Патент на изобретение №2179683
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОТБРАКОВКИ ТРУБ С ГОФРАМИ (ВМЯТИНАМИ) ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ ТРУБОПРОВОДОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к освидетельствованию и отбраковке участков трубопроводов, имеющих гофры (вмятины) при их капитальном ремонте. Задачей изобретения является определение критерия плавности гофр и вмятин. В местах с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) определяют значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнивают с значением деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода. Плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода. Изобретение относится к области эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к отбраковке участков трубопроводов, имеющих гофры (вмятины) при их капитальном ремонте. Известен способ освидетельствования и отбраковки труб, заключающийся в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины линейкой. При этом гофры и вмятины любых размеров подлежат вырезке /1/. Недостатком известного способа освидетельствования и отбраковки труб является то, что нормы отбраковки неоправданно ужесточены. Прототипом является способ освидетельствования и отбраковки труб, заключающийся в замере глубины повреждений штангенциркулем, а длины и ширины линейкой. При этом участки труб, имеющие вмятины в сочетании с дефектами любого происхождения, подлежат вырезке. Подлежат вырезке вмятины, расположенные на сварных швах, и вмятины с глубиной, превышающей толщину стенки трубы. Высота плавных гофр на прямолинейных участках труб не должна превышать толщины стенки трубы /2/. Недостатком прототипа является то, что нормы отбраковки неоправданно ужесточены и не определен критерий плавности гофр и вмятин. Целью изобретения является определение критерия плавности гофр и вмятин. Цель достигается тем, что в местах с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) определяют значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнивают с значением деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода. При этом плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода. Освидетельствование и отбраковка участка трубопровода, имеющего гофры (вмятины), предлагаемым способом осуществляется в следующей последовательности. Давление в трубопроводе снижают до величины, обеспечивающей безопасное ведение работ. Вскрывают трубопровод в месте освидетельствования, отбраковки и ремонта. Производят зачистку изоляционного покрытия и удаление продуктов коррозии в пределах дефекта с захватом по краям не менее 300-500 мм. Замеряют глубину дефектов штангенциркулем, а длину и ширину линейкой. Фиксируют поверхностные повреждения металла трубы в зоне дефекта, расположение сварных швов относительно зоны дефекта. Замеряют минимальный радиус кривизны в кольцевом и продольном сечениях в области гофры (вмятины). Определяют значения деформаций в этих сечениях, которые сравнивают с значением деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости (КТХ) /3/ металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода. При этом плавными считаются гофры (вмятины), у которых значения деформаций в местах с минимальным радиусом кривизны не превышают значения деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода, то есть выполняются условия: ![]() ![]() где соответственно напряжение, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в кольцевом сечении; соответственно напряжение, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в продольном сечении;Е – модуль Юнга; – толщина стенки трубопровода; КTХ – деформации, вызывающие повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода.
Определение в месте с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнение их с значением деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода позволяет использовать при оценке напряженно-деформированного состояния стенки трубы объективный критерий и совершенствовать технико-экономические показатели отбраковки труб с гофрами (вмятинами).
Литература1. Инструкция по освидетельствованию, отбраковке и ремонту труб в процессе эксплуатации и капитального ремонта линейной части магистральных газопроводов. НПО “Союзгазтехнология”, ВНИИГАЗ, М. , 1991, (стр. 7). 2. Инструкция по отбраковке и ремонту линейной части магистральных газопроводов. ОАО “Газпром”, 000 ВНИИГАЗ, М. , 2000, (стр. 10), (прототип). 3. Холл, У. Дн. , Кихара X. , Зут В. , Уэлс А. А. Хрупкие разрушения сварных конструкций. М. : Машиностроение, 1974. Формула изобретения
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.12.2005
Извещение опубликовано: 10.12.2006 БИ: 34/2006
|
||||||||||||||||||||||||||



соответственно напряжение, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в кольцевом сечении;
соответственно напряжение, коэффициент их концентрации и минимальный радиус кривизны в продольном сечении;
– толщина стенки трубопровода;
КTХ – деформации, вызывающие повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода.
Определение в месте с минимальным радиусом кривизны в области гофры (вмятины) значения деформаций в кольцевом и продольном направлениях и сравнение их с значением деформаций, вызывающих повышение критической температуры хрупкости металла трубы до значений температуры эксплуатации освидетельствуемого участка трубопровода позволяет использовать при оценке напряженно-деформированного состояния стенки трубы объективный критерий и совершенствовать технико-экономические показатели отбраковки труб с гофрами (вмятинами).
Литература