Патент на изобретение №2178035

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2178035 (13) C2
(51) МПК 7
E01C11/24, C09K3/18
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99124458/03, 19.11.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

19.11.1999

(45) Опубликовано: 10.01.2002

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Бялобжеский Г.В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. – М.: Транспорт, 1975, с.26. RU 2009157 С1, 15.03.1994. RU 2017785 C1, 15.08.1994. RU 2127293 C1, 10.03.1999. US 4117214 A, 26.09.1978. US 3705854 А, 12.12.1972. US 4606836 А, 19.08.1986. DE 3038152 A1, 23.04.1981. DE 4122963 A1, 29.10.1992. DE 1229569 А, 01.12.1966.

(71) Заявитель(и):

Институт химических проблем экологии Академии естественных наук РФ

(72) Автор(ы):

Сторожаков С.Ю.,
Рахимов А.И.,
Осадченко И.М.

(73) Патентообладатель(и):

Институт химических проблем экологии Академии естественных наук РФ

(54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий осуществляется путем нанесения ацетатсодержащего вещества – побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля, включающего, мас. %: в твердом виде (кристаллогидрат) ацетат натрия 57-59; не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7; вода – остальное, в жидком виде с рН 8-10 – ацетат натрия – 25-32, хлорнокислый натрий – 2-5; вода – остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. Технический результат – повышение экономической эффективности и экологической безопасности в борьбе с зимней скользкостью дорожных покрытий.


Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом.

Известны способы предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью химических веществ: хлористого магния (MgCl2 6 Н2О), хлористого кальция (СаСl2) ( Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. – М. : Транспорт. 1975, с. 25). Недостатком данных способов является высокая химическая активность используемых веществ, затраты на их производство.

Наиболее близким по технической сущности является способ предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью хлористого натрия (NaCl) – поваренной соли. (Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. – М. : Транспорт, 1975, с. 26).

Недостатком данного способа является расход полезного для промышленности материала – поваренной соли (NaC1), затраты на ее получение. Использование данного способа приводит вследствие высокой химической активности NaCl к ускорению разрушения дорожных покрытий и железобетонных конструкций, коррозии металлических деталей автомашин, засолению придорожной почвы, что отрицательно сказывается на развитии деревьев и кустарников.

Цель предлагаемого изобретения – повышение экономической эффективности и улучшение экологической безопасности.

Сущность способа заключается в том, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий, мас. %:
в твердом виде – кристаллогидрат:
Ацетат натрия – 57-59
Не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7
Вода – Остальное
в жидком виде с рН 8-9:
Ацетат натрия – 25-32
Хлорнокислый натрий – 2-5
Вода – Остальное,
при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. (Технологический регламент производства “Спандекс” АО “Химволокно” г. Волжский).

Технология способа состоит в следующем.

Готовилась смесь ацетата натрия и песка в массовом соотношении 1: 10 и наносилась на опытный участок с ледяным образованием. Расход смеси составил 300 кг на 1000 м2. Ледяная поверхность под слоем смеси подтаяла, лед стал рыхлым.

Жидкая форма была приготовлена путем растворения порошка ацетата натрия с водой в массовом соотношении 1: 1. При этом концентрация безводного ацетата натрия составила 28 мас. %. Обработка участка с ледяным образованием проводилась с помощью поливочной машины. Расход раствора на обработанный участок составил 0,2-0,3 л/м2. Обработанный участок имеет частично оттаявшую, разрыхленную снежную массу.

Техническая эффективность противогололедного средства определяется на уровне эффективности смеси песок – поваренная соль. По сравнению с поваренной солью химическое вещество по предлагаемому способу – ацетатсодержащий отход производства ПТМЭГ имеет ряд преимуществ: экологически более безопасен, так как при попадании на почву и в воду легко усваивается микроорганизмами, коррозионно малоактивен по отношению к металлам, конструкциям дорожных покрытий. Кроме того, предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства и исключить затраты на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий.

Формула изобретения


Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытие химического вещества, отличающийся тем, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля, включающий, мас. %:
в твердом виде – кристаллогидрат:
Ацетат натрия – 57-59
Не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7
Вода – Остальное
в жидком виде с рН 8-10:
Ацетат натрия – 25-32
Хлорнокислый натрий – 2-5
Вода – Остальное
при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия.


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.11.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004

Извещение опубликовано: 10.06.2004


Categories: BD_2178000-2178999