Патент на изобретение №2179710

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179710 (13) C2
(51) МПК 7
G01L9/12, G01L27/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000105677/28, 07.03.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.03.2000

(45) Опубликовано: 20.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1500887 Al, 15.08.1989. SU 1696920 Al, 07.12.1991. SU 1615581 A1, 23.12.1990. US 4490773 А, 25.12.1984. RU 2140063 C1, 20.10.1999. US 5902933 А, 11.05.1999. SU 1506312 A1, 07.09.1989. US 3595084 А, 27.07.1971. GB 2162319 А, 29.01.1986. GB 1069031 А, 17.05.1967.

(71) Заявитель(и):

Государственный инженерный университет Армении (AM)

(72) Автор(ы):

Варданян Владимир Рубенович (AM),
Варданян Вардан Владимирович (AM),
Варданян Норайр Владимирович (AM)

(73) Патентообладатель(и):

Государственный инженерный университет Армении (AM)

(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЕМКОСТНОГО ДАТЧИКА АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫСОТЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ


(57) Реферат:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к емкостным датчикам абсолютного давления. Изобретение заключается в том, что датчик, содержащий герметичный корпус, две мембраны, каждая из которых закрыта крышкой, полосовую консоль, выполненную в средней части корпуса, на которой закреплены два неподвижных электрода, подвижные электроды, каждый из которых соединен со штоком соответствующей мембраны, штуцер и штуцер-кран, выполненные в одной из крышек, и дополнительный штуцер-кран, выполненный в корпусе и соединенный газоотводом со штуцером, регулируют посредством изменения емкостного зазора между каждым подвижным и соответствующим неподвижным электродами путем передвижения полосовой консоли с помощью неравноплечей коромысловой системы, размещенной вне корпуса датчика, и контролируют при этом сигнал на выходе датчика. При этом сначала в приемной камере создают давление, равное внутреннему давлению датчика, путем закрытия штуцер-крана и открытия дополнительного штуцер-крана. Данное изобретение позволяет повысить точность, улучшить термостабильность и расширить пределы измерения абсолютного давления. 3 ил.


Изобретение относится к измерительной технике, а именно к регулированию емкостного датчика абсолютного давления для определения высоты летательного аппарата, на котором он установлен, и может быть использовано также при производстве датчиков.

Известен способ сборки и настройки пьезорезонансного датчика давления [см. патент РФ N 1744534] , содержащего установленное в корпусе коромысло на упругой опоре, к плечам которого подсоединены чувствительные элементы и пьезоэлементы, когда перед подсоединением пьезоэлементов упругую опору предварительно растягивают путем одновременного поджатия конца коромысла, а после подсоединения пьезоэлементов к ним подключают автогенераторы и при постепенном снижении поджатия контролируют плоскопараллельность смещения коромысла сравнением частот автогенераторов.

К недостаткам такого датчика можно отнести отсутствие “тонкого” регулирования, кроме того, после сборки и настройки датчика исключается возможность его дальнейшей настройки при эксплуатации для устранения возможных погрешностей. Наличие вакуума внутри датчика усложняет технологию его изготовления. Возникает дополнительная сложность при изготовлении датчика, связанная с вертикальным расположением хрупких пьезоэлементов параллельных оси опоры и при действии виброударных нагрузок. Возникают также трудности, связанные со свариванием дополнительных прокладок с обеих сторон опоры для укрепления прочности. К недостаткам относится также недостаточная чувствительность датчика, несмотря на использование системы умножения трансформации действующей силы.

Недостаток такого датчика и способа его регулирования связан со сложностью регулирования датчика в процессе эксплуатации из-за его герметичности. Кроме того, регулирование значений емкостей подстроечными конденсаторами или варикапами связано с нарушением температурной стабильности и трудностью подбора идентичных парных элементов и отсутствия “тонкого” регулирования емкостей. Виброударная устойчивость датчика, связанная с наличием свободного конца консоли, не имеющей опоры для этого конца, недостаточна. В таком известном датчике отсутствует возможность регулирования емкостного зазора.

Целью предлагаемого способа регулирования емкостного датчика является повышение точности измерений при эксплуатации, улучшение термостабильности и расширение пределов измерения.

Указанная цель достигается тем, что способ регулирования в процессе эксплуатации емкостного датчика абсолютного давления для определения высоты летательных аппаратов, содержащего герметичный корпус, две мембраны, каждая из которых закрыта крышкой, полосовую консоль выполненную в средней части корпуса, на которой закреплены два неподвижных электрода, и подвижные электроды, каждый из которых соединен со штоком соответствующей мембраны, причем в одной из крышек размещен штуцер-кран и между этой крышкой и соответствующей ей мембраной образована приемная камера датчика, заключающийся в регулировании емкости, между каждым подвижным и соответствующим неподвижным электродами, и контролировании при этом сигнала на выходе датчика, согласно изобретению в крышке приемной камеры имеется штуцер, а в корпусе – дополнительный штуцер-кран, соединенный газоотводом со штуцером, в приемной камере создают давление, равное внутреннему давлению датчика путем закрытия штуцер-крана и открытия дополнительного штуцер-крана, а регулировку емкости между каждым подвижным и соответствующим неподвижными электродами производят изменением емкостного зазора между данными электродами путем передвижения полосовой консоли с помощью неравноплечей коромысловой системы, размещенной вне корпуса датчика.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен датчик давления в разрезе, на фиг. 2 представлен разрез А-А фиг. 1, на фиг. 3 представлена блок-схема измерения и регулирования.

Корпус датчика состоит из трех частей: верхняя часть 1, средняя часть 2 для закрепления неподвижных электродов, нижняя часть 3. Верхняя часть 1 снабжена отверстиями для закрепления мембран 4 и 5 с жесткими центрами в приемных камерах. Приемная камера мембраны 5 наглухо закрыта крышкой 6. Верхняя часть корпуса 1 оперта на плоской электродной раме 7. Неподвижная рама 8 (см. фиг. 2) выполнена заодно с полосковым коромыслом 9 внутри ее фрезеровкой, с переходом коромысла 9 в раму 8 через элементы 10 и 11 в виде перемычек. Коромысло 9 на концах снабжено прямоугольными электродами 12 и 13, расположенными слева и справа от перемычек 10 и 11. Центры прямоугольных электродов 12 и 13 через соответствующие штоки 14 и 15 соединены с мембранами 4 и 5, с жесткими центрами. Мембрана 4 с жестким центром в верхней части снабжена крышкой 16 с центральным штуцер-краном 17. Коромысло 9 вдоль средней части укреплено полосовыми ребрами со стороны мембран с жесткими центрами (на чертеже не отражено). Ко дну средней части корпуса 2 через изоляционные прокладки 18-21 закреплены неподвижные прямоугольные электроды 22 и 23, штоки 24 и 25 которых на концах снабжены отверстиями для подсоединения к печатной плате 26 схемы измерения. Дно средней части 2 выполнено в форме полосовой консоли фрезеровкой (см. фиг. 1), заодно с частью корпуса, к которой, через изоляционные прокладки 18-21 прикреплены неподвижные электроды 22, 23. С концом консольной части закреплен болт 27, другой конец которого закреплен с центром мембраны 28 с жестким центром, с наружной стороны которой закреплен болт 29, конец которого с охватывающими гайками закреплен с концом коромысла 30, где на некотором расстоянии на нижней части корпуса 3 закреплены неподвижные, обхватывающие коромысло 30 с обоих сторон, опоры 31. Опоры 31 выполнены с двусторонними вырезами стоек, выполняющими роль упругого шарнира. На другом конце коромысла 30 закреплен болт 32 с “мелкой” резьбой, конец которого свободно размещен в отверстии открытой рамки 33, полученной двусторонним высечением цилиндрического стакана с кольцевым буртом. Свободный конец болта 32 охвачен стягивающими гайками 34 и 35.

Для облегчения деформации консоли опорный участок последней снизу снабжен поперечным пазом 36. После шлифовки соединяемых поверхностей частей корпуса 1 и 2, для получения необходимого зазора между электродами 12, 13 и 22, 23 используют фольговую прокладку 37 (требуемой толщины). К прикрепленному к нижней части корпуса 3 гермоводу 38 (показано только отверстие) подают напряжение питания и снимают выходной сигнал.

Для герметичности, после закрытия корпуса производят сварку (электронно-лучевая сварка) по периметрам примыкающих участков. Для установки начальных условий градуировки датчика, крышка камеры мембраны 4 снабжена штуцером 39, соединенным газоотводом со штуцер – переключающим краном 40, расположенным в торцевой части корпуса 3.

Емкости C1 и С2 (фиг. 3), образованные между электродами 13, 22 и 12, 23 соответственно, входят в схему автогенераторов Г1 и Г2, сигналы которых после смесителя (С) и после фильтра разностной частоты (ФРЧ), усилителя разностной частоты (УРЧ), подают к измерителю частоты (частотомеру).

Предлагаемый способ регулирования осуществляют следующим образом.

Давление Р через мембрану 4 с жестким центром передается к полосковому коромыслу, имеющему подвижный электрод 13. При приближении электрода 13 к неподвижному электроду 22 увеличивается емкость C1 и при этом второй подвижный электрод 12 коромысла удаляется от неподвижного электрода 23, уменьшая при этом емкость C2. При полной симметричности изменение обеих емкостей равно С. По значению разностной частоты судят о величине давления.

Для изменения пределов измеряемых давлений можно использовать аналогичный предлагаемому датчик давления с удлиненными перемычками (как это показано пунктиром на фиг. 2), когда за счет средней части полоскового коромысла производится удлинение перемычек.

Изменение емкостей C1 и С2 осуществляют перемещением полосовой консоли при помощи стягивающих гаек 34 и 35, охватывающих открытую рамку 33. Движение консоли, на которой размещены неподвижные электроды производится затягиванием гаек 34 или 35. Вначале обхват гайками ослабляют и только после этого проводят затягивание соответствующей гайки, при этом движение конца коромысла 30, закрепленного с болтом 32, через несдвигаемую опору 31 передается мембране 28 и через стержень передается концу полосковой консоли. Только после этого вторую гайку затягивают. Для измерения разности давлений крышку 6 мембраны 5 заменяют крышкой со штуцером.

Перед началом эксплуатации емкостной датчик приводят в градуировочное состояние, контролем первоначальной выходной частоты, регулированием емкостного зазора дифференциального датчика, передвижением неподвижных электродов, закрепленных на полосовой консоли, закрывают штуцер-кран 17, установленный на крышке 16 и открывают штуцер-кран 40, размещенный на корпусе датчика. Внутреннее давление датчика через газоотвод передается в подколпачный объем, образованный над мембраной 4. Создается начальное градуировочное состояние и контролируют выходную частоту. При необходимости производят регулировку емкостных зазоров, вращением регулировочных дисков 34 или 35 система приводится в начальное градуировочное состояние.

Наличие газо-атмосферного давления внутри датчика значительно облегчает технологию его изготовления и способствует приведению его в первоначально установленное состояние при градуировке, исключая погрешность.

Для сравнительно небольшого изменения емкостного зазора использована система неравноплечевого градуировочного коромысла с микрометрическим ходом, когда один круг вращения стягивающих гаек позволяет перемещать другой конец коромысла, связанный с концом консоли, на весьма малые расстояния (согласно соотношению плеч неравноплечевого коромысла).

Применяемая система внешнего рычажного регулирования емкостного зазора позволяет, в сравнении с прототипом, повысить виброударную устойчивость конструкции, созданием опоры для свободного конца полосовой консоли, когда опорные стержни подвергаются действию незначительного инерционного груза, при возникновении даже небольшого момента кручения.

Формула изобретения


Способ регулирования в процессе эксплуатации емкостного датчика абсолютного давления для определения высоты летательных аппаратов, содержащего герметичный корпус, две мембраны, каждая из которых закрыта крышкой, полосовую консоль, выполненную в средней части корпуса, на которой закреплены два неподвижных электрода, и подвижные электроды, каждый из которых соединен со штоком соответствующей мембраны, причем в одной из крышек размещен штуцер-кран и между этой крышкой и соответствующей ей мембраной образована приемная камера датчика, заключающийся в регулировании емкости между каждым подвижным и соответствующим неподвижным электродами и контролировании при этом сигнала на выходе датчика, отличающийся тем, что в крышке приемной камеры имеется штуцер, а в корпусе – дополнительный штуцер-кран, соединенный газоотводом со штуцером, в приемной камере создают давление, равное внутреннему давлению датчика, путем закрытия штуцер-крана и открытия дополнительного штуцер-крана, а регулировку емкости между каждым подвижным и соответствующим неподвижным электродами производят изменением емкостного зазора между данными электродами путем передвижения полосовой консоли с помощью неравноплечей коромысловой системы, размещенной вне корпуса датчика.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.03.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 18-2004

Извещение опубликовано: 27.06.2004


Categories: BD_2179000-2179999