Патент на изобретение №2178035
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
(57) Реферат: Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий осуществляется путем нанесения ацетатсодержащего вещества – побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля, включающего, мас. %: в твердом виде (кристаллогидрат) ацетат натрия 57-59; не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7; вода – остальное, в жидком виде с рН 8-10 – ацетат натрия – 25-32, хлорнокислый натрий – 2-5; вода – остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. Технический результат – повышение экономической эффективности и экологической безопасности в борьбе с зимней скользкостью дорожных покрытий. Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Известны способы предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью химических веществ: хлористого магния (MgCl2 6 Н2О), хлористого кальция (СаСl2) ( Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. – М. : Транспорт. 1975, с. 25). Недостатком данных способов является высокая химическая активность используемых веществ, затраты на их производство. Наиболее близким по технической сущности является способ предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью хлористого натрия (NaCl) – поваренной соли. (Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. – М. : Транспорт, 1975, с. 26). Недостатком данного способа является расход полезного для промышленности материала – поваренной соли (NaC1), затраты на ее получение. Использование данного способа приводит вследствие высокой химической активности NaCl к ускорению разрушения дорожных покрытий и железобетонных конструкций, коррозии металлических деталей автомашин, засолению придорожной почвы, что отрицательно сказывается на развитии деревьев и кустарников. Цель предлагаемого изобретения – повышение экономической эффективности и улучшение экологической безопасности. Сущность способа заключается в том, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий, мас. %: в твердом виде – кристаллогидрат: Ацетат натрия – 57-59 Не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7 Вода – Остальное в жидком виде с рН 8-9: Ацетат натрия – 25-32 Хлорнокислый натрий – 2-5 Вода – Остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. (Технологический регламент производства “Спандекс” АО “Химволокно” г. Волжский). Технология способа состоит в следующем. Готовилась смесь ацетата натрия и песка в массовом соотношении 1: 10 и наносилась на опытный участок с ледяным образованием. Расход смеси составил 300 кг на 1000 м2. Ледяная поверхность под слоем смеси подтаяла, лед стал рыхлым. Жидкая форма была приготовлена путем растворения порошка ацетата натрия с водой в массовом соотношении 1: 1. При этом концентрация безводного ацетата натрия составила 28 мас. %. Обработка участка с ледяным образованием проводилась с помощью поливочной машины. Расход раствора на обработанный участок составил 0,2-0,3 л/м2. Обработанный участок имеет частично оттаявшую, разрыхленную снежную массу. Техническая эффективность противогололедного средства определяется на уровне эффективности смеси песок – поваренная соль. По сравнению с поваренной солью химическое вещество по предлагаемому способу – ацетатсодержащий отход производства ПТМЭГ имеет ряд преимуществ: экологически более безопасен, так как при попадании на почву и в воду легко усваивается микроорганизмами, коррозионно малоактивен по отношению к металлам, конструкциям дорожных покрытий. Кроме того, предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства и исключить затраты на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий. Формула изобретения
в твердом виде – кристаллогидрат: Ацетат натрия – 57-59 Не растворимый в воде остаток – 0,2-0,7 Вода – Остальное в жидком виде с рН 8-10: Ацетат натрия – 25-32 Хлорнокислый натрий – 2-5 Вода – Остальное при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 20.11.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 16-2004
Извещение опубликовано: 10.06.2004
|
||||||||||||||||||||||||||