Патент на изобретение №2178147
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА
(57) Реферат: Изобретение предназначено для использования в составе комплексов навигационного оборудования летательных аппаратов. В систему, содержащую автономную навигационную систему, спутниковую навигационную систему, два интегратора, два корректирующих фильтра и четыре сумматора, дополнительно введены два усилителя, два сумматора, два интегратора, линия задержки и дифференциальное звено, что обеспечивает повышение точности определения координат местоположения и скорости летательных аппаратов. 2 з. п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к области авиационного приборостроения. Системы измерения координат и скорости являются одними из основных навигационных средств на борту самолетов и вертолетов. От качества и надежности их работы во многом зависит эффективность применения этих летательных аппаратов (ЛА). На борту современных летательных аппаратов (ЛА) широкое применение нашли автономные навигационные системы (АНС). Описание некоторых из них приведено в книге Помыкаева И. И, Селезнева В. П. , Дмитроченко Л. А. “Навигационные приборы и системы”. М. : Машиностроение, 1983. АНС, как правило, объединяют в своем составе датчики курса, вертикали, ускорения и скорости и служат для измерения и выдачи потребителям координат и скорости ЛА. Для автономного измерения курса, крена и тангажа на борту современных ЛА широкое применение нашли системы на основе гироскопических и магнитных устройств – курсовые системы (КС), гировертикали (ГВ), курсовертикали (KB) и инерциальные навигационные системы (ИНС). Описание некоторых из них приведено в вышеупомянутой книге “Навигационные приборы и системы” (глава 4) и книге “Аппаратура измерения курса и вертикали на воздушных судах гражданской авиации”. М. : Машиностроение, 1989. Для автономного измерения скорости на борту современных ЛА широкое применение нашли системы на основе гироскопических, аэрометрических и доплеровских устройств – ИНС, системы воздушных сигналов (СВС) и доплеровские измерители скорости (ДИС). Описание некоторых из них приведено в вышеупомянутой книге “Навигационные приборы и системы” (главы 2, 3, 7). В составе бортового оборудования ЛА всегда присутствуют, в какой-либо комбинации системы для одновременного измерения курса, крена, тангажа, ускорения и скорости. Например, это могут быть одновременно КС+ГВ+ДИС, или KB+СВС, или ИНС. В составе АНС возможны и другие комбинации автономных датчиков для измерения курса, крена, тангажа, ускорения и скорости. Кроме этого, для целей резервирования, в составе бортового оборудования ЛА одновременно применяют несколько датчиков для измерения однотипных параметров. Так, очень типичными для оборудования современных самолетов являются следующие комбинации автономных датчиков для измерения курса, крена, тангажа, ускорения и скорости – ИНС+KB+СВС и ИНС+ИНС+KB+СВС+ДИС. Для оборудования современных вертолетов типичными являются следующие комбинации автономных датчиков для измерения курса, крена, тангажа, ускорения и скорости – ИНС+KB+ДИСС+СВС и КС+ГВ+ГВ+СВС+ДИС. На основе данных о курсе, крене, тангаже, ускорении и скорости в составе АНС определяют значения составляющих вектора путевой скорости в земной (географической и/или ортодромической) системе координат и осуществляют счисление координат местоположения ЛА. Гироскопические датчики курса, крена и тангажа из состава КС, ГВ, KB и ИНС, как правило, недостаточно точны и имеют увеличивающуюся во времени погрешность. Датчики ускорения и скорости так же, как правило, имеют достаточно большие погрешности и координаты, полученные счислением скорости, будут недостаточно точны и так же будут содержать увеличивающуюся во времени погрешность. Таким образом, основным недостатком АНС является недостаточная точность определения скорости и координат местоположения ЛА. В составе бортового оборудования ЛА этот недостаток АНС устраняют путем периодической коррекции данных по скорости и координатам от других высокоточных, но неавтономных систем. Как следует из вышеупомянутой книги “Навигационные приборы и системы” (глава 8, 9), а также книги Ярлыкова М. С. “Статистическая теория радионавигации”. М. : Радио и связь, 1985, для этих целей могут быть использованы данные от радиотехнических систем дальней и ближней навигации, корреляционно-экстремальных навигационных систем по различным геофизическим полям Земли, астросистем и др. В настоящее время в составе бортового оборудования ЛА все большее применение находят спутниковые навигационные системы (СНС). На основе сигналов, принимаемых от искусственных спутников Земли, СНС обеспечивают высокоточные измерения координат местоположения и составляющих вектора скорости ЛА в географической системе координат. Описание принципов построения и особенностей функционирования СНС приведено в вышеупомянутой книге “Статистическая теория радионавигации” (глава 12). Анализ тенденций развития бортового оборудования современных ЛА показывает, что использование сигналов от СНС в обозримом будущем будет основным способом повышения точности определения скорости и координат местоположения на борту ЛА. Для предлагаемой комплексной навигационной системы наиболее близкой по технической сущности из известных аналогов является инерциально-радионавигационная система, структурные схемы которой приведены на рис. 9.4 в вышеупомянутой книге “Навигационные приборы и системы” (cтp. 394). При этом имеем в виду, что, поскольку СНС обеспечивает одновременное измерение скорости и координат местоположения, вместо “Навигационного корректора” и “ДИСС” используется СНС. Будем считать, что данная комплексная навигационная система (КНС), с учетом только существенных для предлагаемого изобретения признаков, а также с целью большей функциональной общности, содержит автономную навигационную систему (АНС), спутниковую навигационную систему (СНС), два интегратора (И1, И2), два корректирующих фильтра (Ф1, Ф2) и четыре сумматора (С1, С2, С3, С4). Основным недостатком данной КНС является потенциально недостаточная точность коррекции координат местоположения и скорости полета ЛА по данным от СНС. Как известно, для СНС, как отечественных, так и зарубежных, такт обновления данных о скорости и координатах местоположения равен 1 секунде. Это означает, что в течение одной секунды выходные сигналы СНС несмотря на перемещение и различные маневры ЛА постоянны. При этом они с высокой степенью точности отнесены к определенному моменту времени. Для потребителей сигналов СНС этот момент времени обозначается специальным кратковременным сигналом типа разовой команды, выдаваемым с отдельного выхода СНС. При этом начало выдачи из СНС выходных сигналов по скорости и координатам может быть смещено во времени относительно этой разовой команды на строго фиксированный временной интервал (далее ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() M ![]() ![]() Среднеквадратические отклонения погрешностей по координатам ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Предлагаемая комплексная навигационная система позволяет обеспечить повышение точности определения скорости и координат местоположения ЛА. Технический результат в части повышения точности определения координат местоположения ЛА обеспечивается введением в состав комплексной навигационной системы дополнительных первого усилителя (У1), третьего интегратора (И3), пятого сумматора (С5) и линии задержки (ЛЗ). Технический результат в части повышения точности определения скорости полета ЛА обеспечивается введением в состав комплексной навигационной системы дополнительных второго усилителя (У2), четвертого интегратора (И4) и шестого сумматора (С6). Кроме этого, учитывая, что в некоторых АНС, особенно из состава предыдущих поколений авиационной техники, не всегда доступен выход по ускорению ЛА, с целью расширения функциональных возможностей, в состав КНС дополнительно введено дифференциальное звено (ДЗ). На фиг. 1 представлена структурная блок-схема КНС – прототипа. На фиг. 2, 3 и 4 представлены блок-схемы предлагаемой КНС. На фиг. 5 приведен рисунок, иллюстрирующий дискретные свойства выходных сигналов СНС. Предлагаемая КНС содержит: 1 – АНС, 2 – СНС, 3 – И1, 4 – И2, 5 – Ф1, 6 – Ф2, 7 – С1, 8 – С2, 9 – С3, 10 – С4, 11 – И3, 12 – У1, 13 – С5, 14 – ЛЗ, 15 – И4, 16 – У2, 17 – С6, 18 – ДЗ. С помощью АНС определяют вектор ускорения ЛА aЛА. В составе КНС АНС связана с С1, У2 и И4. С помощью СНС определяют вектор скорости VСНС и вектор координат местоположения ЛА ХСНС. СНС также формирует и выдает с периодом в одну секунду кратковременный сигнал типа разовой команды “МВ” (метка времени). В составе КНС СНС связана с ЛЗ, С3 или С5, С4 или С6. С помощью С1 в векторный сигнал ускорения ЛА aЛА вводят корректирующий сигнал от Ф2 ![]() aКЛА= aЛА– ![]() При необходимости в сигнале ускорения аЛА с помощью корректирующего сигнала ![]() VЛА= ![]() Нулевое начальное состояние интегратора задается в момент включения системы. В составе КНС И1 связан с С1, С2, С4, У1, И3 и ДЗ. С помощью С2 в векторный сигнал ускорения ЛА VЛА вводят корректирующий сигнал от Ф1 ![]() VКЛА= VЛА– ![]() В составе КНС С2 связан с И1, И2 и Ф1. С помощью И2 определяют вектор координат местоположения ХЛА в соответствии с соотношением: XЛА= ![]() Начальное состояние интегратора задается в момент включения системы. В составе КНС И2 связан с С2 и С3. С помощью С3 осуществляют измерение погрешности в векторном сигнале координат местоположения ХЛА по данным о векторе координат местоположения ХСНС, полученного по данным от СНС или вычисленного в третьем интеграторе: ![]() В составе КНС С3 связан с И2, Ф1, СНС или И3. С помощью С4 осуществляют измерение погрешности в векторном сигнале скорости VЛА по данным о векторе скорости VСНС, полученного по данным от СНС или вычисленного в четвертом интеграторе: ![]() В составе КНС С4 связан с И1, Ф2, СНС или И4. С помощью корректирующих фильтра Ф1 и Ф2 формируют корректирующие сигналы ![]() ![]() ![]() ХВ СНС – выходной сигнал СНС по координатам. С помощью У1 осуществляют экстраполяцию (прогнозирование) приращения вектора координат от СНС на фиксированный интервал времени ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() XВЭ CHC= XВ CHC+ ![]() В составе КНС С5 связан с СНС, И3 и У1. С помощью И3 осуществляют экстраполяцию значения вектора координат от СНС на текущий момент времени путем счисления вектора скорости ЛА на интервале времени от 0 до 1 секунды: ![]() Начальное состояние интегратора, равное ХВЭ СНС, задается в момент поступления в интегратор из СНС и задержанной в ЛЗ на время ![]() ![]() ![]() С помощью У2 осуществляют экстраполяцию приращения вектора скорости от СНС на фиксированный интервал времени ![]() ![]() ![]() ![]() В составе КНС У2 связан с С6 и АНС или ДЗ. С помощью С6 осуществляют экстраполяцию вектора скорости от СНС на фиксированный момент времени Т0+ ![]() VВЭ СНС= VВ СHС+ ![]() ![]() Начальное состояние интегратора, равное VВЭ СНС, задается в момент поступления в интегратор из СНС и задержанной в ЛЗ разовой команды “МВ”. В составе КНС И4 связан с АНС или ДЗ, ЛЗ, С4 и С6. ДЗ предназначено для определения вектора ускорения ЛА, в случае если в составе АНС не предусмотрена возможность использования сигнала по ускорению в других устройствах, помимо использования его для получения вектора скорости ЛА. В составе КНС ДЗ связано с И1, У2 и И4. Таким образом, на примерах реализации показано достижение технических результатов. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||