Патент на изобретение №2179907
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ МАШИНЫ ЛИТЬЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ И СПОСОБ ЕГО ОХЛАЖДЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к литейному производству и пригодно в машинах литья под давлением. Поршневой узел МЛПД содержит соединенные между собой поршень и шток с продольным каналом под трубопровод. На заднем конце трубопровода размещен уплотнительный элемент, а на переднем – полый хвостовик, соединенный со штоком и заканчивающийся диском. Диск расположен без зазора между торцами поршня и штока, имеющего также по поперечному окну, выходящему в продольный канал штока и в его дно. Кроме того, шток имеет несколько поперечных окон, открытых в продольные проточки его соединительной поверхности, расположенные между окнами диска, выходящими в полость хвостовика. Также в наружной кольцевой канавке штока установлен уплотнительный элемент для герметизации зоны охлаждения поршня. Хвостовик соединен неразъемно с трубопроводом, а окна в диске выполнены поперечными. В штоке под поршень диаметром не более 50 мм несколько поперечных окон образованы в разных поперечных сечениях, а при большем диаметре – в одном сечении. Хладагент подают по наружным каналам штока от заднего торца поршня к переднему. Нагретый хладагент отводят по внутреннему каналу штока в противоположном направлении. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы и упрощение изготовления узла. 2 с. п. ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к литейному производству и пригодно для использования в машинах литья под давлением (МЛПД). Известен поршневой узел МЛПД, выполненный в виде поршня, размещенного своей полостью на передней части штока. Шток имеет тракты циркуляции хладагента, омывающего полость поршня (см. М.Б. Беккер “Литье под давлением” – М.: Машиностроение, 1985, с. 56). Известен другой поршневой узел (патент РФ 2043850 от 20.09.95 г., B 22 D 17/20), содержащий поршень, шток с продольным каналом, размещенный в полости поршня, и имеющий в дне продольного канала и стенках поперечные окна для подвода в зону охлаждения поршня и отвода его оттуда, соединенные с продольными проточками на наружной поверхности штока, уплотнительный элемент, установленный на заднем конце трубопровода, а на переднем конце полый хвостовик, куда выходят наклонные каналы с боковой поверхности его диска, установленного без зазора между торцами поршня и штока, причем хвостовик соединен со штоком штифтом или резьбой. Его недостатки: при использовании только резьбовых поверхностей для фиксации хвостовика в продольном канале штока в случае сворачивания поршня со штока, соединенных также резьбой, происходит выворачивание хвостовика, контактирующего диском с торцом поршня. В этом случае между торцами диска и штока образуется зазор, что приводит к деформации диска и хвостовика и выходу их из строя. Если шаг резьбы хвостовика больше шага резьбы штока под поршень, то вследствие выворачивания хвостовика из штока торцом поршня последний заклинивается диском и тогда поршень только стачивают со штока. При самопроизвольном выворачивании хвостовика из штока уплотнительный элемент заднего конца трубопровода отходит от дна продольного канала штока и нарушается герметичность каналов подвода хладагента в шток и отвода его оттуда, что отрицательно сказывается на эффективности охлаждения поршня. При разъемном соединении хвостовика с трубопроводом затруднительна установка последнего в продольном канале штока и удаление его оттуда, выполняемое периодически для профилактики, так как в процессе эксплуатации поршневого узла на трубопроводе и в продольном канале штока образуется ржавчина и откладывается накипь при кипении хладагента в зоне охлаждения поршня. Наклонные сквозные каналы диска не технологичны в изготовлении и, как показали испытания поршней, мало влияют на эффективность охлаждения поршня. При поршне диаметром не более 50 мм стенка штока в зоне выполнения поперечных окон не более 8 мм и она ослаблена дополнительно этими окнами. Это приводит к отрыву передней части штока при заклинивании поршня в камере прессования или пресс-форме. При размещении уплотнительного элемента в наружной кольцевой канавке штока, выполненной в соответствующие размеры, затруднительно удаление его оттуда, и он практически не охлаждается, что сказывается отрицательно на его эксплуатационных характеристиках и стойкости поршня. Кроме того, выполнять две канавки (под кольцо и под поперечные окна) сложнее, чем одну общую. Известен способ охлаждения поршня МЛПД путем циркуляции хладагента от переднего торца его к заднему, по трактам охлаждения, образованным продольными канавками присоединительной (резьбовой) части поверхности штока (см. патент РФ 2043850 от 20.09 1995 г., В 22 D 17/20). Недостатком такого способа является перенос теплоты от переднего торца поршня к заднему вследствие уменьшения нагрева поршня в этом направлении. Это приводит к уменьшению температурного напора между хладагентом и охлаждаемой поверхностью поршня, при котором может быть обратный эффект – нагрев этой части поршня хладагентом, что недопустимо. Другой недостаток – взаимодействие нагретого хладагента с резьбовыми поверхностями штока и навернутого на него поршня ускоряет износ этих поверхностей и особенно у штока, являющегося более дорогостоящей и трудоемкой в изготовлении деталью прессующего узла. Цель изобретения – повышение надежности и упрощение изготовления поршневого узла МЛПД. Она достигается тем, что поршневой узел МЛПД содержит соединенные между собой поршень и шток с продольным каналом под трубопровод с уплотнительным элементом на заднем конце и полым хвостовиком на переднем конце его. Хвостовик, зафиксированный со штоком, заканчивается диском, размещенным без зазора между торцами поршня и штока, имеющего также по поперечному окну, выходящему в продольный канал и в его дно, а также несколько поперечных окон, открытых в продольные проточки его соединительной поверхности, расположенные между окнами диска, выходящими в полость хвостовика. Кроме того, в наружной кольцевой канавке штока установлен уплотнительный элемент для герметизации зоны охлаждения поршня. Хвостовик зафиксирован в штоке резьбой и дополнительно штифтом и соединен неразъемно с трубопроводом, а окна его диска выполнены поперечными. В штоке под поршень, диаметр которого не более 50 мм, несколько поперечных окон образованы в разных поперечных сечениях, а при большем диаметре – в одном сечении, выполнена общая наружная кольцевая канавка под эти окна и установлен уплотнительный элемент. Поставленная цель достигается также тем, что в способе охлаждения поршневого узла хладагент подают по наружным каналам штока от заднего торца поршня к переднему, а отводят по внутреннему каналу штока в противоположном направлении. Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что оно отличается тем, что хвостовик зафиксирован в штоке резьбой и дополнительно штифтом и соединен неразъемно с трубопроводом, окна его диска выполнены поперечными, при диаметре поршня не более 50 мм несколько поперечных окон штока образованы в разных сечениях его, а при большем диаметре – в одном поперечном сечении, при этом на штоке создана общая наружная кольцевая канавка под его несколько поперечных окон и уплотнительный элемент. Кроме того, хладагент подают по наружным каналам штока от заднего торца поршня к переднему. Нагретый же хладагент отводят по внутреннему каналу штока в противоположном направлении. На четеже представлен предлагаемый поршневой узел. Он содержит шток 1 с продольным каналом 2, в котором с зазором установлен трубопровод 3 с наружным теплоизоляционным покрытием 4. На заднем конце трубопровода имеется металлическое кольцо 5, контактирующее с уплотнительным элементом 6, упирающимся в коническое дно продольного канала 2. С передним концом трубопровода неразъемно скреплен хвостовик 7 диска 8, расположенного без зазора между торцами штока 1 и поршня 9, соединенных между собой резьбой 10. Этот хвостовик зафиксирован в штоке резьбой 11 и дополнительно штифтом 12. Зона охлаждения поршня 9 загерметизирована уплотнительным элементом 13, размещенным в общей наружной кольцевой канавке 14 штока, куда открыты несколько поперечных окон 15 его, выходящих также и в продольный канал 2 штока 1. Эти окна расположены в одном поперечном сечении при диаметре поршня более 50 мм и в нескольких сечениях при меньшем диаметре, обеспечивая требуемую прочность штока в этой зоне. Они открыты в продольные проточки 16, показанные на чертеже штриховыми линиями, расположенные между поперечными окнами 17 диска 8, открытыми в полость хвостовика и через его боковую поверхность в кольцевую канавку 18 поршня 9. В задней части штока выполнено также по одному поперечному окну 19 и 20, выходящему в соответственно продольный канал 2 и его дно. Поршневой узел охлаждается так: по поперечному окну 19 хладагент поступает в кольцевой зазор, образованный продольным каналом 2 штока 1 и наружной поверхностью трубопровода 3, и устремляется через несколько поперечных окон 15 в общую наружную канавку 14 штока, где кроме них размещен и уплотнительный элемент 13, герметизирующий зону охлаждения поршня 9 и омываемый хладагентом, чем исключается его перегрев теплом поршня и выход из строя. Из этой канавки хладагент устремляется в продольные проточки 16 соединительной (резьбовой) поверхности 10 передней части штока 1. По ним он поступает к его переднему торцу и одновременно в окружном направлении из одной проточки в другую по зазорам между витками резьб поршня 9 и штока 1. Этим обеспечивается охлаждение практически всей внутренней поверхности поршня, за исключением зон контакта его с торцом диска 8 и с наружной боковой поверхностью штока. Из продольных проточек 16 хладагент поступает в кольцевую канавку 18 поршня 9 и по ней устремляется в окружном направлении к поперечным окнам 17 диска 8. По ним хладагент поступает в полость хвостовика 7, открытую в полость трубопровода 3, и из последней нагретый хладагент через поперечное окно 20 удаляется из штока 1. Взаимодействие хладагента с нагретым поршнем 9 приводит к охлаждению последнего и нагреву самой охлаждающей среды. Максимальный эффект охлаждения обеспечивается при взаимодействии хладагента с донной и боковой поверхностями переднего торца поршня 9, нагреваемых при работе больше других зон. Вследствие убывания нагрева поршня от переднего к заднему торцу его наибольший эффект охлаждения обеспечивается циркуляцией хладагента в противоположном направлении, то есть от заднего торца поршня к переднему. При этом между охлаждаемой поверхностью и хладагентом имеется, невзирая на его нагрев, положительный перепад температур ![]() q = ![]() ![]() где q – отводимая плотность теплового потока; ![]() ![]() Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.05.2005
Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.04.2007
Извещение опубликовано: 27.04.2007 БИ: 12/2007
|
||||||||||||||||||||||||||