигналы U(I) и U(Iк) низкого напряжения с гальванической развязкой входных и выходных цепей. Выход датчика 6 непосредственно, а выход датчика 7 посредством дифференцирующего звена 8 подключены ко входам элемента сравнения 9; к третьему входу элемента 9 подключен выход задающего элемента 10, рукояткой которого машинист устанавливает требуемое значение тягового тока, т.е. тока двигателя 1. Выход элемента сравнения 9 подключен ко входу управляющего элемента 11, а его выход – подключен ко входу блока управления 12 полупроводникового преобразователя 2.

Предложенный тяговый привод работает следующим образом. В стационарном режиме, т.е. при отсутствии возмущений в виде скачков напряжения в контактной сети, обеспечивается поддержание тягового тока двигателей 1 на уровне его значения, заданного машинистом при помощи элемента 10. При этом колебательность входной цепи электропривода определяется эквивалентной структурной схемой по фиг.2.

На фиг. 2 динамические звенья с передаточными функциями W1, W2, W3 и W4 соответствуют: Wl=l/(Lp) – реактору входного фильтра;
W2= l/(Cp) – конденсатору входного фильтра; W3 = -полупроводниковому преобразователю, работающему с коэффициентом заполнения , W4=Тp – дифференцирующему звену с постоянной дифференцирования Т.
Эквивалентная передаточная функция при этом примет вид

колебательного звена с коэффициентом затухания T.
При отсутствии предложенной дополнительной связи по производной тока контактной сети T= 0, эквивалентная передаточная функция будет соответствовать колебательному звену без затухания и любые возмущения приводят к возникновению низкочастотных пульсаций тока во входной цепи (см. фиг. 3,а).

При наличии предложенной дополнительной связи по производной тока контактной сети T0, даже возмущения в виде скачка напряжения в контактной сети сопровождаются быстрым затуханием переходного процесса (фиг.3,б).

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в том, что при его использовании электромагнитная совместимость тягового электропривода электроподвижного состава с техническими средствами железнодорожного транспорта обеспечивается при уменьшенных в два раза емкости и индуктивности реактора входного фильтра, а следовательно, уменьшенных массе и габаритах фильтра. Это позволяет в свою очередь снизить потери энергии во входном фильтре на 2%.

Источники информации
1. Результаты испытаний опытного электропоезда ЭР12 с импульсным регулированием напряжения в режиме тяги. Б.И. Калинкин и др. Труды ВНИИЖТ, 1981, вып. 636, с. 108-119.

2. Электрооборудование перспективного варианта высокоскоростного поезда ЭР200. Колоколов Ю.В. и др. Труды МИИТа, 1989, вып.833, с. 77-91.

3. Авторское свидетельство 880810. Тяговый электропривод с питанием от контактной сети постоянного тока. Б.И. 1981, 42, кл. Н 02 М 3/14.

4. Феоктистов В.П. Структуры систем автоматического регулирования тяговых электроприводов с импульсными преобразователями. В сб. “Электротехническая промышленность”, серия “Преобразовательная техника”, 1979, вып. 1(118), с. 26-29, рис.1-2.

Формула изобретения


Тяговый электропривод с питанием от контактной сети постоянного тока, содержащий тяговые электродвигатели, которые посредством полупроводникового преобразователя электроэнергии с входным сглаживающим LC-фильтром подключены к токоприемнику, датчик тока тяговых электродвигателей и задающий элемент, выходы которых подключены к элементу сравнения, а выход последнего – ко входу управляющего элемента, выход которого соединен со входом блока управления полупроводникового преобразователя, отличающийся тем, что введены дополнительно датчик тока и дифференцирующее звено, причем указанный дополнительный датчик тока своими входами включен во входную цепь входного LC-фильтра, а выходами – через дифференцирующее звено к дополнительному входу элемента сравнения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.12.2005

Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006


Categories: BD_2179000-2179999