Патент на изобретение №2178210

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2178210 (13) C2
(51) МПК 7
G21C9/004
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2001110580/06, 19.04.2001

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.04.2001

(43) Дата публикации заявки: 10.09.2001

(45) Опубликовано: 10.01.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
JP 2915012 C1, 10.04.1991. RU 2013812 C1, 09.01.1991. RU 2 105360 C1, 12.07.1995. JP 280973 C1, 02.02.1991. DE 1 245 504 А, 19.02.1964. СН 465077 C1, 23.11.1967.

(71) Заявитель(и):

ДУБАР Ахмад

(72) Автор(ы):

ДУБАР Ахмад

(73) Патентообладатель(и):

ДУБАР Ахмад

(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЕЙ ДЛЯ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ С НЕСКОЛЬКИМИ РЕАКТОРНЫМИ УСТАНОВКАМИ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области ядерной энергетики и может быть использовано при строительстве и модернизации АЭС с несколькими реакторными установками. Задачей изобретения является повышение эффективности защиты окружающей среды на АЭС с несколькими реакторными установками в случае развивающейся множественной аварии на двух и более реакторах. Система содержит противоаварийные оболочки, полости которых сообщены между собой по схеме “каждая с каждой” посредством трубопроводов с задвижками, а посредством коллектора с коллекторными задвижками сообщены с вентиляционной трубой и снабжены датчиками давления, выходы которых и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом. Технический результат состоит в повышении управляемости развивающейся множественной аварии на двух или более реакторах. 1 ил.


Изобретение относится к области ядерной энергетики и может быть использовано при строительстве и модернизации АЭС с несколькими реакторными установками.

Известна система вентиляции защитной оболочки ядерного реактора (Патент JP 2809734, МПК 6 G 21 C 9/004, 1998 г. ; реферат ИСМ, вып. 99, 1999, 11, с. 9), содержащая две ядерные энергетические установки А и В с индивидуальными защитными оболочками, причем сухая и мокрая шахты оболочки А соединены каждая посредством соответствующих трубопроводов через соответствующие клапаны с расположенным в оболочке В компенсатором давления в мокрой шахте, которая посредством соответствующего трубопровода через соответствующий клапан соединена с устройством выброса газов в атмосферу.

Наиболее близкой к заявляемой по технической сущности является система управления аварией для АЭС с несколькими реакторными установками (Патент JP 2915012, МПК 6 G 21 C 9/004, 1999 г. ; реферат ИСМ, вып. 99, 2000, 8, с. 7), содержащая две ядерные энергетические установки, противоаварийные оболочки которых снабжены датчиками давления и соединены трубопроводом через задвижку, открываемую контроллером при возрастании давления выше заданного значения из-за отказа системы отвода остаточного тепла.

Задачей изобретения является повышение эффективности защиты окружающей среды на АЭС с несколькими реакторными установками в случае развивающейся множественной аварии на двух и более реакторах.

Решение задачи достигается тем, что в системе управления аварией для АЭС с несколькими реакторными установками, каждая из которых снабжена датчиком давления и заключена в противоаварийную оболочку, полость которой сообщена посредством трубопровода с задвижкой с полостью другой противоаварийной оболочки, полости противоаварийных оболочек сообщены между собой посредством трубопроводов с задвижками по схеме “каждая с каждой”, полость каждой противоаварийной оболочки через другую задвижку сообщена с коллектором, выходящим в вентиляционную трубу, а выходы датчиков давления и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом.

Технический результат состоит в повышении управляемости развивающейся множественной аварией на двух или более реакторах.

На чертеже изображена структурная схема системы для АЭС с тремя реакторными установками.

Система содержит противоаварийные оболочки 1, полости которых сообщены между собой по схеме “каждая с каждой” посредством трубопроводов 2 с задвижками 3, а посредством коллектора 4 с другими (коллекторными) задвижками 5 сообщены с вентиляционной трубой 6 и снабжены датчиками 7 давления, выходы которых и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ 8, соединенной с терминалом 9.

Система работает следующим образом. В штатном режиме, при нормальном давлении в полостях противоаварийных оболочек 1, реализуется программное автоматическое управление, при котором сигналы, поступающие на ЭВМ 8 с выходов датчиков 7 давления, соответствуют заданным значениям, а ЭВМ 8 отрабатывает программу общей или последовательно-параллельной вентиляции противоаварийных оболочек 1, подавая на все задвижки соответствующие команды управления; при этом задвижки 3 трубопроводов закрыты, коллекторные задвижки 5 либо закрыты, либо открыты полностью или частично, обеспечивая соответствующую вентиляцию посредством коллектора 4 и вентиляционной трубы 6. В аварийном режиме, в который система переходит автоматически при достижении давлением заданного значения внутри хотя бы одной противоаварийной оболочки 1, реализуется программное или/и ручное управление. При программном управлении поступающие на ЭВМ 8 с выходов датчиков 7 давления сигналы, не соответствующие заданным значениям, обрабатываются в ЭВМ 8 по стандартным алгоритмам сбора и обработки данных с идентификацией оптимальной программы (из пакета аварийных программ конкретной АЭС), которая автоматически реализуется в виде следующих команд на задвижки 3 и 5: в начале развития аварии все задвижки 3 и 5 закрыты; по мере развития аварии и повышения давления в конкретной противоаварийной оболочке 1 до заданного значения последовательно открываются полностью или частично в зависимости от сигналов датчиков 7 давления задвижки 3; после полного открытия всех задвижек 3 при дальнейшем возрастании давления последовательно открываются полностью или частично в зависимости от сигналов датчиков 7 давления коллекторные задвижки 5, обеспечивая выход продуктов аварии через коллектор 4 в вентиляционную трубу 6. Если оказывается, что в связи со сложностью аварии аварийная ситуация автоматически не идентифицируется, то происходит переход в ручной режим и дальнейшее управление аварией производится дежурным оператором, который (используя другие, например экспертные, возможности ЭВМ) принимает личные решения о необходимых текущих командах управления на все задвижки, минимизирующие развитие и результаты аварии.

Система может быть выполнена из известных структурных элементов, например, совпадающих по конструкции с представленными в описаниях аналогов. В качестве управляющей ЭВМ с терминалом может быть использована, в частности, модель СМ-2а со стандартным программным обеспечением или ее многопроцессорный вариант.

Формула изобретения


Система управления аварией для атомной электростанции с несколькими реакторными установками, каждая из которых снабжена датчиком давления и заключена в противоаварийную оболочку, полость которой сообщена посредством трубопровода с задвижкой с полостью другой противоаварийной оболочки, отличающаяся тем, что полости противоаварийных оболочек сообщены между собой посредством трубопроводов с задвижками по схеме “каждая с каждой”, полость каждой противоаварийной оболочки через другую задвижку сообщена с коллектором, выходящим в вентиляционную трубу, а выходы датчиков давления и управляющие входы задвижек соединены с соответствующими входами/выходами управляющей ЭВМ, соединенной с терминалом.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.04.2005

Извещение опубликовано: 20.04.2006 БИ: 11/2006


Categories: BD_2178000-2178999