Патент на изобретение №2176634

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2176634 (13) C2
(51) МПК 7
C07C41/06, C07C43/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99124152/04, 16.11.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

16.11.1999

(43) Дата публикации заявки: 10.09.2001

(45) Опубликовано: 10.12.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2 086 530 С1, 10.08.1997. RU 2 121 476 С1, 10.11.1998. RU 2 078 752 С1, 10.05.1997. EP 0 590 632 А1, 06.04.1994. WO 93/19032 А1, 30.09.1993. WO 90/14326 А1, 29.11.1990.

Адрес для переписки:

446206, Самарская обл., г. Новокуйбышевск, пл. Менделеева, ОАО “ВНИИОС НК”, А.С.Попову

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза в г.Новокуйбышевске”

(72) Автор(ы):

Барышников М.Б.,
Рыжиков В.Г.,
Васильев В.Ф.,
Головачев А.М.,
Попов А.С.,
Барышникова Н.А.,
Сире Е.М.,
Горбик Н.С.,
Владимиров С.С.,
Скресанова О.Ф.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза в г.Новокуйбышевске”,
Общество с ограниченной ответственностью “Тольяттикаучук”

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОЙ ДОБАВКИ – КОМПОНЕНТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА


(57) Реферат:

Использование: нефтехимия. Сущность: бензиновую фракцию состава, мас.%: олефины С4+ – 28-64, ароматические С6+ – 5-35, нафтены С5+ – 9-21, парафины С4+ – 5-26 получают из бутан-бутиленовой фракции на СВК-цеолитсодержащем катализаторе БАК-70 при 250-550oС, 0,1-1,5 МПа, объемной скорости подачи жидкого сырья 1-6 ч-1. Используют установку, имеющую узел предварительного испарения (нагрева) бутан-бутиленовой фракции, печь окончательного нагрева сырья, реакторы со стационарным слоем катализатора, систему теплообменников и рекуперации тепла для выработки пара или нагрева бутан-бутиленовой фракции, систему сепарации и выделения олигомеризата – бензиновой фракции, узел регенерации катализатора. Эту фракцию подвергают этерификации при 60-120oС, 0,05-1,0 МПа, объемной скорости подачи смеси метанола и бензиновой фракции 0,5-10 ч-1, массовом соотношении метанол: бензиновая фракция 1:12-1:40, при степени этерификации не менее 70%. В конечный продукт добавляют антиокислитель не более 0,2 мас.%. Технический результат – повышение качества целевого продукта. 1 з.п. ф-лы, 3 табл., 1 ил.


Изобретение относится к способам получения кислородсодержащей высокооктановой добавки к автобензинам, полученной химической обработкой метанолом синтез-бензина, содержащего изоолефины C5-C6 на кислом катализаторе.

Известен способ (Патент РФ N 1372925, 1995) получения автомобильного бензина путем контактирования изоолефинсодержащих углеводородных фракций C5-C12 с метанолом при повышенной температуре 100-150oC и давлении 10-30 атм, молярном соотношении изоолефиновое сырье: метанол 1-2,8:1, массовой скорости подачи сырья 1-2 -1 на Y-цеолит-алюмосиликатном катализаторе, содержащем, мас.%.:
Al2O3 – 9,4 – 10,4
La2O3 – 1,72 – 2,59
Fe2O3 – 0,08 – 0,1
CaO – 0,2 – 0,22
Na2O – 0,1 – 0,21
SiO2 – Остальное
Недостатком способа является использование относительно высокого давления.

Способ (Патент США N 5047070, 1991) предусматривает комплексную переработку сырого метанола в трет-алкиловые эфиры и бензин многостадийным технологическим процессом:
– стадия A – сырье, содержащее метанол и воду, обрабатывают 4-20% фракции жидких олефиновых углеводородов 4+, содержащей 5-10% изобутилена;
– стадия Б – полученную на стадии А смесь разбавляют безводным метанолом и этерефицируют в присутствии кислотных катализаторов с получением трет-алкиловых эфиров;
– стадия В – смесь, синтезированную на стадии Б, фракционируют, разделяя легкие углеводороды и трет-алкиловые эфиры;
– стадия Г – в присутствии цеолитного катализатора, содержащего цеолит типа ZSM-5, превращают продукты, полученные на стадии В, в углеводороды C6+ и газообразные углеводороды;
– стадия Д – от реакционной массы, полученной на стадии Г, отделяют газы и воду;
– стадия Е – оставшиеся (непрореагировавшие) алкены дегидратируют, выделяют и возвращают на стадию А.

Основным недостатком способа является использование сырого метанола, т. е. обводненного сырья для этерефикации, что требует организации сложных стадий получения и выделения конечного продукта – бензиновой фракции, содержащей трет-алкиловые эфиры.

По способу (Патент США N 4925455, 1990) подвергается конверсии с метанолом легкое углеводородное сырье, содержащее линейные и разветленные олефины C4+, в присутствии катализатора этерефикации при 37-93oC, избытке метанола от 3 до 100%.

Недостатком способа являются необходимость сложного фракционирования потоков – разделения на потоки: I – обогащенного эфирами C5+ бензина, полученного из изоолефинового сырья и II – непрореагировавших метанола, углеводородов и линейных олефинов, которые затем подвергаются этерефикации отдельно в присутствии кислотного металлсиликатного катализатора, содержащего СВК-цеолит ZSM-5, при температуре 50-300oC, а непрореагировавшие углеводороды подвергаются каталитическому дегидрированию в олефиновые углеводороды C4+.

Наиболее близким по технической сущности и изобретательскому уровню является известный способ (Патент РФ N 2086530, 1997).

По этому способу получается высокооктановая смесь алкил-трет-алкиловых эфиров с углеводородами путем контактирования спиртов с углеводородными смесями, содержащими третичные олефины, с катионитным катализатором в Н-форме при температуре 40-100oC, давлении 0,1-1,0 МПа.

Как следует из описания (примеров) указанного способа, октановое число получаемой смеси алкил-трет-алкиловых эфиров и углеводородов составляет 80 – 90 пунктов по исследовательскому методу, что является недостатком этого способа. При таком октановом числе невозможно использовать получаемую смесь непосредственно в качестве компонента высокооктановых автомобильных топлив с октановым числом 92-98 пунктов по исследовательскому методу.

Целью изобретения является повышение качества целевого продукта – увеличение октанового числа и снижение йодного числа.

Поставленная цель достигается описываемым способом получения высокооктановой добавки – компонента автомобильного бензина на катионитном катализаторе в H-форме из олефинсодержащей бензиновой фракции путем этерификации метанолом, при котором для этерификации используют бензиновую фракцию углеводородного состава, мас.%: олефины C4+ – 28-64, ароматические C6+ – 5-35, нафтены C5+ – 9-21, парафины C4+ – 5-26, которую получают из бутан-бутиленовой фракции на СВК – цеолитсодержащем катализаторе БАК- 70, при температуре 250 – 550oC, давлении 0,1 – 1,5 МПа, объемной скорости подачи жидкого сырья 1 – 6 ч-1 на установке, имеющей узел предварительного испарения (нагрева) бутан-бутиленовой фракции, печь окончательного нагрева сырья, последовательные (последовательно-параллельные) реакторы (от одного до двух) со стационарным слоем катализатора, систему теплообменников и рекуперации тепла для выработки пара или нагрева бутан-бутиленовой фракции, систему сепарации и выделения олигомеризата – бензиновой фракции, узел регенерации катализатора, процесс этерификации ведут в одно – или двухреакторном узле при температуре 60-120oC, давлении 0,05-1,0 МПа, объемной скорости подачи смеси метанола и бензина 0,5-10 ч-1, массовом соотношении метанол:исходный бензин 1:12-1:40, при степени этерификации не менее 70% с добавлением в конечный продукт антиокислителя не более 0,2 мас.%. Предпочтительно получаемый конечный продукт имеет октановое число на 2-5 пунктов выше, чем исходная олефинсодержащая бензиновая фракция.

Описание технологической установки в целом.

Первый блок – это блок каталитической переработки бутан-бутиленовой фракции в синтез – бензин (олигомеризат), содержащий и изоолефины C5-C6.

Второй блок – это блок каталитической этерификации изоолефинов C5-C6, содержащихся в олигомеризате, с метанолом с образованием соответствующих простых эфиров в смеси с углеводородами и конечным получением высокооктановой кислородсодержащей добавки – компонента автобензина.

Первый блок установки
Сырье – бутан-бутиленовая фракция (поток 1) разбавляется до нужной концентрации по содержанию олефинов и микропримесей частью избыточного потока IX фракции C4 и подается на испарение в теплообменник Т-1, а затем на печь П-1, где нагревается до заданной температуры и поступает в одну из независимых каталитических ниток реакторного узла реактора Р-1 и затем Р-2 (или Р-1′), где и происходят каталитические превращения бутиленов с образованием олигомеризата, содержащего изоолефины C5-C6. Каталитические превращения в реакторах на катализаторе происходят с выделением тепла, поэтому после реакторного узла реакционная масса направляется на котел-утилизатор КУ, где избыточное тепло расходуется на выработку пара, охлаждая реакционную массу, с частичной конденсацией наиболее тяжелых углеводородов, которые собираются в накопительной емкости Е-1. В емкость Е-1 поступает конденсат, полученный при дополнительном охлаждении оставшегося реакционного газа, через теплообменники-холодильники Т-2, Т-3, Т- 4. Оставшийся несконденсированный газ, состоящий в основном из углеводородов C1-C3, потоком VII сбрасывается в топливную сеть или на факел. Сконденсированная реакционная масса под избыточным давлением из емкости Е-1 подается на колонну стабилизации К-1, где верхом, охлаждаясь в теплообменнике Т-5, выводится в жидкой фазе фракция непревращенных углеводородов C4, которая используется в качестве флегмовой жидкости. Фракция C4 подается из емкости Е-2 насосом Н-1 на колонну К-1, а ее избыток (поток IX) используется как рецикл для разбавления исходной бутан-бутиленовой фракции с целью поддержания определенных концентраций микропримесей и олефинов, а оставшаяся часть потока IX направляется на склад или в топливную сеть. Растворенные в емкости Е-1 легкие несконденсированные в теплообменнике Т-5 углеводороды C1-C3 выводятся верхом колонны К-1 потоком VIII в топливную сеть или на факел.

Из куба колонны К-1 выводится стабильный олигомеризат (содержащий и изоолефины C5-C6), который является сырьем для второго блока установки.

Тепло в колонну К-1 подводится через теплообменник Т-6 теплоносителем, которым может быть пар или любой другой теплоноситель.

Наличие в реакционном узле двух независимых каталитических ниток реакторов Р-1, Р-2 (или P-1′) необходимо для организации непрерывной работы по синтезу олигомеризата, поскольку каждая из независимых ниток каталитических реакторов имеет ограниченный временной пробег в режиме синтеза олигомеризата и требует периодической регенерации. Регенерация катализатора в реакторах Р-1, Р-2 (или Р-1′) осуществляется следующим образом: реагирующая смесь, состоящая из инертного газа (поток V), воздуха (поток IV) и пара (поток III) в строго определенных соотношениях, в зависимости от степени закоксованности катализатора БАК-70, поступает на печь П-2, где нагревается до определенной температуры и направляется в реакционную нитку реакторов Р-1, Р-2 (или Р-1′) для выжига кокса, а затем, охлаждаясь в теплообменнике Т-12, сбрасывается в атмосферу.

В период регенерации катализатора одной из ниток другая нитка работает в режиме синтеза олигомеризата.

Второй блок установки
Сырье для этого блока установки – олигомеризат (содержащий изоолефины C5-C6), поступающий из куба колонны стабилизации К-1, который подогревается до заданной температуры в теплообменнике Т-7 и, смешиваясь с потоком II, содержащим метанол, направляется в реактор Р-4, заполненный катионитом для протекания каталитической реакции этерификации изоолефинов 5-C6 с метанолом с образованием соответствующих простых эфиров. В зависимости от количества олигомеризата, метанола и их соотношения реакция этерификации может осуществляться как в одном реакторе Р-4, так последовательно и во втором Р-3. Выходящая из реактора Р-4 (или двух реакторов Р-4, Р-3) реакционная масса направляется на колонну переиспарения К-2, где кубовой частью выводятся тяжелый остаток и смолистые (поток XI), а дистиллатом – после прохождения через теплообменники-холодильники по Т-8, Т-9, Т-10 собирается в емкости Е-3 высокооктановая добавка – компонент автомобильного топлива, часть которой в качестве флегмовой жидкости насосом Н-2 подается на орошение колонны К-2, а избыток, куда вводится ингибитор окисления (ионол, агидол), в качестве товарной продукции выводится на склад (поток XII).

Получение высокооктановой добавки, содержащей простые эфиры метанола и углеводороды, во втором блоке описанной схемы иллюстрируется следующим обобщенным примером.

Пример
Олефинсодержащую бензиновую фракцию, полученную олигомеризацией бутан-бутилееновой фракции на катализаторе БАК-70, подвергают контактированию на катионитных катализаторах в Н-форме с метанолом (степень чистоты по метанолу 98,5%, содержание влаги 0,05%) при различных параметрах осуществления процесса.

В табл. 1 указан углеводородный состав сырья – олефинсодержащей бензиновой фракции.

В табл. 2 приведены результаты осуществления процесса этерефикации.

В табл. 3 обобщены результаты анализа исходного сырья – бензина и получаемой кислородсодержащей высокооктановой добавки.

Как следует из табл. 1,2, наиболее оптимальным для осуществления каталитического процесса со степенью этерефикации более 70% является следующее:
состав исходного сырья – олефинсодержащей бензиновой фракции, мас.%: олефины C4+ – 28-64, ароматические C6+ – 5-35, нафтены C5+ – 9-21, парафины C5+ – 5-26;
температура – 60-120oC;
давление – 0,05-1,0 МПа;
объемная скорость подачи смеси метанол + бензин -0,5-10 ч-1;
соотношение метанол: исходный бензин – 1:12-40 мас.

По результатам сравнения данных табл. 1 и 3 видно, что получаемый продукт – высокооктановая добавка к автобензинам имеет меньшее содержание олефинов (по показателю “йодное число”) и среднее октановое число на 2-5 пунктов выше, чем октановое число исходной бензиновой фракции.

Конечный продукт, полученный этерефикацией олигомеризата метанолом на кислотном катионитном катализаторе предложенным способом, содержит не более 0,5 мас.% остаточного метанола.

В конечный продукт добавляют антиокислитель – ионол (агидол) более в количествах не более 0,2 мас.% для достижения показателя “индукционный период” в получаемой высокооктановой добавке не менее 360 мин. Ингибированная антиокислителем высокооктановая добавка используется как компонент автомобильных топлив.

Формула изобретения


1. Способ получения высокооктановой добавки – компонента автомобильного бензина на катионитном катализаторе в Н-форме из олефинсодержащей бензиновой фракции путем этерификации метанолом, отличающийся тем, что для этерификации используют бензиновую фракцию углеводородного состава, мас.%: олефины С4+ – 28-64, ароматические С6+ – 5-35, нафтены С5+ – 9-21, парафины С4+ – 5-26, которую получают из бутан-бутиленовой фракции на СВК-цеолитсодержащем катализаторе БАК-70, содержащем СВК-цеолит, Zn и -Al2О3, при температуре 250-550oС, давлении 0,1-1,5 МПа, объемной скорости подачи жидкого сырья 1-6 ч-1 на установке, имеющей узел предварительного испарения (нагрева) бутан-бутиленовой фракции, печь окончательного нагрева сырья, последовательные (последовательно-параллельные) реакторы (от одного до двух) со стационарным слоем катализатора, систему теплообменников и рекуперации тепла для выработки пара или нагрева бутан-бутиленовой фракции, систему сепарации и выделения олигомеризата – бензиновой фракции, узел регенерации катализатора, процесс этерификации ведут в одно- или двухреакторном узле, при температуре 60-120oС, давлении 0,05-1,0 МПа, объемной скорости подачи смеси метанола и бензиновой фракции 0,5-10 ч-1, массовом соотношении метанол : исходная бензиновая фракция 1 : 12-1 : 40, при степени этерификации не менее 70% с добавлением в конечный продукт антиокислителя не более 0,2 мас.%.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что получаемый конечный продукт имеет октановое число на 2-5 пунктов выше, чем исходная олефинсодержащая бензиновая фракция.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 25-2003

(73) Новое наименование патентообладателя:

Закрытое акционерное общество “Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза в г. Новокуйбышевске” (RU)

(73) Новое наименование патентообладателя:

(RU)

Извещение опубликовано: 10.09.2003


Categories: BD_2176000-2176999