Патент на изобретение №2178362

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2178362 (13) C2
(51) МПК 7
B60K41/00, B60K41/28
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000107232/28, 23.03.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.03.2000

(45) Опубликовано: 20.01.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 79125, 26.02.1949. US 4324309, 13.04.1982. DE 4216805, 25.11.1993. SU 85931, 13.09.1949.

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Автоагрегат”

(72) Автор(ы):

Орлов В.А.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Автоагрегат”

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ТОРМОЗА, СЦЕПЛЕНИЯ, АКСЕЛЕРАТОРА


(57) Реферат:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног. Устройство выполняют в виде многофункционального рычага с рукояткой на верхнем конце. Технический результат – увеличение функциональных возможностей рычага, упрощение конструкции и облегчение управления приводами тормоза, сцепления и акселератора. 3 ил.


Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для ручного управления приводами тормоза, сцепления и акселератора.

Известно устройство для ручного управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, содержащее рычаг управления тормозом, рукоятку управления акселератором и сцеплением, трос акселератора (см. свидетельство РФ на полезную модель N 7062, МПК В 60 К 41/28).

Недостатками этого устройства являются:
– наличие педалей тормоза, сцепления, газа и рычагов, действующих на педали тормоза и сцепления, занимающих пространство в салоне автомобиля, а, кроме этого, усложняющих конструкцию устройства и увеличивающих ее металлоемкость;
– невозможность отключения сцепления при экстренном торможении ввиду того, что рычаг, управляющий сцеплением и торможением, не может перемещаться одновременно в двух противоположных направлениях;
– наличие двух разных ручек для управления тормозом и акселератором, что с точки зрения управления автомобилем, тем более инвалидами, вызывает дополнительные трудности (требуют дополнительное время на реакцию);
– устройство закреплено на рулевой колонке, и движение рычага происходит в плоскости рулевой колонки в направлении вперед-низ это:
а) с точки зрения эргономики вызывает неудобство,
б) требует больших мускульных усилий от водителя.

Эти недостатки устраняются в устройстве по заявке N 99122917/28, являющемся наиболее близким аналогом по функциональным возможностям и конструктивно. Это устройство содержит многофункциональный рычаг, имеющий на верхнем конце рукоятку – орган управления приводами тормоза, сцепления и акселератора. На многофункциональном рычаге шарнирно установлена Г-образная ось. Имеются тросы сцепления и акселератора, рычаг тормоза главного цилиндра. Многофункциональный рычаг с установленными на нем механизмами управления приводами тормоза, сцепления и акселератора крепится посредством опоры к полу транспортного средства.

Недостатками этого устройства являются:
– сложное вращение кисти руки в двух плоскостях, необходимое для одновременного выключения сцепления и регулирования оборотов двигателя;
– утомляемость и мышечные нагрузки при выключении сцепления (перевод механизма привода сцепления через мертвую точку);
– отсутствие автоматизации уменьшения оборотов двигателя при торможении;
– наличие сил трения в системе трос-оболочка ввиду расположения механизмов привода сцепления, акселератора в верхней части многофункционального рычага, приводящее к удлинению тросовых приводов;
– большое количество трудоемких деталей, входящие в узлы, которые сложно ориентированы в пространстве.

Для увеличения функциональных возможностей рычага, упрощения конструкции и облегчения управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, устройство, содержащее многофункциональный рычаг, на верхнем конце которого установлена рукоятка – орган управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, Г-образную ось, шарнирно установленную к рычагу, тросы сцепления и акселератора, рычаг тормоза главного цилиндра, опору, посредством которой нижний конец многофункционального рычага прикреплен к полу автомобиля, выполняют следующим образом. К одному концу Г-образной оси, шарнирно закрепленной на опоре многофункционального рычага, жестко прикрепляют рычаг толкателя главного тормозного цилиндра, к которому неподвижно прикрепляют кронштейн крепления оболочки троса сцепления и конец возвратной пружины. Другой конец возвратной пружины прикрепляют к фиксатору сцепления. Фиксатор сцепления шарнирно устанавливают на многофункциональном рычаге. На другой конец Г-образной оси шарнирно устанавливают втулку, к которой посредством упорной пластины прикрепляют кронштейн, на котором шарнирно закрепляют трос сцепления. К упорной пластине прикрепляют оболочку троса акселератора. Сам трос акселератора шарнирно закрепляют на многофункциональном рычаге.

На фиг. 1 показано заявляемое устройство, на фиг. 2 – вид А на фиг. 1, на фиг. 3 – разрез Б-Б на фиг 1.

Устройство для ручного управления приводами тормоза, сцепления и акселератора представляет собой многофункциональный рычаг 1, на верхнем конце которого установлена рукоятка 2. Многофункциональный рычаг 1 шарнирно установлен на оси О1. Посредством упорной пластины 3 кронштейна 4 кронштейн 4 прикреплен к втулке 5, которая насажена на один конец Г-образной оси и имеет возможность поворачиваться вокруг оси O2. К пластине 3 кронштейна 4 прикреплена оболочка 6 троса акселератора 7, конец которого прикреплен шарниром 8 к многофункциональному рычагу 1. Другой конец О3 Г-образной оси шарнирно установлен во втулке 9, жестко прикрепленной к П-образному ребру 10, жестко прикрепленному к опоре 11, крепящейся к полу транспортного средства. К концу Г-образной оси О3 жестко прикреплен рычаг 12 толкателя главного тормозного цилиндра. К рычагу 12 толкателя главного тормозного цилиндра прикреплены шарнир 13 штока тормозного цилиндра, один конец возвратной пружины 14. Другой конец возвратной пружины 14 прикреплен к шарнирно установленному на оси O4 фиксатору сцепления 15, имеющему опорную пятку 16 и упор 17, который вступает в контакт с регулировочным болтом 18, ввернутым в резьбовую втулку 19. Втулка 19 неподвижно закреплена на кронштейне 20 крепления оболочки 21 троса сцепления 22, конец которого с помощью болта 23 шарнирно закреплен на кронштейне 4. К рычагу 12 толкателя главного тормозного цилиндра жестко прикреплен также кронштейн 20 крепления оболочки 21 троса сцепления 22.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии на рукоятку 2 многофункционального рычага (МФР) 1 от нейтрального положения в направлении стрелки Б из положения I в положение II (фиг. 1), нижний конец МФР 1, упираясь в упорную пластину 3 через втулку 5, поворачивается вокруг оси O3, к которой неподвижно прикреплен рычаг 12 толкателя главного тормозного цилиндра. При этом шарнир 13 штока тормозного цилиндра перемещается из положения III в положение IV. В результате осуществляется включение тормозной системы. Возвращение МФР 1 в положение I происходит за счет веса МФР 1. При движении рукоятки 2 от нейтрального положения по направлению стрелки B (фиг. 2) вокруг оси O2 МФР 1 перемещается из положения V в положение VI, вытягивая трос сцепления 22 из оболочки 21 и осуществляя выключение сцепления. Фиксатор сцепления 15 под действием возвратной пружины 14 поворачивается вокруг оси O4 в направлении стрелки Г до упора МФР 1 в пятку 16. При этом упор 17 фиксатора сцепления 15 упирается в регулировочный болт 18 и тем самым препятствует самопроизвольному включению сцепления. Для изменения оборотов двигателя и включения сцепления к рукоятке 2 прикладывают усилие в направлении стрелки Д. При этом МФР 1 поворачивается вокруг оси O1 из положения I в положение VII и, упираясь в пятку 16, поворачивает фиксатор сцепления 15 в направлении стрелки Ж, выводя упор 17 фиксатора сцепления 15 из контакта с регулировочным болтом 18, позволяя вернуть МФР из положения VI в положение V и выключить сцепление. При этом шарнир 8 крепления троса акселератора 7 перемещается из положения VIII в положение IX, вытягивая трос акселератора 7 из оболочки 6. В результате происходит увеличение оборотов двигателя. Возврат МФР 1 в нейтральное положение осуществляется возвратной пружиной 14.

Формула изобретения


Устройство для ручного управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, содержащее многофункциональный рычаг, на верхнем конце которого установлена рукоятка – орган управления приводами тормоза, сцепления и акселератора, Г-образная ось, рычаг толкателя главного тормозного цилиндра, тросы сцепления и акселератора, опору, с помощью которой многофункциональный рычаг прикрепляется к автомобилю, отличающееся тем, что Г-образная ось шарнирно установлена на опоре многофункционального рычага, на одном конце этой оси жестко установлен рычаг толкателя главного тормозного цилиндра, с жестко прикрепленными кронштейном крепления оболочки троса сцепления и концом возвратной пружины, другой конец возвратной пружины прикреплен к фиксатору сцепления, который шарнирно установлен на многофункциональном рычаге, на другом конце Г-образной оси шарнирно установлена втулка, к которой посредством упорной пластины прикреплен кронштейн, к которому шарнирно прикреплен трос сцепления, трос акселератора шарнирно закреплен на многофункциональном рычаге, а его оболочка прикреплена к упорной пластине.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.03.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2178000-2178999