Патент на изобретение №2179636

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179636 (13) C1
(51) МПК 7
E21B47/01
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001102219/03, 24.01.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.01.2001

(45) Опубликовано: 20.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1654557 А1, 03.05.1989. SU 1596096 А1, 30.09.1990. SU 1444508 А1, 15.12.1988. SU 1578324 А1, 15.07.1990. SU 1506095 А1, 07.09.1989. SU 1668650 А1, 07.08.1991. RU 2087668 С1, 20.08.1997. GB 1125818 А, 05.09.1968. ГАБДУЛЛИН Т.Г. Оперативное исследование скважин. – М.: Недра, 1981, с.21-31.

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ЮганскНИПИнефть”

(72) Автор(ы):

Атнабаев З.М.,
Баграмов К.А.,
Дьячук И.А.,
Репин Д.Н.,
Репин Н.Н.,
Хасанов М.М.,
Шаньгин Е.С.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ЮганскНИПИнефть”

(54) КАРОТАЖНЫЙ ПОДЪЕМНИК


(57) Реферат:

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для спуска и подъема скважинных приборов. Техническим результатом изобретения является упрощение устройства, повышение плавности и обеспечение непрерывного характера изменения скорости движения каротажного кабеля в каротажном подъемнике. Для этого подъемник содержит барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки с гидронасосом и пульт управления. Устройство регулирования скорости вращения барабана лебедки выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом. Выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки. Причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с корпусом заполненного маслом устройства регулирования, а выходные отверстия – с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с корпусом устройством регулирования. Управляемое дифференциальное дроссельное устройство соединено с серводвигателем. 1 ил.


Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для спуска и подъема скважинных приборов.

Известен каротажный подъемник, содержащий раму, на одной части которой размещена кабина оператора, а на другой – лебедка с гидроприводом, укладчик кабеля с гидроцилиндром и тормоз [1] .

Недостатком известного устройства является сложность привода, содержащего гидронасос и гидромотор с изменяемой производительностью, а также невысокая точность регулирования скорости спуска и подъема скважинного прибора.

Наиболее близким к заявляемому по конструкции и достигаемым результатам является каротажный подъемник, принятый в качестве прототипа, содержащий гидронасос переменной производительности, связанный с приводным двигателем и гидромотором, соединенным с барабаном лебедки, усилитель мощности, связанный с шаговым электродвигателем, соединенным через редуктор с поворотным корпусом гидронасоса, кабель со скважинными приборами, намотанный на барабан лебедки и пульт управления [2] .

Недостатками этого устройства являются его сложность и недостаточная плавность и дискретный (шаговый) характер регулирования скорости движения кабеля.

Решаемая изобретением задача – упрощение устройства, повышение плавности и непрерывный (бесшаговый) характер изменения скорости движения каротажного кабеля.

Поставленная задача решается тем, что каротажный подъемник, содержащий гидронасос, барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки и пульт управления, снабжен вторым гидронасосом, привод выполнен в виде серводвигателя и соединенного с ним управляемого дроссельного устройства, а устройство регулирования скорости вращения барабана выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом, а выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки, причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с внутренним объемом заполненного маслом корпуса устройства регулирования, а выходные отверстия – с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с внутренним объемом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки.

На чертеже представлена схема каротажного подъемника, где:
1 – барабан лебедки;
2 – планетарные механизмы с водилами сателлитов;
3 – входные центральные шестерни планетарных механизмов;
4 – зубчатые передачи;
5 – ведущий вал устройства регулирования скорости вращения барабана;
6 – выходные центральные шестерни планетарных механизмов;
7 – зубчатые колеса;
8 – ведомый вал устройства регулирования скорости вращения барабана;
9 – звездочка цепной передачи;
10 – гидронасосы с входными и выходными отверстиями;
11 – корпус устройства регулирования;
12 – управляемое дифференциальное дроссельное устройство;
13 – серводвигатель.

14 – ведомая звездочка барабана лебедки.

В корпусе 11 устройства регулирования скорости вращения барабана, заполненном маслом, размещены два планетарных механизма с водилами сателлитов 2, соединенных с ведущим валом 5 устройства регулирования скорости вращения барабана, получающим вращение от двигателя машины (на фигуре не показана). Входные центральные шестерни планетарных механизмов 3 соединяются зубчатыми передачами; выходные центральные шестерни планетарных механизмов 6 через зубчатые передачи соединены с ведомым валом 8 устройства регулирования скорости вращения барабана со звездочкой 9 цепной передачи. С помощью цепной передачи звездочки 9 вращение передается на звездочку 14 барабана лебедки 1. Сателлиты планетарных механизмов через водила соединены с гидронасосами 10. Входные отверстия гидронасосов 10 соединены с внутренним объемом корпуса 11 устройства регулирования скорости вращения барабана, а выходные отверстия гидронасосов соединены с управляемым дифференциальным дроссельным устройством 12, вращаемым серводвигателем 13. Выход управляемого дифференциального дроссельного устройства 12 также соединен с внутренним объемом корпуса 11 устройства регулирования скорости вращения барабана.

Устройство работает следующим образом.

В начальный момент времени управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12 открыто, а ведущий вал 5 через шестерни вращает входные центральные шестерни 3 планетарных механизмов 2. Одновременно вращаются сателлиты и водила планетарных механизмов, при этом их вращение передается на валы гидронасосов 10, которые перекачивают масло из корпуса устройства регулирования 11 через управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12, возвращая масло обратно в корпус 11 устройства регулирования скорости вращения барабана без какого-либо сопротивления. В этот момент ведомый вал устройства регулирования скорости вращения барабана не вращается, и барабан лебедки 1 не получает вращения от цепной передачи.

Для того чтобы ведомый вал 8 устройства регулирования скорости вращения барабана и звездочка 9 цепной передачи начали вращаться, необходимо с пульта управления (на фигуре не показан) с помощью серводвигателя 13 начать плавно закрывать управляемое дифференциальное дроссельное устройство 12, поворачивая вентиль в одном из направлений, в зависимости от того, необходимо поднять или опустить скважинные приборы. Тогда на одном из гидронасосов возникает гидросопротивление, приводящее к появлению тормозного момента на валу гидронасоса. Тогда водило соответствующего планетарного механизма замедляет свое вращение, а шестерня планетарного механизма под действием его сателлитов начинает вращаться и приводит во вращение ведомый вал 8 устройства регулирования скорости вращения барабана и звездочку 9 цепной передачи, а вместе с ней через цепную передачу – ведомую звездочку 14 барабана лебедки. По мере закрытия управляемого дифференциального дроссельного устройства 12 скорость вращения барабана лебедки 1 растет, а при полном закрытии управляемого дифференциального дроссельного устройство 12 скорость вращения барабана лебедки 1 достигает максимального значения, т. к. соответствующий гидронасос останавливает соответствующие водила планетарного механизма и передаточное число планетарного механизма становится равным единице.

Для изменения направления вращения барабана лебедки 1 достаточно закрывать управляемое дифференциальное дроссельное устройство в направлении, противоположном описанному выше.

Причем скорость вращения пропорциональна сопротивлению потоку масла на выходе насоса, т. е. гидронасосы используются по новому назначению – в качестве тормозного устройства.

Эффективность предлагаемого устройства связана с тем, что при достаточно простой конструкции оно обладает возможностью плавного регулирования скорости и реверсом без расцепления кинематической цепи.

По сравнению с известными устройствами аналогичного назначения предлагаемое техническое решение обладает также следующими преимуществами:
– высокой надежностью, обусловленной простотой конструкции;
– повышенным диапазоном бесступенчатого регулирования скорости вращения барабана лебедки.

Источники информации
1. Авт. св. 1596096, Е 21 В 47/00, БИ 36, 1990.

2. Авт. св. 1654557, Е 21 В 47/00, БИ 21, 1991.

Формула изобретения


Каротажный подъемник, содержащий гидронасос, барабан лебедки с намотанным на него кабелем со скважинными приборами, привод с устройством регулирования скорости вращения барабана лебедки и пульт управления, отличающийся тем, что он снабжен вторым гидронасосом, привод выполнен в виде серводвигателя и соединенного с ним управляемого дроссельного устройства, а устройство регулирования скорости вращения барабана выполнено в виде двух планетарных механизмов, входные центральные шестерни которых соединены между собой зубчатой передачей, соединенной с ведущим валом, а выходные центральные шестерни через зубчатые колеса соединены с ведомым валом и звездочкой цепной передачи, передающей вращение на барабан лебедки, причем водила сателлитов каждого планетарного механизма соединены с гидронасосами, входные отверстия которых соединяются с внутренним объемом заполненного маслом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки, а выходные отверстия – с управляемым дифференциальным дроссельным устройством, выход которого также соединен с внутренним объемом корпуса устройства регулирования скорости вращения барабана лебедки.

РИСУНКИ

Рисунок 1


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

ООО “ЮганскНИПИнефть”

(73) Патентообладатель:

ООО “Центр исследований и разработок ЮКОС”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 16.03.2004 № 18745

Извещение опубликовано: 10.08.2004 БИ: 22/2004


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

ООО “Центр исследований и разработок ЮКОС”

(73) Патентообладатель:

Ковентри Лимитед (WS)

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 04.10.2005 № РД0002515

Извещение опубликовано: 20.12.2005 БИ: 35/2005


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.01.2006

Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007


Categories: BD_2179000-2179999