Патент на изобретение №2176743
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ПАРА ТРЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРА ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ И КОЛЕЦ
(57) Реферат: Пара трения предназначена для использования в поршневых машинах – ДВС и компрессорах. Кольца установлены в поршне посредством по меньшей мере одной обоймы с сегментами в кольцевых канавках с возможностью прижатия к поверхности цилиндра под воздействием механических и/или гидравлических средств. Механические средства включают пружины, установленные в полостях сегментов, и поршневой винт, установленный с возможностью взаимодействия с сегментами и через них с возможностью раздвижения полуколец обоймы по мере вкручивания винта в поршень. Гидравлические средства представляют собой систему каналов в поршне и шатуне и отверстий в поршневом кольце, сообщенных между собой, с полостями канавок поршня и сегментов обоймы и с источником среды под давлением. Предусмотрены различные варианты выполнения и установки обоймы, стержней, колец. Изобретение обеспечивает повышение технологических возможностей пары независимо от износа. 8 з.п. ф-лы, 7 ил. Изобретение касается усовершенствования поршневых машин и может быть использовано в энергомашиностроении и в автомобильной промышленности при усовершенствовании пар трения ДВС, компрессоров. Наиболее близким к изобретению техническим решением является пара трения внутренней поверхности цилиндра поршневой машины и колец, установленных посредством по меньшей мере одной обоймы с сегментами и размещенных в кольцевых канавках поршня с возможностью прижатия к упомянутой поверхности цилиндра под воздействием механических средств, включающих пружины, и/или гидравлических средств, включающих каналы, посредством которых полости канавок поршня сообщены с источником среды под давлением (SU 1310569 А1, кл. P 16 J 9/06, опубл. 15.05.1987). Недостатком данного устройства являются сравнительно невысокие технологические возможности вследствие износа и повреждения элементов, входящих в пару трения цилиндр – поршневые кольца. Задачей изобретения является повышение технологических возможностей за счет обеспечения и постоянного поддержания определенной плотности прилегания поверхностей цилиндра и поршневых колец друг к другу независимо от их износа. Поставленная задача решается за счет того, что в паре трения поверхность цилиндра и кольца, установленные посредством по меньшей мере одной обоймы с возможностью прижатия к поверхности цилиндра механическими и/или гидравлическими средствами, упомянутая обойма выполнена в виде двух полуколец, связанных между собой замковыми стержнями, обойма и сегменты выполнены с возможностью раздвижения под действием упомянутых механических и/или гидравлических средств, а в поршневом пальце выполнено осевое отверстие, сообщенное с источником среды под давлением. Механические средства прижатия колец к поверхности цилиндра выполнены в виде поршневого винта, установленного с возможностью взаимодействия с сегментами и через них – с возможностью раздвижения полуколец обоймы по мере вкручивания винта в поршень, а пружины установлены в полостях сегментов с возможностью воздействия на обойму и ее дополнительного раздвижения. По меньшей мере один канал гидравлических средств прижатия колец к поверхности цилиндра выполнен в поршне и сообщен с осевым и боковыми отверстиями в поршневом пальце и полостями канавок поршня и сегментов, другой канал – выполнен в шатуне и сообщен с осевым отверстием в поршневом пальце и источником среды под давлением. В обойме выполнены кольцевые канавки, в которых размещены поршневые кольца; причем канавки обоймы и размещенные в них поршневые кольца выполнены в виде спиралей; поршневые кольца могут быть выполнены в виде буртиков на обойме. Источником среды под давлением служит система смазки поршневой машины. Кроме того, обойма выполнена с ребрами жесткости, а замковые стержни выполнены по всему ее периметру. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1, 2, 3, 6, 7 схематично изображены варианты выполнения пары трения цилиндр – поршневые кольца; на фиг. 4 а, б, в, г – обоймы со стержнями и кольцами, при этом на фиг. 4 “а” показано полукольцо со штуцером для установки пружины и отверстиями для установки замковых стержней; на фиг. 4 “б” показано полукольцо со штуцерами для установки пружины и отверстиями для установки замковых стержней при проточке каналов для установки колец под углом 15 – 20o; на фиг. 4 “в” показано полукольцо с элементом усиления в средней части со штуцером для установки пружины; на фиг. 4 “г” показано полукольцо, у которого в нижней части сделаны сквозные отверстия для установки замковых стержней по всей окружности обеих обойм с целью соединения колец и создания дополнительной упругости кольцевой обоймы поршня. На фиг. 5 а, б, в, г, д, е показана обойма с каналами, при этом на фиг. 5 “а” показана обойма с замком соединения в виде молнии, установленной на поршень; на фиг. 5 “б” показана обойма с замком в виде зубцов, устанавливаемая на поршень при ее разжатии с помощью поршневого винта при установке на нее колец под углом 15-20o; на фиг. 5 “в” показана обойма с замком в виде зубцов при установке колец в прямом направлении; на фиг. 5 “г” показана обойма с замком в виде прямых зубцов и полусферы при установке колец в прямом направлении; на фиг. 5 “д” показана обойма с замком в виде острых зубцов с установкой колец в прямом направлении; на фиг.5 “е” показана обойма с замком в виде полусферических зубцов при установке колец в прямом направлении. Поршневая машина, в которой используется описываемая пара трения, содержит цилиндр 7, размещенный в нем поршень 1, шарнирно связанный с шатуном 2, и кольца 9, посредством по меньшей мере одной обоймы 6 с сегментами 10 установленные в кольцевых канавках поршня 1. Поршневой палец 3 и шатун 2 имеют осевые соответственно отверстие 4 и канал 13, сообщенные между собой и с источником среды под давлением, например с системой смазки поршневой машины (условно не показана). В поршне 1 выполнены каналы 14, посредством которых полости его канавок сообщены с источником среды под давлением. Обойма 6 выполнена в виде двух полуколец, связанных между собой замковыми стержнями 8. Причем обойма 6 и сегменты 10 выполнены с возможностью раздвижения под действием механических и/или гидравлических средств, за счет чего осуществляется прижатие колец 9 к поверхности цилиндра 7. Упомянутые механические средства выполнены в виде поршневого винта 12, установленного с возможностью взаимодействия с сегментами 10 и через них – с возможностью раздвижения полуколец обоймы 6 по мере вкручивания винта 12 в поршень 1 (фиг. 2, 3, 6). Кроме того, в полостях сегментов 10 установлены пружины 5 с возможностью воздействия на обойму 6 и ее дополнительного раздвижения. Каналы 14 в поршне 1, осевой канал 13 в шатуне, осевое отверстие 4 и боковые отверстия 17 в пальце 3 сообщены между собой, с полостями канавок поршня 1 и сегментов и с источником среды под давлением и образуют гидравлические средства прижатия колец 9 к поверхности цилиндра 7. Отверстие 4 пальца 3 и каналы 14 поршня 1 могут быть заглушены пробками 11 и 16 соответственно (фиг. 2, 3, 6). Обойма 6 снабжена штуцером (нишей) 15 для установки пружин 5 (фиг. 4, 5). В обойме 6 могут быть выполнены кольцевые канавки, в которых размещаются кольца 9. Причем канавки обоймы 6 и размещенные в них кольца 9 могут быть выполнены в виде спиралей (фиг. 4 “б”). Кольца 9 могут быть выполнены в виде буртиков на обойме (фиг. 5 “а”). Обойма 6 может быть выполнена с ребрами жесткости, а ее замковые стержни 8 могут быть выполнены по всему периметру обоймы 6 (фиг. 4 “г”). В соответствии с вариантом выполнения плотное прилегание колец 9 с определенным усилием к поверхности цилиндра 7 осуществляется под воздействием гидравлических средств (фиг. 1, 7), под воздействием механических средств (фиг. 2) и под воздействием как механических, так и гидравлических средств (фиг. 3, 6). Причем изобретение обеспечивает, с одной стороны, плотное прилегание элементов, составляющих пару трения, друг к другу при сохранении микрозазоров. С другой стороны, описанные усовершенствования позволяют регулировать и сохранять постоянными как плотность прилегания элементов пары друг к другу, так и величину микрозазора по мере износа деталей в процессе трения при работе поршневой машины, что в конечном итоге обеспечивает надежность и долговечность машины в целом и повышение технологических возможностей. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 20.03.2004
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
|
||||||||||||||||||||||||||
