Патент на изобретение №2177139

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2177139 (13) C2
(51) МПК 7
F42B15/00, F42B15/34
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000100229/02, 05.01.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

05.01.2000

(45) Опубликовано: 20.12.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Справочник “Jane’s Land – Based Air Defense. (Seventh Edition), 1994-1995 г., с. 134. RU 2088890 C1, 27.08.1997. RU 2123659 C1, 20.12.1998. US 4127243 A, 28.11.1978. GB 1331046 A, 19.09.1973.

Адрес для переписки:

300001, г.Тула, Щегловская засека, ГУП “КБП”, зам.главного инженера А.В.Морозову

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(72) Автор(ы):

Жуков В.П.,
Бирюков Д.Л.,
Кузнецов В.М.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Конструкторское бюро приборостроения”

(54) УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД


(57) Реферат:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в малогабаритных ракетных выстрелах, а также в артиллерии. Управляемый снаряд содержит корпус с последовательно расположенными в нем боевой частью и блоками аппаратуры управления, передний конец боевой части закреплен к корпусу, а блоки аппаратуры управления установлены в кожух, закрепленный к заднему концу боевой части, при этом между блоками аппаратуры управления, кожухом и внутренней поверхностью корпуса образованы зазоры. Между кожухом и внутренней поверхностью корпуса на кожухе выполнены амортизаторы в виде пластинчатых пружин. Технический результат заключается в обеспечении повышения допустимой скорости полета снаряда в атмосфере за счет уменьшения теплопередачи от нагретого корпуса к блокам аппаратуры и уменьшения силового воздействия на блоки в полете. 2 ил.


Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в малогабаритных ракетных выстрелах, а также в артиллерии.

Известен управляемый снаряд [1], содержащий последовательно расположенные блоки, каждый из которых размещен в отдельном корпусе, корпуса состыкованы между собой. Недостаток такого устройства заключается в наличии большого количества механических стыков, что снижает жесткость планера снаряда и ограничивает величину управляющих боковых перегрузок. Кроме того, в случае гиперзвуковых скоростей полета в плотных слоях атмосферы корпус снаряда подвержен кинетическому нагреву набегающим потоком воздуха до 1200oC. Тепло передается блокам аппаратуры управления, электронные элементы которой работоспособны до +60oC. Следовательно, скорость полета такого снаряда в атмосфере ограничена.

Ближайшим аналогом (прототипом) данного предлагаемого изобретения является управляемый снаряд [2], содержащий последовательно расположенные блоки, помещенные в единый корпус, что уменьшает количество механических стыков корпуса и, следовательно, повышает его жесткость.

Недостаток такого устройства заключается в том, что блоки аппаратуры управления не защищены от передачи тепла от корпуса, что ограничивает скорость полета в плотных слоях атмосферы.

Задачей данного предлагаемого изобретения является обеспечение повышения допустимой скорости полета снаряда в атмосфере за счет уменьшения теплопередачи от нагретого корпуса к блокам аппаратуры и уменьшения силового воздействия на блоки в полете.

Для достижения поставленной задачи в известном управляемом снаряде, содержащем корпус с последовательно расположенными в нем боевой частью и блоками аппаратуры управления, передний конец боевой части закреплен к корпусу, а блоки аппаратуры управления установлены в кожух, закрепленный к заднему концу боевой части, при этом между блоками аппаратуры управления, кожухом и внутренней поверхностью корпуса образованы зазоры, причем между кожухом и внутренней поверхностью корпуса на кожухе выполнены амортизаторы в виде пластинчатых пружин.

Устройство позволяет за счет наличия зазора между корпусом и блоками управления обеспечить воздушный теплоизолирующий промежуток, при этом этот промежуток разделен кожухом на две части, это затрудняет конвекцию воздуха в зазоре, что исключает конвективную составляющую теплообмена (при величине зазора до 1 мм конвекция воздуха в нем отсутствует). Кроме того, крепление переднего конца боевой части к корпусу, а блоков аппаратуры управления к заднему концу боевой части через кожух исключает силовые напряжения в боевой части и блоках аппаратуры управления от удлинения корпуса при его нагреве (корпус, удлиняясь, скользит по расположенным в нем узлам).

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, на котором на фиг. 1 изображен управляемый снаряд в полете, на фиг. 2 изображено сечение по А-А (фиг. 1).

Управляемый снаряд содержит корпус 1 (фиг. 1,2) с головным обтекателем 2, боевую часть 3 и блоки аппаратуры управления 4,5,6. Передний конец боевой части закреплен к корпусу разрезной гайкой 9, а блоки аппаратуры управления установлены в кожух 7, закрепленный к заднему концу боевой части шпангоутом 8. Между блоками аппаратуры управления и кожухом образован зазор “в”, а между кожухом и внутренней поверхностью корпуса – зазор “с”, при этом на кожухе выполнены амортизаторы – пластинчатые пружины “б” в виде с-образных выштамповок в кожухе.

В полете при кинетическом нагреве корпуса кожух затрудняет конвективный теплообмен между корпусом и блоками, а при величине зазоров до 1 мм конвективный теплообмен полностью исключается. В полете за счет крепления внутренних блоков к корпусу в одном месте исключается силовое воздействие на блоки от удлинения корпуса при нагреве. Амортизаторы гасят боковые вибрационные нагрузки на блоки аппаратуры управления. Благодаря наличию зазора между блоками аппаратуры управления и корпусом уменьшается действие сил на блоки аппаратуры управления при изгибах корпуса в полете от аэродинамических и управляющих сил. Кожух в полете испытывает в основном растягивающие усилия при разгоне снаряда от действия массы блоков аппаратуры управления, следовательно, может быть выполнен тонкостенным с минимальным весом и габаритами, например свернут из стальной ленты.

Таким образом, в предлагаемом изобретении за счет вышеизложенного обеспечивается теплоизоляция блоков аппаратуры управления, снижаются силы, действующие на них в полете от вибраций и прогибов и теплового удлинения корпуса.

Источники инфомации
1. Ракета ПЗРК “Стрела-2М”. Справочник “Российское ракетное оружие 1943-1993”./ Под. Ред. Карпенко А.В.-СПБ: ПИКА Ltd., с.99.

2. Справочник “Jane’s Land – Based Air Defense” (Seventh Edition), 1994 – 1995 г., с. 134 “Main components of Crotal R44 missile”.

Формула изобретения


Управляемый снаряд, содержащий корпус с последовательно расположенными в нем боевой частью и блоками аппаратуры управления, отличающийся тем, что передний конец боевой части закреплен к корпусу, а блоки аппаратуры управления установлены в кожух, закрепленный к заднему концу боевой части, при этом между блоками аппаратуры управления, кожухом и внутренней поверхностью корпуса образованы зазоры, причем между кожухом и внутренней поверхностью корпуса на кожухе выполнены амортизаторы в виде пластинчатых пружин.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

Categories: BD_2177000-2177999