Патент на изобретение №2179635

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179635 (13) C1
(51) МПК 7
E21B47/01
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001102218/03, 24.01.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.01.2001

(45) Опубликовано: 20.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1654557 А1, 03.05.1989. SU 642472 А, 15.01.1979. SU 1052014 А1, 15.01.1994. SU 1257159 А1, 15.09.1986. SU 1444508 А, 15.12.1988. SU 1800013 А1, 07.03.1993. SU 1280116 А1, 30.12.1986. RU 2087668 С1, 20.08.1997. GB 1125818 А, 05.09.1968. ГАБДУЛЛИН Т.Г. Оперативное исследование скважин. – М.: Недра, 1981, с.21-31.

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ЮганскНИПИнефть”

(72) Автор(ы):

Атнабаев З.М.,
Баграмов К.А.,
Дьячук И.А.,
Репин Д.Н.,
Репин Н.Н.,
Хасанов М.М.,
Шаньгин Е.С.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “ЮганскНИПИнефть”

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ


(57) Реферат:

Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано в приводе высоконагруженных каротажных лебедок. Задачей изобретения является расширение диапазона и обеспечение бесступенчатого регулирования скорости спуска и подъема скважинных приборов в высоконагруженном режиме при одновременном упрощении устройства и повышении его надежности. Для этого устройство содержит барабан лебедки с намотанным на него каротажным кабелем, регулируемый привод барабана с гидронасосом, соединенный с приводным двигателем, устройство управления скоростью вращения лебедки. Причем привод барабана выполнен в виде редуктора с бесступенчатым регулированием передаточного числа, соединенного через дифференциальный механизм и две цепные передачи с обеими сторонами барабана лебедки. Редуктор с регулированием передаточного числа выполнен в виде планетарного механизма, содержащего входное и выходное центральные колеса, соединенные между собой сателлитами. Водило сателлитов снабжено зубчатым венцом, зацепленным с шестеренчатым реверсивным гидронасосом, входные каналы которого соединены с маслонаполненным корпусом привода барабана, а выходные через устройство управления в виде регулируемого дросселя также соединены с этим корпусом. 1 ил.


Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано в приводе высоконагруженных каротажных лебедок.

Известно устройство для спуска и подъема скважинных приборов, содержащее спускоподъемный механизм с приводом, геофизическим кабелем и тормозом, спускоподъемный механизм выполнен в виде гидронасоса, соединенного с гидромотором [1] .

Недостатком известного устройства является его конструктивная сложность, обусловленная наличием гидронасоса переменной производительности и гидромотора, а также недостаточная надежность.

Наиболее близким к заявляемому по конструктивным признакам и достигаемому результату является каротажный подъемник, содержащий гидронасос переменной производительности, связанный с регулируемым приводным двигателем и гидромотором, соединенным с барабаном лебедки, усилитель мощности, связанный с шаговым двигателем и системой управления производительностью гидронасоса [2] .

Недостатком данного устройства, принятого в качестве прототипа является его сложность конструкции и недостаточная надежность, а также недостаточно широкий и ступенчатый диапазон регулирования скорости движения кабеля при работе в высоконагруженном режиме.

Решаемая задача – расширение диапазона и бесступенчатое регулирование скорости спуска и подъема скважинных приборов в высоконагруженном режиме при одновременном упрощении устройства и повышение его надежности.

Поставленная задача решается тем, что устройство для спуска и подъема скважинных приборов содержит барабан лебедки с намотанным на него каротажным кабелем, гидронасос, соединенный с приводным двигателем, регулируемый привод барабана и узел управления скоростью вращения барабана лебедки, при этом гидронасос выполнен шестеренчатым реверсивным, узел управления скоростью вращения барабана лебедки выполнен в виде регулируемого дросселя, а регулируемый привод барабана выполнен в виде размещенного в заполненном маслом корпусе редуктора с бесступенчатым регулированием передаточного числа, выходной вал которого соединен через дифференциальный механизм и две цепные передачи с обеими сторонами барабана лебедки, редуктор с регулированием передаточного числа выполнен в виде планетарного механизма, содержащего входное и выходное центральные колеса, соединенные между собой сателлитами, водило которых снабжено зубчатым венцом, зацепленным шестерней, закрепленной на валу шестеренчатого реверсивного гидронасоса, при этом входные каналы шестеренчатого реверсивного гидронасоса соединены через клапаны с маслонаполненным корпусом привода барабана, с которым через клапаны и регулируемый дроссель соединены выходные каналы шестеренчатого реверсивного гидронасоса.

На чертеже представлена схема устройства.

На оси барабана лебедки 1 закреплены две звездочки 2, соединенные цепными передачами с дифференциальным механизмом 3. Дифференциальный механизм 3 соединен с выходным валом 4 регулируемого привода, содержащего корпус 5, заполненный маслом. В корпусе 5 размещены входной вал 6, соединенный с приводным двигателем (не показан), и выходной вал 4. С входным валом 6 жестко связано входное центральное колесо 7, связанное сателлитами 8 с выходным центральным колесом 9. Водило сателлитов 10 снабжено зубчатым венцом 11, зацепленным с шестерней 12, закрепленной на валу шестеренчатого реверсивного гидронасоса 13. Входные каналы 14 шестеренчатого реверсивного гидронасоса 13 через клапаны 15 соединены с маслонаполненным корпусом 5 регулируемого привода барабана. Выходные каналы 16 шестеренчатого реверсивного гидронасоса 13 через клапаны 17 и регулируемый дроссель 18 также связаны с маслонаполненным корпусом 5 регулируемого привода барабана.

Устройство работает следующим образом.

В начальный момент времени регулируемый дроссель 18 полностью открыт, входной вал 6 вращается, передавая вращение через входное центральное колесо 7 и сателлиты 8 на водило сателлитов 10 и через зубчатый венец 11 и шестерню 12 – на вал шестеренчатого реверсивного гидронасоса 13. Шестеренчатый реверсивный гидронасос 13 вращается, перекачивая масло через открытый регулируемый дроссель 18 без сопротивления. Тогда входное центральное колесо 9, а вместе с ней и дифференциальный механизм 3 и барабан лебедки 1 остаются неподвижными. Для того чтобы привести во вращение барабан лебедки 1, необходимо начать плавно закрывать регулируемый дроссель 18. Тогда на валу шестеренчатого реверсивного гидронасоса 13, а вместе с ним и на водиле сателлитов 10 появляется тормозной момент, пропорциональный степени закрытия регулируемого дросселя 18. Это приводит к замедлению скорости вращения водила сателлитов 10, тогда выходное центральное колесо 9 начинает вращаться со скоростью, равной разности скоростей входного вала 6 с входным центральным колесом 7 и водила сателлитов 10. Когда регулируемый дроссель 18 полностью закрыт, водило сателлитов 10 останавливается, передаточное число привода становится равным передаточному числу планетарного механизма, состоящего из входного центрального колеса 7, сателлитов 8 и выходного центрального колеса 9. Таким образом, путем дросселирования потока жидкости на выходе шестеренчатого реверсивного гидронасоса можно плавно (бесступенчато) изменять скорость вращения барабана от нуля до максимального значения. В этом случае шестеренчатый реверсивный гидронасос применяется по новому назначению – в качестве тормозного устройства.

Для реверсирования вращения барабана лебедки 1 достаточно изменить направление вращения входного вала 6. Тогда шестеренчатый реверсивный гидронасос 13 начинает вращаться в обратном направлении, направление движения масла поменяется на противоположное. Клапаны 15 и 17 направляют поток жидкости к регулируемому дросселю 18, остальные процессы также меняют направление на противоположное и барабан лебедки 1 вращается в обратную сторону.

Необходимость передачи вращения на обе стороны барабана лебедки 1 с помощью цепных передач и дифференциального механизма 3 обусловлена тем, что при большой нагрузке на барабане становится значительной величина усилия осевого скручивания, что может привести к его разрушению.

По сравнению с известными устройствами аналогичного назначения предлагаемое техническое решение обладает следующими преимуществами:
– простотой конструкции и повышенной надежностью;
– повышенной нагрузочной способностью;
– плавностью бесступенчатого регулирования скорости вращения барабана лебедки при расширении диапазона регулирования скорости спуска и подъема скважинных приборов;
– небольшими габаритами и массой устройства;
– универсальностью, позволяющей использовать ее для различных типов подъемников.

Источники информации
1. Авторское свидетельство SU 1800013, Е 21 В 47/00, БИ 9, 1993.

2. Авторское свидетельство SU 1654557, Е 21 В 47/00, БИ 21, 1991.

Формула изобретения


Устройство для спуска и подъема скважинных приборов, содержащее барабан лебедки с намотанным на него каротажным кабелем, гидронасос, соединенный с приводным двигателем, регулируемый привод барабана и узел управления скоростью вращения барабана лебедки, отличающееся тем, что гидронасос выполнен шестеренчатым реверсивным, узел управления скоростью вращения барабана лебедки выполнен в виде регулируемого дросселя, а регулируемый привод барабана – в виде размещенного в заполненном маслом корпусе редуктора с бесступенчатым регулированием передаточного числа, выходной вал которого соединен через дифференциальный механизм и две цепные передачи с обеими сторонами барабана лебедки, редуктор с регулированием передаточного числа выполнен в виде планетарного механизма, содержащего входное и выходное центральные колеса, соединенные между собой сателлитами, водило которых снабжено зубчатым венцом, зацепленным с шестерней, закрепленной на валу шестеренчатого реверсивного гидронасоса, при этом входные каналы шестеренчатого реверсивного гидронасоса соединены через клапаны с маслонаполненным корпусом привода барабана, с которым через клапаны и регулируемый дроссель соединены выходные каналы шестеренчатого реверсивного гидронасоса.

РИСУНКИ

Рисунок 1


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

ООО “ЮганскНИПИнефть”

(73) Патентообладатель:

ООО “Центр исследований и разработок ЮКОС”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 16.03.2004 № 18746

Извещение опубликовано: 10.08.2004 БИ: 22/2004


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

ООО “Центр исследований и разработок ЮКОС”

(73) Патентообладатель:

Ковентри Лимитед (WS)

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 04.10.2005 № РД0002515

Извещение опубликовано: 20.12.2005 БИ: 35/2005


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 25.01.2006

Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007


Categories: BD_2179000-2179999