Патент на изобретение №2176206
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПОГРУЗКИ, РАЗГРУЗКИ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ РЫБОПРОДУКЦИИ В ТРЮМЕ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам и устройствам для размещения и транспортировки рыбопродукции в трюмах судов, и может быть использовано при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности, а также других транспортных средств, предназначенных для транспортировки грузов различного назначения. Способ предусматривает транспортировку контейнеров с рыбопродукцией в танках судна после равномерного заполнения контейнерами внутреннего объема каждого танка с помощью спирального поддона, выполненного с возможностью одновременного совершения вращательного и возвратно-поступательного движения относительно центральной оси соответствующего танка. Изобретение позволяет обеспечить комплексную механизацию при производстве погрузочно-разгрузочных работ и одновременную сохранность качества рыбного сырья при увеличении сроков его хранения в судовых условиях. 2 с. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам и устройствам для размещения и транспортировки рыбопродукции в трюмах судов, и может быть использовано при проектировании и строительстве судов флота рыбной промышленности, а также других транспортных средств, предназначенных для транспортировки грузов различного назначения. Известен флотационный способ разгрузки рыбопродукции, например тунца, хранящегося в жидком растворе, из танков сейнеров-тунцеловов (см. журнал “Холодильная техника” N 9 за 1986 г., с. 9 – 11, иллюстрация на рис. 4). Известен также способ и устройство для погрузки, разгрузки и транспортировки рыбопродукции, хранящейся в трюме судна в жидком растворе, предусматривающий ее укладку в танки с помощью мягких сеток-контейнеров (см. журнал “Рыбное хозяйство” N 6 июнь 1985 г., “Промысловые испытания холодильно-технологического комплекса БСТ “Родина”, автор А.С.Черкашин, Гипрорыбфлот). Оба указанных способа и средства их реализации не обеспечивают сохранность и качество рыбопродукции, удобства при ее погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении, а также исключают возможность обеспечения комплексной механизации при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип изобретения, является способ и устройство по а. с. СССР N 116411, B 63 B, 35/26, 1958 г. Прототип не обеспечивает комплексной механизации работ. По сравнению с прототипом и другими аналогами изобретение направлено на создание эффективной промышленной технологии транспортировки рыбопродукции в трюме судна, предусматривающей возможность обеспечения комплексной механизации при производстве погрузочно-разгрузочных работ, сохранность и качество рыбного сырья при увеличении сроков его хранения в судовых условиях. При этом решена задача создания простого и надежного способа и устройства погрузки, разгрузки, размещения и транспортировки рыбопродукции в трюме судна, позволяющего в значительной степени повысить эффективность и безопасность при производстве погрузочно-разгрузочных работ с одновременной минимизацией затрат на его реализацию в условиях как крупномасштабного, так и мелкосерийного производства. Это достигается тем, что в предлагаемом способе погрузки, разгрузки, размещения и транспортировки рыбопродукции в трюме судна, предусматривающем ее укладку с помощью тары с рыбным сырьем, например, с места лова, производят в предусмотренных в трюме отсеках, при этом осуществляют равномерное размещение тары во всем внутреннем объеме отсека путем последовательного поочередного перемещения последней, преимущественно от уровня верхней палубы, внутрь отсека по линиям направляющих винтовых поверхностей и их фиксации по всей высоте отсека с заранее заданным сдвигом по вертикали относительно друг друга. Последовательность загрузки тары и степень заполнения ими внутреннего объема отсека выбирают в зависимости от вида объекта лова и качества рыбного сырья. Место установки тары с рыбопродукцией на спиральном винтовом поддоне выбирают в любой ячейке, например, тару с худшим качеством рыбного сырья устанавливают у днища отсека в местах наибольшего действия хладагента. Направление и величину угловых ракурсов загрузки определяют в зависимости от взаимного расположения отсеков и погрузочно-разгрузочных устройств. Это объясняется тем, что погрузка и разгрузка всех отсеков может осуществляться одним краном-манипулятором на верхней палубе судна. Например, на современных сейнерах-тунцеловах устанавливают в среднем 8-10 отсеков для мокрой заморозки тунца. Поэтому между стрелой судового крана-манипулятора и диаметральной плоскостью (ДП) судна угловой ракурс выбирают исходя из условия максимального удобства погрузки и разгрузки каждого из 10 отсеков. Удобство погрузки и разгрузки определяют исходя из условий расположения палубного оборудования на верхней палубе и регулируют как углом поворота стрелы крана, так и углом поворота спирального поддона. В качестве тары используют вентилируемые контейнерные емкости, например, с каркасными, или перфорированными, или решетчатыми стенками. При обычном способе хранение рыбопродукции (тунца) на судах при мокром способе заморозки производится в отсеках навалом (россыпью), что предопределяет большую трудоемкость выполнения работ на всех этапах перевалки рыбопродукции и снижение ее качества. Способ погрузки, разгрузки, хранения и транспортировки на спиральном поддоне в перфорированном или каркасном контейнере обеспечивает обмыв хладагентом (рассолом) не только объема между контейнерами, но и более интенсивное и беспрепятственное проникновение хладагента внутрь такого контейнера и, соответственно, более интенсивный обмыв и заморозку отдельных рыб. В зависимости от заданной технологии хранения перед началом погрузки тары с рыбопродукцией отсек заполняют жидкой или газообразной консервирующей средой, например охлажденным водосолевым раствором. Первоначальный уровень раствора устанавливают таким образом, чтобы при последующей полной или частичной загрузке отсека тарой он находился в районе верхнего комингса последнего. При названном способе погрузки и разгрузки заполнение отсека хладагентом (рассолом) не является препятствием для выполнения этих функций в связи с расположением тары на спиральном поддоне и ее постепенном вхождении и погружении в хладагент (рассол) под заданным малым углом посредством вкручивания специального поддона по направляющим отсека. Уровень охлажденного водосолевого раствора после погрузки тары находится на уровне крышки отсека, на нижней поверхности которой изнутри крепится губчатый материал, обеспечивающий устранение свободной поверхности, наличие которой ухудшает остойчивость судна и является причиной гидростатических ударов при качке судна. Максимально допустимый угол подъема винтовой линии определяют из условия невозможности самопроизвольного перемещения незакрепленной тары по рабочей поверхности опорной плоскости под действием силы тяжести, в том числе в условиях как бортовой, так и продольной качки судна. Предложенный способ реализуют с помощью устройства для погрузки, разгрузки, размещения и транспортировки рыбопродукции в трюме судна, состоящего из отсека, и выполненной по форме спирального желоба, установленного вдоль его вертикальной опоры, опорной плоскости, в котором отсек выполнен в виде кругового полого цилиндра с установленными на его обечайке по винтовой линии направляющими, а опорная плоскость – в виде непрерывного спирального поддона для установки на него тары и размещена коаксиально внутри танка с возможностью перемещения, например, с помощью привода по упомянутым направляющим с одновременным совершением вращательного и возвратно-поступательного движения вокруг и вдоль своей центральной вертикальной оси соответственно, при этом в крайнем нижнем вдвинутом положении нижняя поверхность поддона в районе его концевой кромки сопряжена с верхней поверхностью направляющих отсека. Спиральный поддон выполнен вентилируемым, например, каркасной, или решетчатой, или дырчатой конструкции, что обеспечивает максимально интенсивное протекание хладагента (солевого раствора) через сам поддон и днища установленной на нем тары. Контактирующие части поверхностей направляющих отсека и спирального поддона снабжены антифракционным покрытием, например фторопластом, обеспечивающим их беспрепятственное скольжение (с минимальным коэффициентом трения) при контакте друг с другом, в том числе в присутствии так называемой водяной смазки в условиях работы устройства в заполненном охлаждающим раствором отсеке. Направляющие отсека и/или контактирующая с ними нижняя сторона поддона снабжены роликовыми элементами, например радиально установленными цилиндрическими роликами качения, что обеспечивает привод в движение спирального желоба без больших механических потерь. В другом варианте спиральный поддон выполнен в виде прямоугольного желоба с отбортовкой его крайних концевых кромок с предусмотренными, например, на внешней поверхности последней профилированными упорами скольжения и/или роликами, опирающимися на внутреннюю поверхность обечайки танка, что обеспечивает устойчивость таре, расположенной на спиральном поддоне как в положении при транспортировке, так и в крайнем, вывернутом наружу положении. Вертикальная опора спирального поддона может быть выполнена в виде полой цилиндрической трубы с установленным коаксиально с зазором внутри ее приводным валом, при этом последний снабжен расположенными вдоль его длины шпонкой, например, прямоугольного сечения и установленными в упомянутом зазоре роликами, причем шпонка вала размещена в направляющем пазу трубы, а последний снабжен по меньшей мере двумя парами роликов и выполнен с возможностью перемещения вдоль приводного вала при его вращении. Указанные конструктивные элементы обеспечивают передачу крутящего момента от привода к спиральному поддону и скольжение трубы, на которой крепится желоб поступательно вверх и вниз. Опора поддона снабжена устройством его фиксации в крайнем вдвинутом и выдвинутом положениях соответственно, например, в виде механических концевиков, которые приостанавливают работу привода (мотор-редуктора). Спиральный поддон выполнен с ячейками или упорами для фиксации тары на верхней поверхности последнего для ее раскрепления “по походному”. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами где: на фиг. 1 изображен вид сбоку; на фиг. 2 разрез А-А по трубе с роликами; на фиг. 3 разрез Б-Б по желобу; на фиг. 4 узел I (с фиг. 3). Устройство содержит спиральный поддон 1 с ребрами жесткости и отбортовкой (на чертеже не показаны), закрепленный на центральной трубе 2 и установленный на ролики 3, закрепленные по спирали внутри обечайки танка (емкости) 4. Центральная труба 2 внутри снабжена несколькими рядами парных роликов 5 по всей длине, которыми она упирается в шпонку 6, жестко закрепленную на центральном валу 7, на который труба 2 надета. Вал 7 содержит несколько рядов радиально расположенных роликов 8, которыми они упираются во внутреннюю поверхность трубы 2, соединен с приводом 9, например, при помощи зубчатой или цепной передач, а также имеет две подшипниковые опоры 10 и уплотнение 11 в центральном отверстии днища танка. Отбортовка спирального поддона 1 снабжена упорами (или роликами) 12. Этими упорами спиральный поддон при своих перекосах может упираться в боковую поверхность отсека и скользить по ним. Отсек 4 снабжен герметической крышкой 13, закрепленной на верхней части трубы 2, с спиральным поддоном 1 и заполнен хладагентом. Для загрузки и разгрузки тары (контейнеров) 14 используется судовое грузоподъемное устройство 15. Работает устройство следующим образом: В отсек 4, заполненный жидкой или газообразной консервирующей средой, медленно вворачивается спиральный поддон 1, предварительно вывернутый на фиг 1, 3 по часовой стрелке, поворотом вала 7 с трубой 2 при помощи привода 9. По мере ввинчивания спиральный поддон 1 по роликам 3 на верхней палубе судна загружается специальными контейнерами 14 при помощи грузоподъемного устройства 15. Погрузка осуществляется до полного завинчивания спирального поддона 1 и его полной загрузки контейнерами. После этого происходит монтаж герметизирующей прокладки и установка на нее крышки 13 на горловину отсека 14 и обеспечение прижима прокладки ее окончательная герметизация с помощью, например, откидных болтов, зажимов, шпилек и т.п. (прокладка на чертеже не показана). Разгрузка отсека производится в обратном порядке. Во время судовой перевозки специальных контейнеров 14 они находятся – хранятся на спиральном поддоне 1 в отсеке 4, заполненным хладагентом. В качестве примера одного из вариантов конкретного конструктивного исполнения является устройство со следующими габаритными размерами: диаметр отсека – 5,0 м; высота отсека – 3,5 м; диаметр трубы – 0,72 м; диаметр вала – 0,5 м; габариты контейнеров LхВхН – 0,9 х 0,9 х 0,75 м, толщина спирального поддона – 5 мм; количество рабочих витков спирального поддона – 2,5; угол подъема витка – 6o; частота вращения спирального поддона (- 0,1 об/мин). При этом в большинстве конструкций устройства отсек снабжают уплотнительным элементом по периметру комингса люка, а в конкретном исполнении отсек снабжают перемещающимся герметичным закрытием (крышкой), закрепленной на верхнем конце опоры поддона. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 24.12.2004
Извещение опубликовано: 20.02.2006 БИ: 05/2006
|
||||||||||||||||||||||||||