Патент на изобретение №2177089
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ РЕМОНТА ВОЗДУШНОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ
(57) Реферат: Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к области ремонта газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, и может быть использовано в топливоэнергетическом комплексе при ремонте воздушных компрессоров для сокращения трудоемкости и срока ремонта осевого компрессора газотурбинных установок. Для этого производят частичную разборку воздушного компрессора газотурбинной установки, замер зазоров роторной и статорной частей, дефектацию лопаток на роторной и статорной частях, после дефектации зачищают забоины и торцы на лопатках, закрепленных на компрессоре, равномерно нагревают их до 270oС, травят концы каждой лопатки в отдельности раствором кислоты, производят лужение и напайку концов лопаток цветным металлом, например баббитом, с припуском, затем осуществляют контроль качества припайки неразрушающим методом и последующую механическую обработку до обеспечения требуемого зазора. Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к области ремонта газо- и нефтеперекачивающих агрегатов, и может быть использовано в топливно-энергетическом комплексе при ремонте воздушных компрессоров. Существуют различные способы ремонта воздушных компрессоров, но все они связаны с разборкой последних. При снижении коэффициента полезного действия, увеличении радиальных зазоров в воздушных компрессорах возникает необходимость в замене лопаток, то есть разборке и сборке ротора и статора [1, 2]. Как известно, эрозионному износу в большей степени подвержены рабочие лопатки осевых воздушных компрессоров [3]. Известен способ ремонта осевого воздушного компрессора газоперекачивающего агрегата ГТК-10-4, при котором при радиальном зазоре по лопаточному аппарату, завышенному относительно допустимого значения в результате износа торца пера лопаток, требуется замена лопаток [4]. Недостатками указанного способа ремонта являются очень трудоемкая операция демонтажа лопаток, необходимость подбора их по весу при комплектовании с разницей не более 2 г, необходимость использования новых лопаток, затем сборка, подгонка кольцевого натяга, наконец установка их и фиксация. Технический результат, достигаемый данным изобретением, – сокращение трудоемкости и срока ремонта осевого компрессора газотурбинных установок, увеличение срока службы лопаток осевых компрессоров. Сущность изобретения заключается в следующем. Производят частичную разборку воздушного компрессора газотурбинной установки, замер зазоров роторной и статорной частей, дефектацию лопаток на роторной и статорной частях, после дефектации зачищают забоины и торцы на лопатках, закрепленных на компрессоре, равномерно нагревают их до температуры 270oC, травят концы каждой лопатки в отдельности раствором кислоты, производят лужение и напайку концов лопаток цветным металлом, например баббитом, с припуском, затем осуществляют контроль качества припайки неразрушающим методом и последующую механическую обработку до обеспечения требуемого зазора. На практике способ осуществляется следующим образом. Производится частичная разборка компрессора без разборки статорных и роторных узлов, после этого проводят оценку осевых радиальных зазоров и дефектацию лопаток компрессора. Торцевую поверхность каждой лопатки с помощью слесарного инструмента зачищают для удаления окисленного поверхностного слоя. Лопатку равномерно нагревают до температуры не выше 270oC с последующим травлением специально подготовленным раствором полуды, состоящим из соляной кислоты, металлического цинка, а также паяльной буры. Олово на торец лопатки наносят путем натирания до получения естественного равномерного металлического блеска. Пайку цветного металла, например баббита, производят с помощью газовой горелки на торец лопатки с припуском под дальнейшую механическую обработку. Качество пайки к основному металлу лопатки проверяют визуально и неразрушающими методами контроля на отсутствие отслоений. Механическую обработку припуска на лопатках осуществляют слесарным инструментом в составе ремонтируемого узла. Использование цветных металлов, например баббита, в силу их невысоких механических характеристик и легкости прирабатываемости в составе компрессора делают процесс подгонки узлов по зазорам малотрудоемким, но обеспечивающим высокие технические характеристики. Важным этапом данного способа ремонта является качественная подготовка поверхности лопаток под пайку для достаточной адгезии цветного металла с основным металлом, а также соблюдение температурных режимов при выполнении пайки металлов на торцы лопаток. Предлагаемый способ ремонта воздушного компрессора обладает простотой и значительно менее трудоемок и металлоемок, чем существующие способы. Сокращаются затраты на приобретение новых лопаток, что дает экономию на стоимости новых лопаток, не требуется их подбор по весу, не требуется разборка ротора ОК и не снижаются технические характеристики из-за того, что воздушные компрессоры работают в относительно низких температурных режимах, а кроме того, ремонт можно производить непосредственно в условиях эксплуатации. Источники информации 1. Ремонт стационарной газотурбинной установки, Л. С.Бронштейн, Л., “НЕДРА” 1987 г. 2. Ремонт газотурбинной установки, Н. Н. Виноградов, В. Г.Труб, Л., “Недра”. 3. Эксплуатация компрессорных станций магистральных газопроводов, Козаченко А.Н., М., 1999, “Нефть и газ”. 4. Технические требования на дефектацию и ремонт узлов и деталей газоперекачивающего агрегата ГТК-10-4, N 481981 6.00065 ДР, утвержденные СКВ “Союзгазтехремонт” и согласованные с ПТП “Брянскэнергосервис”. Формула изобретения
PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Адрес для переписки:
Извещение опубликовано: 27.10.2010 БИ: 30/2010
|
||||||||||||||||||||||||||