Патент на изобретение №2179650

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179650 (13) C2
(51) МПК 7
F02K9/48
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000111349/06, 06.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

06.05.2000

(45) Опубликовано: 20.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2095608 C1, 10.11.1997. RU 2095607 C1, 10.11.1997. RU 2148181 C1, 27.04.2000. US 3049870 A, 21.08.1962. US 3516254 A, 23.06.1970. FR 2640322 A1, 15.06.1990. US 6052287 A, 25.04.2000. DE 3506826 A1, 28.08.1986. БАБКИН А.И. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. – Москва.: Машиностроение, 1986, с. 9, рис. 1,7. КУДРЯВЦЕВ В.М. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей. – М.: Высшая школа, 1993, кн. 2, с. 109-117. КОЗЛОВ А.А. Системы питания и управления жидкостных двигательных установок. – М.: Машиностроение, 1988, с. 115-125.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “ЭНЕРГИЯ” им. С.П. Королева”

(72) Автор(ы):

Тупицын Н.Н.,
Катков Р.Э.,
Чикаев И.П.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Ракетно-космическая корпорация “ЭНЕРГИЯ” им. С.П. Королева”

(54) ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Жидкостный ракетный двигатель предназначен для использования в составе космических разгонных блоков, ступеней ракетоносителей и как маршевый двигатель космических аппаратов, включает в себя камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, испаритель, насосы подачи компонентов – горючего и окислителя и турбину. Выход из насоса подачи одного из компонентов соединен посредством магистрали со входом в испаритель по линии хладагента, а выход из испарителя по этой же линии сообщен со входом в турбину, а выход насоса другого компонента сообщен с камерой сгорания. Также двигатель включает конденсатор, источник промежуточного охладителя с управляемым клапаном, насос циркуляции промежуточного охладителя с турбиной промежуточного охладителя. Вход испарителя по линии теплоносителя соединен с выходом из турбины промежуточного охладителя, выход из испарителя по линии теплоносителя сообщен с источником промежуточного охладителя с помощью управляемого клапана и со входом в насос циркуляции промежуточного охладителя. Выход насоса циркуляции промежуточного охладителя соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, а выход из тракта соединен со входом в турбину промежуточного охладителя. При этом вход конденсатора по линии хладагента связан с выходом насоса одного из компонентов, а выход по этой же линии соединен с камерой сгорания. Вход и выход конденсатора по линии теплоносителя соответственно соединены с выходом турбины и входом в насос того же компонента. Изобретение позволяет повысить эффективность жидкостного ракетного двигателя и расширить возможности его применения. 1 ил.


Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) предназначен для использования в составе космических разгонных блоков (РБ), ступеней ракетоносителей (РН) и как маршевый двигатель космических аппаратов.

Аналогом данного ЖРД является ЖРД замкнутой схемы с дожиганием рабочего газа турбины турбонасосного агрегата (ТНА). В качестве рабочего газа, как правило, выступает один из компонентов топлива, газифицируемый в газогенераторе (ГГ). Использование для ГГ специального компонента или запаса газа ведет к увеличению сложности ЖРД и росту его массы, но не устраняет недостатков, присущих этой схеме.

В большинстве случаев, кроме ЖРД на топливе водород + кислород, в ГГ газифицируется окислитель, т. к. на борту его всегда в несколько раз больше, чем горючего, за счет чего возможно значительно увеличить давление в камере сгорания (КС), что в свою очередь приводит к снижению массы ЖРД, резкому сокращению его габаритов и увеличению эффективности использования топлива.

Более подробно схема с дожиганием рабочего газа описана в [4, кн. 2, стр. 109-117] , [2, стр. 115-125] .

Турбина ТНА, питаемая рабочим газом из ГГ, приводит в действие насосы подачи компонентов топлива, которые подают компоненты в ГГ и КС. Рабочий газ из ГГ после срабатывания на турбине ТНА подается в КС, где происходит его дожигание. Таким образом, химическая энергия топлива используется максимально полно за счет чего достигается большая эффективность ЖРД.

Однако такой схеме присущи и недостатки: сложность отработки запуска ЖРД (так как в ЖРД замкнутых схем все элементы конструктивно тесно связаны друг с другом, и очень сложно обеспечить их безаварийное взаимодействие во время процесса запуска, когда все элементы ЖРД испытывают максимальные пиковые нагрузки); сложность обеспечения нормальной работы высокотемпературной турбины ТНА и других горячих элементов ЖРД при использовании для привода турбины окислительного газа из-за возможности их разгара (особенно турбины ТНА); необходимость отработки устойчивой работы ГГ; повышенная, по сравнению с ЖРД других схем, неустойчивость работы при колебаниях давления в КС, возникающих во время работы ЖРД, которые могут привести к резонансу или срыву процессов в КС, так как при колебании давления в КС одновременно изменяется противодавление на насосах (т. е. изменяется энергия, необходимая для подачи в КС заданного расхода топлива) и в противофазе ему измеряется перепад давления на турбинах ТНА (т. е. в противофазе изменяется располагаемая механическая энергия для привода насосов подачи компонентов); снижение скорости истечения продуктов сгорания топлива и его плотности из-за необходимости использовать внутреннее, завесное охлаждение стенок КС, т. к. регенеративного охлаждения компонентами топлива при высоких давлениях в КС не хватает (см. ниже).

В значительной степени перечисленные выше проблемы решаются при использовании ЖРД безгазогенераторной схемы [1, рис. 1.7, стр. 9] , когда рабочий газ для турбин ТНА образуется при испарении в рубашке КС одного из компонентов. Однако такая схема рациональна только для рабочего газа, обладающего высоким значением газовой постоянной, например водород, что позволяет получить достаточно высокую удельную (на 1 кг) работоспособность газа. Но и при использовании водорода в двигателях с обычными коническими или профилированными соплами давление в КС двигателя будет низким. Например, в КС американского водородно-кислородного двигателя JR 71 давление менее 40 ата. Это ведет к значительному увеличению массово-габаритных характеристик двигателя. Если же применять в качестве рабочего газа, питающего турбину ТНА, газифицированный кислород, то давление в КС, по расчетам, не превысит 30 ата, и при этом резко увеличится не только массово-габаритные характеристики двигателя, но и из-за ухудшения кинетики химических реакций может произойти резкое снижение энергетических характеристик двигателя в случае использования топлива кислород + углеводород.

Прототипом изобретения является патент РФ 2095608, МПК 6: F 02 К 9/48 (БИ N31, 1997 г. ) на изобретение жидкостного ракетного двигателя, содержащего камеру сгорания с соплом, теплообменник-испаритель, насосы подачи компонентов (горючего и окислителя) и турбину.

К недостаткам прототипа относится очень низкая энергетика такого цикла. Расчеты, проведенные для двигателя с КПД турбины 0,7, КПД насосов подачи компонентов 0,6, при массовом соотношении окислителя и горючего Km= 2,6 показали, что максимально возможное количество испаренного кислорода, нагретого до температуры горючего, составит ~ 0,5 кг/с на каждый килограмм массового расхода горючего при полном использовании возможного температурного диапазона – 50+50oС. При этом максимально возможное давление компонентов топлива может составить не более 65 ата при перепаде по давлению на турбине ~ 5. С учетом потерь давления на регулирующих органах, форсунках и других элементах двигателя давление в КС составит ~ 4050 ата, что не позволяет создать двигатель с высокими массово-энергетическими характеристиками.

При этом следует отметить, что теплообменник для газификации кислорода в прототипе всегда будет получаться с низким температурным перепадом, и это приведет к большим массе и габаритам такого теплообменника, в противном случае возможный температурный диапазон не может быть использован полностью, что снизит давление в КС двигателя. Кроме того, схему прототипа можно применять только в случае большой разницы температур между компонентами (например, горючее высококипящее, а окислитель – криогенный), в другом случае (оба компонента криогенные или высококипящие) – схема прототипа не применима.

Задачей изобретения является повышение эффективности ЖРД и расширение возможностей применения ЖРД.

Это достигается за счет применения жидкостного ракетного двигателя, включающего в себя камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, испаритель, насосы подачи компонентов – горючего и окислителя, турбину, при этом выход из насоса подачи одного из компонентов соединен посредством магистрали со входом в испаритель по линии хладагента, а выход из испарителя по этой же линии сообщен со входом в турбину, причем выход насоса другого компонента сообщен с камерой сгорания, причем в него введены конденсатор, источник промежуточного охладителя с управляемым клапаном, насос циркуляции промежуточного охладителя с турбиной промежуточного охладителя, при этом вход испарителя по линии теплоносителя соединен с выходом из турбины промежуточного охладителя, выход из испарителя по линии теплоносителя сообщен с источником промежуточного охладителя с помощью управляемого клапана и со входом в насос циркуляции промежуточного охладителя, выход насоса циркуляции промежуточного охладителя соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, а выход из тракта соединен со входом в турбину промежуточного охладителя, при этом вход конденсатора по линии хладагента связан с выходом насоса одного из компонентов, а выход по этой же линии соединен с камерой сгорания, вход и выход конденсатора по линии теплоносителя соответственно соединены с выходом турбины и входом в насос того же компонента.

На чертеже изображен предложенный ЖРД, где:
1 – насос подачи горючего;
2 – насос подачи окислителя;
3 – турбина;
4 – камера сгорания (КС);
5 – испаритель;
6 – конденсатор;
7 – газогенератор;
8 – насос циркуляции промежуточного охладителя;
9 – источник промежуточного охладителя;
10 – управляемый клапан;
11 – тракт регенеративного охлаждения.

Представленный ЖРД включает в себя насосы подачи компонентов (горючего и окислителя) 1 и 2 соответственно; камеру сгорания 4 с трактом регенеративного охлаждения 11, испаритель 5, турбину 3, при этом выход из насоса подачи одного из компонентов, например окислителя 2, соединен посредством магистрали со входом в испаритель 5 по линии хладагента, а выход из испарителя 5 по этой же линии сообщен со входом в турбину 3, причем выход насоса другого компонента, например насоса горючего 1, сообщен с камерой сгорания 4. При этом вход испарителя 5 по линии теплоносителя соединен с выходом из турбины промежуточного охладителя 7, выход из испарителя 5 по линии теплоносителя сообщен с источником промежуточного охладителя 9 с помощью управляемого клапана 10 и со входом в насос циркуляции промежуточного охладителя 8, выход насоса циркуляции промежуточного охладителя 8 соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения 11 камеры сгорания 4, а выход из тракта 4 соединен со входом в турбину промежуточного охладителя 7, при этом вход конденсатора 6 по линии хладагента связан с выходом насоса окислителя 2, а выход по этой же линии соединен с камерой сгорания 4, вход и выход конденсатора 6 по линии теплоносителя соответственно соединены с выходом турбины 3 и входом в насос окислителя 2.

Насос 1 подает горючее сразу в КС 4. Окислитель после насоса подачи окислителя 2 поступает на вход в конденсатор 6 по линии хладагента и далее в камеру сгорания 4 для сгорания. Часть окислителя после выхода из насоса подачи окислителя 2 поступает по линии хладагента в испаритель 5. Выйдя из испарителя 5, окислитель подается в турбину 3. С выхода турбины 3 окислитель подается в конденсатор 6 по линии теплоносителя. Выход конденсатора 6 по линии теплоносителя связан со входом в насос окислителя 2. Тепло к испаряемому компоненту подводится от промежуточного охладителя, который циркулирует в замкнутом контуре по тракту регенеративного охлаждения 11 с помощью турбины 7 и насоса 8, охлаждая КС 4.

При работе ЖРД питание насосов 1 и 2 осуществляется за счет срабатывания на турбине 3 предварительно газифицированного в испарителе 5 (тепло для газификации подводится от стенок КС 4 в тракте регенеративного охлаждения 11) одного из компонентов топлива (например, окислителя). После турбины 3 газифицированный окислитель попадает в конденсатор 6, где конденсируется до жидкого состояния и несколько переохлаждается, чтобы исключить последующее вскипание компонента, при его подаче после конденсатора 6 на вход в насос подачи окислителя 2. После увеличения давления в насосе подачи окислителя 2 увеличенный расход окислителя (расход окислителя через КС 4 + расход окислителя на питание насосов подачи компонентов 1 и 2) поступает в конденсатор 6, где выступает в качестве хладагента.

Необходимая энергия для привода насосов подачи компонентов 1 и 2 получается за счет разности работы, совершаемой на турбине 3, и работы по увеличению давления компонента в насосе 2.

Турбина 7 и насос циркуляции промежуточного охладителя 8 обеспечивают компенсацию потерь давления промежуточного охладителя при прохождении его через тракт регенеративного охлаждения 11. Необходимая энергия для компенсации потерь давления промежуточного охладителя в замкнутом контуре охлаждения получается за счет разности работы горячего промежуточного охладителя, совершаемой на турбине 7, и работы по увеличению давления холодного промежуточного охладителя в насосе циркуляции промежуточного охладителя 8.

При запуске ЖРД возможен сброс газифицированного в испарителе 5 окислителя после конденсатора 6. Это позволит сократить время выхода ЖРД на режим полной тяги и повысить надежность его запуска, так как при этом возможен сброс паров окислителя, образующихся при его контакте с нагретыми элементами ЖРД.

ЖРД предложенной схемы позволяет за счет возможности применения высокоперепадных турбин и достаточно большого массового расхода газифицированного компонента обеспечить давление в КС в 34 раза, большее по сравнению с прототипом. Это позволит обеспечить в КС двигателей высокие давления при низкой температуре газифицированного компонента, что полностью снимает проблему возгорания горячих конструктивных элементов (например, турбины) в перегретом кислороде при газификации окислителя.

Расчеты показывают, что с помощью такой схемы питания ЖРД возможно, например, создание в КС давления 180 ата для двигателя тягой 8 т на топливе кислород + керосин при температуре газифицированного кислорода ~ 600 К, в то время, как классическая схема с дожиганием окислительного газогенераторного газа обеспечивает при температуре газогенераторного газа ~ 700 К и прочих равных условиях давление в КС около 120 ата.

Современные ЖРД характеризуются высокими давлениями и тепловыми потоками в КС, доходящими в критическом сечении до 40-60 МВт/м2. В связи с этим для тепловой защиты стенок КС вынуждены применять завесное охлаждение, когда часть горючего или окислителя впрыскивается в КС для создания низкотемпературного пристеночного слоя, что уменьшает тепловые потоки к стенке КС, но при этом снижается плотность топлива и скорость истечения продуктов его сгорания из-за смещения массового соотношения компонентов в сторону менее оптимальных и увеличения неравновесности истечения продуктов сгорания топлива.

В предложенном ЖРД эта проблема может быть решена за счет возможности увеличения скоростного напора охлаждающего компонента в регенеративном тракте КС. При этом увеличение гидропотерь в тракте может быть компенсировано за счет увеличения давления на выходе из насоса охлаждающего компонента, так как в предложенном ЖРД недостаток располагаемой для привода насосов компонентов топлива механической работы может быть компенсирован увеличением расхода газифицированного компонента или увеличением степени перепада на высокоперепадной турбине (в ЖРД с дожиганием газогенераторного газа, изменение перепада на турбине ограничено).

Выигрыш от отсутствия завесы охлаждения составит согласно проведенным термодинамическим расчетам 5-15 с по удельному импульсу и увеличит плотность топлива на 5-15%.

Кроме того, в ЖРД предложены схемы возможного регулирования работы ЖРД в широких диапазонах с использованием конструктивных элементов, обеспечивающих питание турбины ТНА рабочим газом: общий расход топлива (и, следовательно, общая мощность насосов) может обеспечиваться за счет перепуска части газифицированного окислителя мимо турбины, а соотношение компонентов топлива (и, следовательно, полезная мощность на каждом из насосов компонентов) регулируется за счет перепуска с выхода на вход насоса в части окислителя. Причем элементы регулирования ЖРД в данном случае оказываются глубоко интегрированными в конструкцию ЖРД. Простота регулировки параметров ЖРД и значительный запас по возможности регулировки позволяет осуществлять на ЖРД предложенной схемы глубокое регулирование: увеличение тяги двигателя на 20-30% (практически ограничивается только прочностью КС и теплостойкостью элементов конструкции двигателя) и плавное глубокое дросселирование (снижение тяги) в 5-6 раз. Это может оказаться очень важным для использования на РН, где предъявляются повышенные требования к возможности регулирования двигателей (у большинства современных двигателей глубокое дросселирование осуществляется скачкообразно и возможно не более, чем в 2 раза).

Данный ЖРД будет обладать более высокой надежностью, чем ЖРД с дожиганием газогенераторного газа так как, помимо решения проблемы высокой температуры рабочего тела турбины, конструкция ЖРД позволяет исключить попадание паров компонента топлива на вход в насос этого компонента при запуске ЖРД (в современных ЖРД это невозможно без снижения энергетических характеристик двигателя или его надежности), что может привести к кавитации насосов и срыву работы ЖРД (до 70% аварий современных ЖРД приходится на их запуск).

Одновременно такой ЖРД будет более устойчив к возникающим при его работе высокочастотным колебаниям давления в КС, чем его прототип и аналоги за счет заведомо большей инерционности системы газификации компонента, используемого для питания турбины ЖРД и большего демпфирования изменений давления в газе.

Расчеты показывают, что увеличение массы ЖРД по сравнению с ЖРДУ с дожиганием газогенераторного газа будет незначительным (например, для двигателя тягой 2000 кг на топливе керосин + кислород увеличение массы будет менее 10 кг), что с лихвой компенсируется получаемым выигрышем удельного импульса и надежности ЖРД (для этого же двигателя для разгонных блоков типа ДМ, используемых в настоящее время для выводов грузов на геостационарные орбиты, выигрыш в массе выводимого полезного груза только за счет увеличения скорости истечения продуктов сгорания топлива увеличится ~ на 250 кг).

Все элементы данного ЖРД являются хорошо известными в технике и не представляют больших сложностей при производстве. Поэтому производство представленного ЖРД возможно на базе уже существующих производств без какой-либо переделки последних.

Источники информации
1. Бабкин А. И. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. – М. : Машиностроение, 1986. – 456 с.

2. Козлов А. А. Системы питания и управления жидкостных ракетных двигательных установок. – М. : Машиностроение, 1988 г. , – 352 с: ил. – Стр. 115-125.

3. Овсянников Б. В. Теория и расчет агрегатов питания жидкостных ракетных двигателей. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1986. – 376 с. , ил.

4. Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей, /в 2-х книгах/ под ред. В. М. Кудрявцева, изд. 4-е перераб. и доп. – М. : Высшая школа, 1993 – ин. 2. Стр. 109-117.

Формула изобретения


Жидкостный ракетный двигатель, включающий в себя камеру сгорания с трактом регенеративного охлаждения, испаритель, насосы подачи компонентов – горючего и окислителя, турбину, при этом выход из насоса подачи одного из компонентов соединен посредством магистрали со входом в испаритель по линии хладагента, а выход из испарителя по этой же линии сообщен со входом в турбину, причем выход насоса другого компонента сообщен с камерой сгорания, отличающийся тем, что в него введены конденсатор, источник промежуточного охладителя с управляемым клапаном, насос циркуляции промежуточного охладителя с турбиной промежуточного охладителя, при этом вход испарителя по линии теплоносителя соединен с выходом из турбины промежуточного охладителя, выход из испарителя по линии теплоносителя сообщен с источником промежуточного охладителя, с помощью управляемого клапана, и со входом в насос циркуляции промежуточного охладителя, выход насоса циркуляции промежуточного охладителя соединен со входом в тракт регенеративного охлаждения камеры сгорания, а выход из тракта соединен со входом в турбину промежуточного охладителя, при этом вход конденсатора по линии хладагента связан с выходом насоса одного из компонентов, а выход по этой же линии соединен с камерой сгорания, вход и выход конденсатора по линии теплоносителя соответственно соединены с выходом турбины и входом в насос того же компонента.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 07.05.2004

Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005


Categories: BD_2179000-2179999