Патент на изобретение №2179129

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2179129 (13) C2
(51) МПК 7
B62D3/02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 97108612/28, 27.05.1997

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

27.05.1997

(43) Дата публикации заявки: 27.04.1999

(45) Опубликовано: 10.02.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 975483 A, 28.11.1982. SU 931560 А, 30.05.1982. DE 3628886 А, 05.03.1987.

(71) Заявитель(и):

Борисовский завод “Автогидроусилитель” (BY)

(72) Автор(ы):

Щербунов Виктор Николаевич (BY),
Фенько Анатолий Иванович (BY),
Пуховой Александр Алексеевич (BY),
Шпак Юрий Федорович (BY)

(73) Патентообладатель(и):

Борисовский завод “Автогидроусилитель” (BY)

(54) РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА


(57) Реферат:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств. Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения секторов и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой из втулок выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма. Это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки. Ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки. Технический результат заключается в упрощении конструкции и обеспечении оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым механизмам транспортных средств.

Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок. На наружной поверхности каждой втулки выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма (а. с. 975483, 1982).

Конструкция известного рулевого механизма не обеспечивает получение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор, так как весь диапазон регулирования разделен на отрезки, кратные угловому расстоянию между отверстиями для фиксирующих штифтов, выполненными на торцах втулок.

Задача данного изобретения – упрощение конструкции и обеспечение оптимального зазора в зубчатом зацеплении рейка-сектор.

Это достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и сцепленная с зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, на наружной поверхности каждой из которых выполнено углубление под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, это углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, образующей две острые кромки, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок, а твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок кольцевой канавки.

На чертеже изображен поперечный разрез рулевого механизма.

Рулевой механизм транспортного средства содержит корпус 1, в котором расположена зубчатая рейка 2, связанная шариковинтовым соединением 3 с рулевым валом 4, зафиксированным в упорных подшипниках корпуса 1. Находящийся в зацеплении с рейкой 2 зубчатый сектор 5 установлен в подшипниках 6 эксцентриковых втулок 7. На наружной поверхности каждой втулки 7 выполнена кольцевая канавка 8 прямоугольного профиля, образующая две острые кромки 9, на которые опирается конус 10 резьбового пальца 11, установленного в корпусе 1. Диаметр основания конуса выполнен большим ширины канавки, чем обеспечивается опора пальца на две острые кромки, а длина конуса – меньше глубины канавки, что обеспечивает обязательное смятие острых кромок при завинчивании резьбового пальца, твердость конуса которого больше твердости острых кромок канавки. При этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки 8 на величину “а” в сторону ограничителя 12, что исключает прижатие эксцентриковой втулки 7 к торцу зубчатого сектора 5. На втулках 7 выполнены места 13 под ключ.

При повороте рулевого вала 4 в шариковидном соединении 3 рейка 2 перемещается в осевом направлении, поворачивая сектор 5 в подшипниках 6. Зазор в зубчатом зацеплении рейка-сектор регулируется поворотом эксценриковых втулок 7 с последующей фиксацией их резьбовыми пальцами 11 путем ввинчивания и одновременного смятия конусом 10 острых кромок 9, что удерживает эксцентриковую втулку от проворачивания. Твердость конуса резьбового пальца больше твердости острых кромок 9.

Предлагаемая конструкция обеспечивает получение требуемой величины зазора в зубчатом зацеплении во всем диапазоне его регулирования и упрощает конструкцию.

Формула изобретения


1. Рулевой механизм транспортного средства, содержащий корпус, в котором расположена зубчатая рейка, связанная шариковинтовой передачей с рулевым валом и зубчатым сектором, установленным в подшипниках эксцентриковых втулок, ограничители осевого перемещения сектора и эксцентриковых втулок, причем на наружной поверхности каждой втулки выполнены углубления под резьбовой палец, установленный в корпусе рулевого механизма, отличающийся тем, что углубление выполнено в виде кольцевой канавки прямоугольного профиля, а на конце резьбового пальца, расположенном со стороны кольцевой канавки, выполнен конус, диаметр основания которого больше ширины, а длина меньше глубины кольцевой канавки, при этом ось установки резьбового пальца в корпусе смещена относительно оси симметрии кольцевой канавки в сторону ограничителя осевого перемещения зубчатого сектора и эксцентриковых втулок.

2. Рулевой механизм по п. 1, отличающийся тем, что твердость конуса резьбового пальца больше твердости кромок кольцевой канавки.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MH4A/MZ4A – Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение на основании заявления, поданного патентообладателем в Патентное ведомство

Дата прекращения действия патента: 21.04.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 21-2003

Извещение опубликовано: 27.07.2003


Categories: BD_2179000-2179999