Патент на изобретение №2179644

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179644 (13) C2
(51) МПК 7
F02B23/08, F02B75/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000108262/06, 05.04.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.04.2000

(45) Опубликовано: 20.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1469194 A1, 30.03.1989. SU 903576 А, 07.02.1982. SU 337547 A, 05.05.1972. SU 1341362 A1, 30.09.1987. DE 3110764 A1, 07.01.1982. DE 4020262 А1, 09.01.1992. US 4709672 А, 01.12.1987. US 4881513 А, 21.11.1989.

(71) Заявитель(и):

Говоров Евгений Владимирович (UA)

(72) Автор(ы):

Говоров Евгений Владимирович (UA)

(73) Патентообладатель(и):

Говоров Евгений Владимирович (UA)

(54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с искровым зажиганием. В двигателе камера сгорания разделена по меньшей мере на два объема, сгорание смеси происходит только в одном объеме, выполненном постоянным или переменным, объемы камеры сгорания расположены либо в головке, либо в поршне, либо комбинация обеих схем расположения, причем один из объемов разделен на два объема. Процесс сгорания протекает с коэффициентом избытка воздуха = 1,5-3. Изобретение обеспечивает повышение экономичности двигателя и уменьшение токсичности выхлопных газов. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.


Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием.

Известно, что современные ДВС достигли предела термодинамического КПД – т по причине достижения предела степени сжатия = 12, после чего наступает нарушение процесса сгорания, вызванного детонацией. Дальнейшее совершенствование двигателей с искровым зажиганием по экономичности и токсичности выхлопных газов проблематично. Однако с целью преодоления данных ограничений внедряются технические решения, связанные с изменением процесса смесеобразования посредством прямого впрыска топлива непосредственно в камеру сгорания (внутрицилиндровое смесеобразование – GDI).

Известен ДВС (МКИ: F 02 B 17/00, патент РФ 1469194), в котором камера сгорания расположена как в головке, так и в поршне, однако в нем не предусматривается устройства дополнительного повышения степени сжатия. Улучшение экономичности в предложенной конструкции осуществляется за счет улучшения смесеобразования за счет кольцевого вытеснителя, образованного поршнем и головкой. Также известен ДВС (Германия 3110764, МКИ F 02 D 15/04), имеющий дополнительный поршень для создания повышенной переменной степени сжатия. Камера сгорания в этом двигателе образуется между дополнительным поршнем со сферической выемкой и полусферой, выполненной в головке цилиндров и имеющей перепускной канал, соединяющий первую предкамеру со второй, образованной плоскостью головки цилиндров и основным поршнем (аналог двигателя с форкамерой). Однако такая конструкция имеет существенный недостаток, так как большая площадь второй камеры между плоскостью головки и основным поршнем способствует интенсивной потере теплоты в процессе догорания смеси и затуханию процесса сгорания смеси и падению КПД теплового процесса и, как следствие, увеличение расхода топлива и ухудшению экологичности выхлопных газов.

Целью данного изобретения является значительное повышение экономичности двигателей с искровым зажиганием на полной нагрузке на 15-20% и в 2-2,5 раза на частичных нагрузках с максимальным уменьшением токсичности выхлопных газов.

Указанная цель достигается применением новой камеры сгорания, имеющей переменную степень сжатия, изменяемую с помощью поршня 5 (фиг. 1).

С целью повышения термодинамического коэффициента полезного действия (т), оказывающего решающее влияние на экономичность двигателя и токсичность выхлопных газов, за счет увеличения степени сжатия , без увеличения максимального давления сгорания Pz, после которого возникает детонация, камера сгорания должна быть разделена по меньшей мере на два объема А и Б, при этом сгорание смеси происходит только в одном объеме, который может быть как постоянным, так и переменным. Такая камера, именуемая в дальнейшем как интегральная, предполагает разделение объемов, которые будут располагаться каждая или в головке цилиндров или в поршне, или частично в головке, а частично в поршне (фиг. 1). На фиг. 1 частичный объем второго объема Б обозначен как Б’. Объемы А и Б интегральной камеры сгорания соединены перепускным каналом.

Принцип работы такой головки следующий.

В конце такта сжатия при полной нагрузке основной поршень 2, перемещающийся в цилиндре 1, на фиг. 1 находится в верхней ВМТ, при этом камера сгорания образуется поверхностью основного поршня 2 и поверхностью головки 3, определяющей объем А, имеющим высоту Нmах или Hmin (в зависимости на какой нагрузке работает двигатель), а в днище поршня находится объем Б. При этом в объеме Б’ располагается выпускной клапан, управляемый кулачковым валом. Несколько ранее до ВМТ происходит впрыск топлива в объем А через форсунку 7, после чего происходит воспламенение смеси от свечи зажигания 6. В случае, если в двух объемах камеры сгорания находится рабочая смесь, то при ее сгорании давление сгорания Pz не должно быть более давления, вызывающего детонацию, при определенной степени сжатия и значения термодинамического КПД т Если сгорание происходит в одном объеме, общую для двух объемов степень сжатия можно увеличить до определенного предела без возникновения детонации с увеличением т. В этом случае возрастает индикаторный КПД i, так как в сгорании участвует воздух, находящийся в объеме Б. Процесс сгорания происходит при постоянном объеме Vconst, но давление сгорания Pz в объеме А может быть выше давления, вызывающего детонацию. Однако учитывая то, что давление сгорания распределяется на два объема А и Б, то в результате среднее давление сгорания Pz в интегральной камере сгорания не превышает величину давления, после которого возникает детонация.

Для процесса сгорания в одном объеме (коэффициент избытка воздуха = 1, при этом коэффициент теплоиспользования max) следует учитывать два коэффициента избытка воздуха:
сгорания, характеризующий процесс сгорания в объеме А;
общий, характеризующий процесс теплоиспользования с учетом объема Б (для общего объема А+Б).

Общий коэффициент общ. зависит от объемов Va, Vб, и сг и определяется из выражений:


общ> сг.. При максимальной нагрузке общ= 1,5-1,3..

С уменьшением нагрузки двигателя уменьшается количество всасываемого воздуха, при этом степень сжатия в объеме А следует увеличивать с целью повышения давления сжатия Рс как при полной нагрузке, при этом возрастает термодинамический КПД т и индикаторный КПД i и увеличивается общ, для чего необходимо иметь изменяемый объем А камеры сгорания с помощью поршня 5, который будет перемещаться в объеме А на величину хода S.

При минимальной нагрузке (холостой ход) высота объема A= Hmin, при этом коэффициент избытка воздуха общ достигает максимальной величины = 3 (для традиционных двигателей 0,95-1,15).

Предлагаемая конструкция позволяет значительно увеличить термодинамический КПД т на 20% и степень сжатия = 15 на полной нагрузке и до = 20-30 на малых нагрузках (фиг. 2), что позволяет уменьшить расход топлива на средних и малых нагрузках в 1,5-2 раза (фиг. 3) при предельно низкой токсичности выхлопных газов при = 3.
С увеличением степени сжатия компактность интегральной камеры сгорания (соотношение поверхность/объем) близка к оптимальной и недостижима в традиционных двигателях, что способствует уменьшению тепловых потерь и повышению значения политропы сжатия.

Формула изобретения


1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр с возвратно-поступательно движущимся в нем поршнем и приводящим в движение коленчатый вал, головку цилиндра, камеру сгорания, свечу зажигания, отличающийся тем, что камера сгорания разделена по меньшей мере на два объема, при этом сгорание смеси происходит только в одном объеме, который выполнен постоянным или переменным, а объемы камеры сгорания расположены либо в головке, либо в поршне, либо комбинация обоих схем расположения, причем один из объемов разделен на два объема и они также расположены либо в головке цилиндров, либо в поршне, при этом процесс сгорания протекает с коэффициентом избытка воздуха = 1,5-3.
2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в головке цилиндров выполнено отверстие для размещения форсунки для впрыска топлива в объем, в котором происходит сгорание смеси, а выпускной клапан для отработавших газов расположен в другом объеме.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.04.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003

Извещение опубликовано: 20.11.2003


Categories: BD_2179000-2179999