Патент на изобретение №2178228
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
(57) Реферат: Использование: в электроснабжении. Система электроснабжения состоит из питающей электрической сети, линии электропередачи, двух трансформаторов. Их первичные обмотки соединены параллельно и подключены к двум секциям распределительного устройства. К ним через коммутационные аппараты подключены электродвигатели и резкопеременная нагрузка таким образом, что электродвигатели и резкопеременная нагрузка оказываются подключенными к двум последовательно и встречно соединенным вторичным обмоткам: основной вторичной обмотке одного трансформатора и компенсационной обмотке другого трансформатора. Технический результат заключается в стабилизации напряжения на сборных шинах, ограничении пусковых токов при включении электрических двигателей в сеть. 6 ил. , 1 табл. Изобретение относится к области электротехники и электроснабжения. Известно устройство [1] для электроснабжения переменным током, содержащее две группы потребителей, подключенных каждая пофазно к одноименным концам вторичной обмотки трансформатора, соединенной в треугольник через пофазно включенные резонансные токоограничивающие устройства, и два вольтдобавочных трансформатора, первичные обмотки которых соединены встречно и включены в цепь питания одной из групп потребителей, а вторичные обмотки подключены к линейным выводам разных групп потребителей. Однако данное устройство обеспечивает токоограничение, переключая обмотки со “звезды” на “треугольник” только при коротком замыкании, и не функционирует при пусках крупных электродвигателей и других нагрузках. Использование в схеме одного понизительного трансформатора в случае выхода его из строя приводит к перерыву электроснабжения потребителей. Применение сравнительно больших емкостей обуславливает дороговизну устройства, а использование явления резонанса требует больших трудозатрат, связанных с настройкой LC-контуров, и приводит к значительному увеличению напряжения на элементах схемы. Наиболее близкой по технической сущности к предложенной системе является система электроснабжения [2] , содержащая два отдельных трансформатора с разными группами соединения, первичные обмотки которых подключены к питающей сети, электрические машины, фазные выводы которых через коммутационные аппараты подключены к вторичной обмотке одного трансформатора, а их нулевые выводы посредством коммутационных аппаратов подключены к вторичной обмотке другого трансформатора или к другой расщепленной обмотке того же трансформатора, закорачивающий коммутационный аппарат, установленный со стороны нулевых выводов электрических машин. С целью ограничения пусковых токов при включении электрических машин в сеть группы соединения трансформаторов выбраны из условия получения результирующего вектора напряжения, создаваемого вторичными обмотками трансформаторов, соответствующего номинальному напряжению электрических машин, а номинальное напряжение по крайней мере одной из вторичных обмоток трансформаторов в отдельности выбрано меньшим номинального напряжения электрических машин. Однако применение этого способа ограничено тем. что трансформаторы служат только для пуска электрических машин, при этом всего один из двух трансформаторов является пусковым и нет взаимозаменяемости. В системе электроснабжения осложнены стабилизация напряжения на сборных шинах и пуск электрических двигателей. Технической задачей данного изобретения является стабилизация напряжения на сборных шинах, ограничение пусковых токов при включении электрических двигателей в сеть, упрощение их пуска. Предлагаемая система электроснабжения содержит электрическую питающую сеть, линию электропередачи, два трансформатора, первичные обмотки которых соединены параллельно и подключены к питающей линии. а их вторичные обмотки подключены к двум секциям распределительного устройства, к которым через коммутационные аппараты подключены электродвигатели и резкопеременная нагрузка таким образом, что электродвигатели и резкопеременная нагрузка подключены к двум последовательно и встречно соединенным обмоткам: вторичной обмотке одного трансформатора и компенсационной обмотке другого трансформатора. Для стабилизации напряжения трансформаторы выполнены таким образом, что число витков основных вторичных обмоток в два раза больше числа витков компенсационных обмоток. Пуск двигателя осуществляется от одного из трансформаторов при стабильном напряжении на сборных шинах другого трансформатора. Схема системы электроснабжения показана на фиг. 1. Схема электроснабжения состоит из электрической питающей сети С, линии электропередачи (ЛЭП), показанной в виде сопротивления ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() r1Т – активное сопротивление первичной обмотки трансформатора 1T; х1Т – реактивное сопротивление первичной обмотки трансформатора 1T; r11 – активное сопротивление основной вторичной обмотки трансформатора 1T; х11 – реактивное сопротивление основной вторичной обмотки трансформатора 1T; r22 – активное сопротивление компенсационной обмотки трансформатора 2Т; х22 – реактивное сопротивление компенсационной обмотки трансформатора 2Т; Е1 – электродвижущая сила (ЭДС), наводимая в первичной обмотке трансформатора 1T основным магнитным потоком Ф1 трансформатора 1T; Е11 – ЭДС, наводимая в основной вторичной обмотке трансформатора 1T магнитным потоком Ф1Т, обусловленным током первичной обмотки трансформатора 1T; Е22 – ЭДС, наводимая в компенсационной обмотке трансформатора 2Т основным магнитным потоком Ф2, трансформатора 2Т; ![]() ![]() ![]() I1 – ток в первичной обмотке трансформатора 1T; I01 – намагничивающий ток первичной обмотки трансформатора 1T; ![]() ![]() ![]() E11K – ЭДС, наводимая в основной вторичной обмотке трансформатора 1T магнитным потоком Ф1TK, обусловленным током первичной обмотки трансформатора 1T при коротком замыкании на нагрузке ![]() E22K – ЭДС, наводимая в компенсационной обмотке трансформатора 2Т основным магнитным потоком Ф2 трансформатора 2Т при коротком замыкании на нагрузке ![]() E’11K – ЭДС, наводимая в основной вторичной обмотке трансформатора 1T магнитным потоком Ф12K, обусловленным током компенсационной обмотки трансформатора 1T при коротком замыкании на нагрузке ![]() I1K – ток в первичной обмотке трансформатора 1T при коротком замыкании на нагрузке ![]() На Фиг. 4 показана схема замещения трансформатора 1T, coстоящая из следующих элементов: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() На схеме замещения указаны следующие напряжения: U1 – напряжение, приложенное к первичным обмоткам трансформаторов; ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЭД1 – группа электродвигателей, подключенных к секции сборных шин 1С трансформатора 1Т; ЭД2 – группа электродвигателей, подключенных к секции сборных шин 2С трансформатора 2Т. На Фиг. 6 показана схема магнитной цепи трансформатора 1Т. На схеме приняты следующие обозначения: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() Уравнения напряжений на основных вторичных обмотках трансформаторов 1T и 2Т соответственно: ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Уравнения токов для трансформаторов 1T и 2Т согласно 1-му закону Кирхгофа для узла А схемы замещения (Фиг. 4) будут иметь вид: ![]() ![]() где ![]() ![]() ![]() ![]() E = 2 ![]() ![]() где f – частота сети (в данном случае – 50 Гц); W – количество витков, сцепленных с рассматриваемым магнитным потоком ![]() ![]() ![]() где l – длина магнитной линии. Используя (2), (5), (6), получаем: ![]() Подставив (11) и (12) в (13), имеем: ![]() Принцип стабилизирующего эффекта можно объяснить следующим образом. Первичное напряжение отличается от напряжения системы С на величину потери напряжения в ЛЭП: ![]() ЭДС ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() трансформаторов 1T и 2Т: ![]() Таким образом, обеспечивается стабильность напряжения на нагрузке ![]() ![]() ![]() а нестабильность напряжения для трансформатора 1T следующим образом: ![]() где Uн1(2) – напряжение на нагрузке трансформатора 1T в опыте 2, а напряжение Uн1(1) – напряжение на нагрузке трансформатора 1T в опыте 1, то есть цифра, стоящая в скобках, обозначает опыта. Аналогичным образом была вычислена нестабильность напряжения на нагрузке трансформатора 2Т по формуле: ![]() где Uн2(2) – напряжение на нагрузке трансформатора 2Т в опыте 2, а напряжение Uн2(1) – напряжение на нагрузке трансформатора 2Т в опыте 1. Аналогичным образом была вычислена нестабильность напряжения и в остальных опытах. Результаты опытов позволили убедиться в работоспособности и целесообразности внедрения предложенного способа и устройства для его реализации и подтвердили зависимость нестабильности напряжения от величины сопротивления линии. Самая малая нестабильность оказалась при zл = 3 Ом (опыты 5, 6, 7). Система электроснабжения позволяет осуществить упрощенный одноступенчатый пуск электродвигателя подключением его коммутационным аппаратом к любой из двух секций сборных шин распределительного устройства и не требует переключении с одного трансформатора на другой, как в [2] . Последовательное соединение вторичных основных и компенсационных обмоток обеспечивает ограничение пусковых токов и токов короткого замыкания. Оба трансформатора, применяемые в системе электроснабжения, взаимозаменяемые и имеют одинаковые параметры. Источники информации 1. Авторское свидетельство СССР N 1081732, H 02 J 3/00, 1984. 2. Авторское свидетельство CCCР N 1582273, H 02 J 3/00, 1990. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 30.09.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2003
Извещение опубликовано: 10.04.2003
|
||||||||||||||||||||||||||