Патент на изобретение №2177085

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2177085 (13) C2
(51) МПК 7
F04C15/04, F04C2/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99109525/06, 07.05.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

07.05.1999

(45) Опубликовано: 20.12.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 400741 А, 05.11.1974. SU 1333845 А1, 30.08.1987. SU 568745 А, 31.10.1977. WO 94/23209 А1, 13.10.1994. US 4872536 А, 10.10.1989. DE 3528651 А1, 19.02.1987.

Адрес для переписки:

618426, Пермская обл., г. Березники, ул. Пятилетка, 63, ОАО “Уралкалий”, патентное бюро, Михайловой Г.И.

(71) Заявитель(и):

Бодогазин Сергей Борисович

(72) Автор(ы):

Бодогазин С.Б.

(73) Патентообладатель(и):

Бодогазин Сергей Борисович

(54) НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к насосостроению и может применяться в гидроприводах машин в качестве бесступенчатой коробки передач. Насос содержит ведущий вал с ведущей шестерней, вращающийся в подшипниках скольжения, опорный вал с ведомой шестерней, управляемый штоком ползун с уводящей втулкой, шестеренные обоймы, установленные с возможностью изменения длины зацепления шестерен. Насос снабжен плунжерами. В ползуне выполнены плунжерные камеры с отверстиями. В зубьях верхней шестеренной обоймы выполнены продольные отверстия, а в нижней шестерне – пазы с возможностью изменения длины зацепления шестерен при совмещении пазов в шестерне и отверстий в зубьях обоймы с отверстиями в ползуне, повышается скорость регулирования и КПД насоса. 4 ил.


Изобретение относится к области насосостроения и может применяться в гидроприводах машин к качестве бесступенчатой коробки передач.

Известен регулируемый шестеренный насос, содержащий корпусные детали, ведущий вал с ведущей шестерней, вращающийся в подшипниках скольжения, опорный вал с ведомой шестерней, управляемый штоком ползун с уводящей втулкой, шестеренные обоймы, установленные с возможностью изменения длины зацепления шестерен (SU 400741 A, 05.11.1974, F 01 C 2/08).

Недостатком данного насоса является низкая скорость регулирования, невысокий КПД.

Задачей изобретения является повышение скорости регулирования и КПД насоса.

Технический результат достигается тем, что насос шестеренный регулируемый, содержащий корпусные детали, ведущий вал с ведущей шестерней, вращающийся в подшипниках скольжения, опорный вал с ведомой шестерней, управляемый штоком ползун с уводящей втулкой, шестеренные обоймы, установленные с возможностью изменения длины зацепления шестерен, снабжен плунжерами, а в ползуне выполнены плунжерные камеры с отверстиями, при этом в зубьях верхней шестеренной обоймы выполнены продольные отверстия, а в нижней шестерне – пазы с возможностью изменения длины зацепления шестерен при совмещении пазов в шестерне и отверстий в зубьях обоймы с отверстиями в ползуне.

На фиг. 1 представлен насос в положении максимальной производительности. Здесь и на фиг. 2 штриховой линией указана длина зацепления шестерен.

На фиг. 2 представлен насос в положении минимальной производительности.

На фиг. 3 представлен разрез через шестерни в момент совмещения отверстий в обойме и в ползуне (при регулировании). Показаны глухие зоны 20.

На фиг. 4 представлен разрез через плунжерные камеры глухих зон 15 и всасывающей и нагнетательной зон 16.

Насос (фиг. 1, 2, 4) состоит из корпусных деталей 1 и 2, крышки 3, ведущего вала 4, ведущей шестерни 5, верхней шестеренной обоймы 6, опорного вала 7 с продольным пазом и гайкой, полукольца 8, ведомой шестерни 9, нижней шестеренной обоймы 10, подшипников 11 и 12, опорной шайбы 13, ползуна 14, плунжерных камер 15 и 16, уводящей втулки 17, штока 18, плунжеров 19, глухих зон 20.

Рабочая полость насоса (фиг. 1 и 2) ограничивается с левой стороны подшипником 11 и торцом нижней обоймы 10. С правой стороны торцом верхней обоймы 6 и ползуном 14. Шестерня 5 жестко сидит на валу 4, вращающемся в подшипниках 11 и 12. Верхняя обойма 6 имеет скользящую посадку на валу 4, может вдвигаться в межзубчатое пространство шестерни 5 за счет того, что зубья обоймы имеют конфигурацию зубьев шестерни (являются парой), меняя при этом длину зацепления шестерен и объем рабочей полости. Будучи соединенными полностью, обойма и шестерня имеют форму цилиндра. Чем меньше зазор в соединении и больше его длина, тем меньше потери и больше КПД.

Верхняя обойма 6 фиксируется в заданном положении с одной стороны торцом шестерни 9, с другой – ползуном 14. Опорный вал 7 резьбовым концом ввернут в корпус 1 и контруется гайкой, удерживая буртиком нижнюю обойму 10 от продольного перемещения. Вдоль вала есть продольный паз. Нижняя обойма 10 вращается с шестерней 9, сидящей на уводящей втулке 17, которая ввернута в ползун 14 и зафиксирована винтом (не указан). Ползун толкает шестерню 9 в нижнюю обойму 10, втулка вытягивает шестерню обратно. Ползун, имеющий профиль корпуса 2, имеет выточку относительно вала 4 для верхней обоймы 6. Имеются также продольные и кольцевая проточки. Через них соединены полости I, II и III. Также в ползуне 14 находятся плунжерные камеры 15 глухой зоны, каждая с отверстием, равным по площади профилю зуба обоймы, а также плунжерные камеры 16 всасывающей и нагнетательной зон, которые обеспечивают объемный баланс внутри насоса. Верхняя обойма 6 в каждом своем зубе имеет продольные отверстия малого диаметра. Такие же отверстия есть и в ползуне 14, они выходят в плунжерные камеры 15 и 16 соответствующих зон (фиг. 3 и 4). С правой стороны эти камеры ограничиваются торцами плунжеров 19, закрепленных в подшипнике 12. При работе насоса пазы нижней шестерни и отверстия в зубьях верхней обоймы могут одновременно соединять рабочие полости насоса с плунжерными камерами для возможного перетока масла (при регулировании). Чтобы зубья обойм не разгибало центробежной силой, имеются кольцо подшипника 11 и полукольцо 8.

При неподвижном штоке 18 во время работы насоса масло проходит тот же путь, что и в обычном насосе марки НШ, т.е. ф-образно (фиг. 3): из всасывающей зоны через зону глухих полостей в нагнетательную зону. Масло, находящееся в плунжерных камерах, заперто плунжерами и не имеет утечек. Уменьшают производительность сдвигом штока 18 влево (фиг. 1 и 2), при этом обойма 6 с шестерней 9 вдвигаются в шестерню 5 и в обойму 10 соответственно. Масло из глухих зон 20 (фиг. 3) во время совмещения отверстий, т.е. с пульсацией в 7 раз за оборот семизубой шестерни, уходит (фиг. 4) в плунжерные камеры 15. Из всасывающей и нагнетательной зон масло уходит в соответствующие плунжерные камеры 16. Одновременно с этим масло из обойменных полостей I и II уходит в плунжерную полость III: из полости I через продольный паз вала 7; из полости II через продольный паз обоймы 6, кольцевую проточку и продольный паз ползуна 14. При увеличении производительности шток с ползуном через уводящую втулку 17 вытягивают обойму 6 и шестерню 9 вправо, масло при этом идет обратным путем: из полости III в полости I и II, из плунжерных камер 15 – в глухие рабочие полости, из камер 16 – во всасывающую и нагнетательную зоны.

Формула изобретения


Насос шестеренный регулируемый, содержащий корпусные детали, ведущий вал с ведущей шестерней, вращающийся в подшипниках скольжения, опорный вал с ведомой шестерней, управляемый штоком ползун с уводящей втулкой, шестеренные обоймы, установленные с возможностью изменения длины зацепления шестерен, отличающийся тем, что насос снабжен плунжерами, а в ползуне выполнены плунжерные камеры с отверстиями, при этом в зубьях верхней шестеренной обоймы выполнены продольные отверстия, а в нижней шестерне – пазы с возможностью изменения длины зацепления шестерен при совмещении пазов в шестерне и отверстий в зубьях обоймы с отверстиями в ползуне.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.05.2003

Извещение опубликовано: 10.03.2005 БИ: 07/2005


Categories: BD_2177000-2177999