Патент на изобретение №2179866
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ-СТАЖЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОРТРЕТНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
(57) Реферат: Изобретение относится к медицине, более точно к психотерапии, и может быть использовано при подготовке специалистов в области лечения по методу индивидуальной портретной психотерапии. Способ включает изучение обучающимся теоретических основ лечения с последующим воспроизведением приемов индивидуальной портретной психотерапии. Затем у обучающегося искусственно создают состояние ситуационного невроза путем предъявления ему труднорешаемой задачи по созданию скульптурного портрета в натуральную величину одного из больных. После нескольких сеансов изготовления стажером скульптурного портрета пациента ему предлагают между сеансами изготовления скульптурного портрета пациента проводить под руководством опытного специалиста в области портретной психотерапии сеансы изготовления объемного автопортрета. Заготовки для автопортрета представляет собой пластическую массу. Размер и форма массы соответствуют размеру и форме куриного яйца. После окончания первого этапа изготовления автопортрета, ее покрывают тонким слоем пластического материала заготовки, формируют несколько большую заготовку. Из большей заготовки врач-стажер изготавливает объемный автопортрет. Процедура повторяется до формирования скульптуры в натуральную величину. Во время изготовления автопортрета на врача-стажера осуществляют психотерапевтическое воздействие в виде психотерапевтического грима и других приемов арттерапии. Параллельно между этими сеансами врач-стажер проводит изготовление скульптуры пациента. Изготовление автопортрета стажера на последних этапах завершает специалист профессионал, а изготовление скульптуры пациента завершает сам врач-стажер. Результаты работы врача-стажера по изготовлению скульптуры и автопортрета оценивают профессионалы. При наличии клинического излечения пациента, достаточного портретного сходства произведений с оригиналами выносят заключение о профессиональной пригодности обучающегося врача для самостоятельной работы в области портретной психотерапии. Способ позволяет минимизировать время на подготовку врача-стажера. Изобретение относится к медицине, более конкретно к психиатрии, и может быть использовано при подготовке врачей при обучении их навыкам лечения по методу индивидуальной портретной психотерапии. Портретный метод психотерапии включает взаимозаменяемые и дополняющие друг друга в едином концептуальном узле авторские техники скульптурной терапии, скульптурного автопортрета и бодиарттерапии, созданные врачом-психиатром, кандидатом психологических наук, Гагиком Микаеловичем Назлояном в 1978 г. на одной из клинических баз кафедры психотерапии ЦОЛИУВ – Рузской психиатрической больнице 4 Московской области, в Московском Институте Маскотерапии, где он является его руководителем. Метод широко описан в литературе, в многочисленных статьях и нескольких монографиях (см. кн. Г.Назлоян “Зеркальный двойник”, Москва, из-во “Друза”, 1994 г.; ж. Наука и религия, 1988 г. , 8, стр. 28-30, ж “Armenia Today”, 1988 г., 4-6, стр. 30-32, ж “Scinse in the USSR” 1, 1991 г., стр. 89-92 и т.д.). Способ одобрен МЗ РФ, внедрен в практику лечения многих специализированных клиник. Этот способ следует отличать от способа арттерапии, широко распространенного за рубежом несмотря на некоторые общие их черты. Способ или метод индивидуальной портретной психотерапии, разработанный Г.Назлояном, основан на взаимодействии врача-психотерапевта и больного, целью которого является преодоление отчуждения пациента. Врач портретист создает портрет двойника пациента собственными руками. По мере того как больной узнает себя, а портрет приближается к завершению, болезнь постепенно исчезает. Психотерапевт создает скульптурный портрет, который объемен, вокруг него могут двигаться глаза больного, меняя точки отсчета, ракурсы. Техника скульптурного портретирования позволяет освободить больного от необходимости позировать и позволяет проявить любую форму активности, в том числе и вмешиваться в процесс портретирования. К сожалению специалисты психотерапевты, пытаясь овладеть этим методом не имеют методического руководства, что негативно сказывается на результатах применения полученных ими тем или иным способ знаний на практике. В литературе отсутствует описание процесса подготовки специалистов или врачей-стажеров профессиональным навыкам лечения по методу индивидуальной психотерапии. Необходимость наличия этих сведений диктуется в первую очередь тем, что указываемый метод резко отличается от других известных методов психотерапии, в том числе и от метода арттерапии. Неправильное осуществление этого метода приводит не к излечению больного, а к углублению патологического процесса. Опыт Института Маскотерапии позволил отработать наиболее перспективные приемы обучения врачей-стажеров навыкам лечения по методу индивидуальной портретной психотерапии. В основу этого метода положен принцип обучения врача-стажера путем преодоления его неуверенности в отсутствии знаний и навыков приемами портретной психотерапии, что позволяет ему на практике “почувствовать” особенности этого метода и лучше понять состояние пациента, подобрать для него более адекватное лингвистическое воздействие. Техническим результатом данного изобретения является создание такого метода обучения врача-стажера, который в дальнейшем обеспечивал бы только положительный лечебный результат без негативных последствий для больного, что имеет место при самостоятельном освоении способа портретной психотерапии. Вторым техническим результатом предлагаемого способа является усвоение врачом-стажером на практике тех внутренних ассоциаций и эмоциональных переживаний, которые обеспечивают лечебный эффект у пациента. Третьим техническим результатом является минимизация времени подготовки врача-стажера, т. к. эта подготовка укладывается в период, необходимый для проведения лечения одного больного. Указываемый технический результат достигается тем, что обучающийся проводит изучение теоретических основ указанного метода лечения с последующим воспроизведением приемов индивидуальной портретной психотерапии, при этом после освоения теоретического курса у обучающегося искусственно создают состояние ситуационного невроза путем предъявления ему трудно решаемой задачи по созданию скульптурного портрета в натуральную величину одного из плановых больных, после нескольких сеансов изготовления стажером скульптурного портрета пациента и наступления у стажера ситуационного невроза ему предлагают между сеансами изготовления скульптурного портрета пациента проводить под руководством опытного специалиста в области портретной психотерапии сеансы изготовления объемного автопортрета из заготовки, представляющей собой пластическую массу, размер и форма которой соответствует размеру и форме куриного яйца, после окончания первого этапа изготовления из этой заготовки автопортрета, критерием чего является отсутствие художественной динамики в выражении лица скульптуры, ее покрывают тонким слоем пластического материала заготовки, формируют несколько большую заготовки, из которой так же врач-стажер изготавливает объемный автопортрет, далее обучающийся многократно повторяет процедуру закрытия скульптуры пластической массой до формирования скульптуры в натуральную величину, при этом специалист-профессионал в области маскотерапии оказывает обучающемуся не только методическую помощь по приобретению профессиональных навыков скульптора, но и проводит психотерапевтическое воздействие в форме бесед, целью которых является устранение неуверенности, снятие невротических проявлений и формирование у обучающегося способности давать объективную оценку собственному состоянию, состоянию пациента, а так же способности обеспечивать адекватное психотерапевтическое воздействие на пациента, во время изготовления автопортрета на ранних этапах его, на врача-стажера осуществляют так же психотерапевтическое воздействие в виде психотерапевтического грима и других приемов арттерапии, параллельно между этими сеансами врач-стажер проводит изготовление скульптуры пациента, изготовление автопортрета стажера на последних этапах завершает специалист-профессионал, а изготовление скульптуры пациента завершает сам врач-стажер, при этом критерием окончания изготовления скульптуры пациента будет объективное клиническое излечение его, далее результаты работы врача-стажера по изготовлению скульптуры и автопортрета оценивают профессионалы в количестве не менее трех человек и при наличии клинического излечения пациента, достаточного портретного сходства произведений с оригиналами выносят заключение о профессиональной пригодности обучающегося врача для самостоятельной работы в области портретной психотерапии. Способ осуществляют следующим образом. Обучение портретному методу производится в следующем порядке. Врач-стажер, психиатр по образованию, обращается с просьбой обучить нелекарственной терапии психических болезней. Сначала он проходит теоретический курс – печатные издания, лекции, семинары, фото- и видеоматериалы. Затем ему предлагается вылепить скульптурный портрет одного из плановых пациентов в натуральную величину (техника скульптурной психотерапии) и попытаться преодолеть состояние неврозопатологического одиночества – центральной психопатологической проблемы. В этих целях на доске устанавливается масса из серого художественного пластилина и стажеру дается пояснение, что портрет должен формироваться путем изъятия лишнего материала как на дереве или камне, а конечный результат должен соответствовать профессиональному уровню. Поставленный перед столь трудной задачей с первых минут работы, будущий врач-скульптор ощущает острую нехватку профессиональных знаний и навыков как в области психотерапии психозов, так и профессионального умения лепить. Ему предлагают помочь себе в преодолении страха перед ваянием, искусством бодиарт и нелекарственной терапией душевнобольных. В этих целях он начинает лепить собственный портрет – автопортрет. Для этого ему рекомендуют сесть перед зеркалом и начать работу с изготовления небольшой яйцеобразной формы с целью создать свой собственный образ. Когда работа доходит до предела возможностей врача-стажера, ему советуют закрыть этот промежуточный образ небольшими “лепешками” из того же пластилина, а затем изготовить новое “яйцо”. Операция продолжается вновь и вновь, врач усваивает навыки лепки, воспроизведения деталей лица, пока пластилиновая масса не доходит до натуральной величины. Для более эффективного преодоления творческих барьеров он использует элементы арттерапии, в том числе – бодиарттерпапии с нанесением психотерапевтического грима на собственное лицо и на лицо пациента, рисование, драматическую психоэлевацию, компьютерную анимацию, ритмотерапию и т.д. (см. кн. Вторая всероссийская научно-практическая конференция “Современные направления арттерапии в медицине и образовании”, тезисы, 1997 г. Москва, стр. 32-41, 52-55, 73-74). Все это время врач-стажер не прекращает работу в рассматриваемом русле над портретом своего пациента. Когда автопортрет в натуральную величину и портрет пациента доходят до предела возможностей врача-стажера, работу над его портретом продолжает опытный врач-маскотерапевт. Его роль ограничивается работой над продолжением портрета врача. В процессе лепки портрета стажера, совместного творчества происходит передача опыта психотерапии психических заболеваний и мастерства скульптора. Причем к скульптурному портрету пациента он не подходит и в лечебную работу стажера не вмешивается, чтобы не ущемить его авторитет перед больным и опекунами. После того как оба портрета успешно завершаются и проходят сложную процедуру признания, экспертизы, стажеру разрешается использовать метод скульптурного портретирования, метод скульптурного автопортрета и психотерапевтического грима самостоятельно. Пример осуществления способа С-н В. Н., 1963 г. рождения, в 1991 г. окончил Астраханский медицинский институт по специальности лечебное дело. В 1992 г. работал врачом-психиатром в Хотьковской психиатрической больнице 5. С 1993 г. по официальному письму главврача больницы стал стажером Института Маскотерапии. Перед этим прослушал курс лекций по психологии в МГУ. Врач С-н работал параллельно в Хотьковской больнице и стажером в Институте. По месту основной работы традиционными методами лечил больного Игнаткина, 1960 г. рождения, с диагнозом: шизофрения, параноидная форма, неблагоприятное течение. Впервые больному в 1985 г. был поставлен диагноз невроз. В 1995 г. обратился в Хотьковскую психиатрическую больницу, где был установлен вышеуказанный диагноз. Обычная терапия не обеспечила клинического излечения больного, после чего С-н в течение 2 лет лечил этого же больного в Институте Маскотерапии. Перерывы в лечении составляли 2-3 месяца при курсах лечения 1,5-2,0 месяца. Параллельно С-н осуществлял изготовление собственного автопортрета под руководством опытного врача-маскотерапевта вышеописанным методом. Собственный автопортрет С-н и портрет больного были закончены 23.12.97 г. Катарсис у больного длился 4 часа, после чего наступило клиническое выздоровление. Комиссионная оценка скульптурных портретов С-н и результатов обследования больного Игнаткова позволила вынести заключение о возможности самостоятельного использования данного метода врачом С-н в своей практике. Формула изобретения
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 08.02.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004
Извещение опубликовано: 20.03.2004
|
||||||||||||||||||||||||||