Патент на изобретение №2176198
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ ОСЕЙ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57) Реферат: Изобретение относится к корректорам фар транспортных средств. Задатчик положения выполнен с переключателем и двумя делителями напряжения. Переключатель имеет две группы ламелей, расположенных с чередованием, щетку и орган управления. Щеткой переключаются ламели одной и другой групп при движении в одну и другую стороны. Каждый из электроприводов фар содержит электродвигатель и редуктор с толкающим штоком, управляющим фарой. Датчик обратной связи выполнен с переключателем и делителем напряжения. Переключатель имеет ламели и щетку, укрепленную на толкающем штоке редуктора. Ламели выполнены в виде штриховой дорожки, а ламель, используемая для съема напряжения щеткой, является непрерывной дорожкой. Узел сравнения сопоставляет сигналы от задатчика и датчика обратной связи и управляет электродвигателем. Устройство обладает упрощенной конструкцией и характеризуется повышенными точностью и износостойкостью. 3 з.п.ф-лы, 2 ил. Изобретение относится к устройствам для регулирования положения оптических осей фар транспортных средств с электрическими средствами для дистанционного (из транспортного средства) изменения положения фар, например, в зависимости от распределения груза или с изменением рельефа пути. Известны устройства для регулирования положения оптических осей фар транспортного средства, содержащие задатчик положения фар, выполненный на основе регулирования резистора, а также индивидуальные электроприводы фар, каждый из которых включает в себя кинематически связанные реверсивный электродвигатель и редуктор с толкающим штоком, предназначенным для упрощения фарой, датчик обратной связи с регулируемым резистором, движок которого укреплен на толкающем штоке редуктора, узел сравнения, входы которого соединены с выходами задатчика положения фар и датчика обратной связи, а выход – с цепью питания электродвигателя (DE 3930589 A1, 29.03.90; DE 19743260 A1, 08.04.1999). Известны также устройства данного назначения, в которых при аналогичном функциональном построении один из сигналообразующих компонентов, а именно задатчик положения фар или датчик обратной связи каждого из электроприводов фар, выполнены с переключателем, в состав которого входят группа неподвижных ламелей, подвижная щетка и орган управления, и резистивным делителем напряжения, выводы которого подключены к ламелям переключателя (EP 0535472 A2, 07.04.1993 или US 5235213 A, 10.08.1993). Недостатки известных устройств заключаются в невысокой точности коррекции положения фар и низкой эксплуатационной надежности, обусловленных нестабильностью и подверженностью к износу используемых регулируемых резисторов. Наиболее близким к предложенному является устройство для регулирования положения оптических осей фар транспортного средства, содержащее задатчик положения фар с переключателем, в состав которого входят группа неподвижных ламелей, подвижная щетка и орган управления, и резистивным делителем напряжения, выводы которого подключены к ламелям переключателя, а также индивидуальные электроприводы фар, каждый из которых включает в себя кинематически связанные реверсивный электродвигатель и редуктор с толкающим штоком, предназначенным для управления фарой, датчик обратной связи с переключателем, имеющим неподвижные ламели и подвижную щетку, укрепленную на толкающем штоке редуктора, и делителем напряжения, составленным из резисторов с равными сопротивлениями и подключенным выводами к ламелям переключателя, узел сравнения, входы которого соединены с выходами задатчика положения фар и датчика обратной связи, а выход – с цепью питания электродвигателя (ЕР 0466539 A1, 15.01.1992). Недостатки указанного устройства определяются трудностями монтажа и значительной стоимостью, вызванными необходимостью прокладки большого количества соединительных проводов. Задачей изобретения является упрощение подобного корректора положения фар с обеспечением повышенных точности и износостойкости. Поставленная задача решается тем, что в устройстве для регулирования положения оптических осей фар транспортного средства, содержащем задатчик положения фар с переключателем, в состав которого входят группа неподвижных ламелей, подвижная щетка и орган управления, и резистивным делителем напряжения, выводы которого подключены к ламелям переключателя, а также индивидуальные электроприводы фар, каждый из которых включает в себя кинематически связанные реверсивный электродвигатель и редуктор с толкающим штоком, предназначенным для управления фарой, датчик обратной связи с переключателем, имеющим неподвижные ламели и подвижную щетку, укрепленную на толкающем штоке редуктора, и делителем напряжения, составленным из резисторов с равными сопротивлениями и подключенным выводами к ламелям переключателя, узел сравнения, входы которого соединены с выходами задатчика положения фар и датчика обратной связи, а выход – с цепью питания электродвигателя, – в задатчик положения фар введен дополнительный резистивный делитель напряжения, а его переключатель снабжен дополнительной группой неподвижных ламелей, к которым подключены выводы дополнительного резистивного делителя напряжения, при этом ламели одной и другой групп переключателя расположены с чередованием, орган управления выполнен с возможностью переключения подвижной щеткой ламелей одной и другой групп при движении соответственно в одну и другую стороны, а один из концевых резисторов каждого делителя напряжения, связанный с соответствующей крайней ламелью, имеет сопротивление, вдвое превышающее сопротивления остальных резисторов, в датчике обратной связи каждого электропривода неподвижные ламели переключателя выполнены в виде штриховой дорожки, а для съема напряжения подвижной щеткой введена непрерывная дорожка. Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения. В задатчике положения фар орган управления переключателя имеет снабженную фиксатором ручку управления, которая соединена с подвижной щеткой посредством поводкового механизма, при этом неподвижные ламели переключателя, число которых в каждой группе выбрано четным, установлены по кругу через угол ![]() ![]() ![]() ![]() Ламели переключателей задатчика положения фар и датчика обратной связи каждого электропривода выполнены металлизированными. Каждый из электроприводов фар выполнен с возможностью электродинамического торможения электродвигателя. На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема предложенного устройства для регулирования положения оптических осей фар транспортного средства, а на фиг.2 приведена кинематическая схема используемого задатчика положения фар. На фиг. 1 и 2 обозначены: задатчик 1 положения фар, электроприводы 2 фар, резисторы 3, 4 и 5, 6 делителей напряжения, неподвижные ламели 7, 8 и подвижная щетка 9 переключателя задатчика 1, ручка управления 10, поводковый механизм 11 и фиксатор 12 органа управления, реверсивный электродвигатель 13 постоянного тока, редуктор 14, толкающий шток 15, фара 16, подвижная щетка 17, ламели 18 и 19 переключателя датчика обратной связи 20, резисторы 21 делителя напряжения и узел сравнения 22. Задатчик 1 положения фар 16 выполнен с переключателем, в состав которого входят группы неподвижных металлизированных ламелей 7 и 8, расположенных с чередованием, подвижная щетка 9 и орган управления, и делителями напряжения на резисторах 3, 4 и 5, 6, выводы которых подключены к ламелям 7 и 8 переключателя. Орган управления выполнен с возможностью переключения подвижной щеткой 9 ламелей 7 и 8 при движении соответственно в одну и другую стороны. Концевые резисторы 3 и 5 делителей напряжения, связанные с соответствующими крайними ламелями, имеют сопротивление, вдвое превышающее сопротивления остальных резисторов 4 и 6. Каждый из индивидуальных электроприводов 2 фар включает в себя кинематически связанные реверсивный электродвигатель 13 и редуктор 14 с толкающим штоком, предназначенным для управления фарой, и выполнен с возможностью электродинамического торможения электродвигателя 13. Датчик обратной связи 20 каждого электропривода 2 выполнен с переключателем, имеющим неподвижные металлизированные ламели 18, 19 и подвижную щетку 17, укрепленную на толкающем штоке 15 редуктора 14, и делителем напряжения, составленным из резисторов 21 с равными сопротивлениями и подключенным выводами к ламелям 19 переключателя. Неподвижные ламели 19 переключателя выполнены в виде штриховой дорожки, а ламель 18, используемая для съема напряжения подвижной щеткой 17, представляет собой непрерывную металлизированную дорожку. Узел сравнения 22 каждого электропривода 2 выполнен на основе операционного усилителя (усилителя постоянного тока) или компаратора, его входы соединены с выходами задатчика 1 положения фар и датчика обратной связи 20, а выход – с цепью питания электродвигателя 13. В задатчике 1 положения фар узел управления переключателя имеет снабженную фиксатором 12 ручку управления 10, которая соединена с подвижной щеткой 9 посредством поводкового механизма 11. Неподвижные ламели 7 и 8 переключателя, число которых в каждой группе выбрано четным, установлены по кругу через угол ![]() ![]() ![]() ![]() Работа устройства происходит следующим образом. При повороте ручки управления 10 осуществляется поворот подвижной щетки 9, которая вступает в контакт с неподвижными ламелями 7 или 8. За счет сил трения между щеткой 9 и ламелями 7 или 8 либо с помощью специально предусмотренного в конструкции тормозного элемента, например фиксатора щетки 9 на ламелях 7 и 8, последняя при перемещении отстает от ручки управления 10 на угол ![]() Формула изобретения
![]() ![]() ![]() ![]() 3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что ламели переключателей задатчика положения фар и датчика обратной связи каждого электропривода выполнены металлизированными. 4. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что каждый из электроприводов фар выполнен с возможностью электродинамического торможения электродвигателя. РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 17.01.2003
Номер и год публикации бюллетеня: 13-2004
Извещение опубликовано: 10.05.2004
|
||||||||||||||||||||||||||