Патент на изобретение №2176055

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2176055 (13) C1
(51) МПК 7
F25B27/02, F25B29/00, F01B21/04
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000121176/06, 08.08.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.08.2000

(45) Опубликовано: 20.11.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2088864 C1, 27.08.1997. RU 2013588 C1, 30.05.1994. RU 2086781 C1, 10.08.1997. GB 2170268 A, 30.07.1986. GB 2301865 A, 18.12.1996. US 3805540 A, 23.04.1974. US 4270365 A, 02.06.1981. EP 0340545 A2, 08.11.1989.

Адрес для переписки:

197082, Санкт-Петербург, П-82, ул. Красного Курсанта, 16, Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского, НИО, НИЛ-6, Н.Г.Кириллову

(71) Заявитель(и):

Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского

(72) Автор(ы):

Кириллов Н.Г.,
Дыбок В.В.,
Воскресенский С.С.

(73) Патентообладатель(и):

Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского

(54) ЭНЕРГОХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ БЕЗ СВЯЗИ С АТМОСФЕРОЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в качестве энергохолодильной системы для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, например для специальных фортификационных сооружений. Энергохолодильная система для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, включает дизельную энергоустановку замкнутого цикла с теплообменником, связанным с холодильной машиной, и линию подачи криогенного окислителя. Холодильная машина выполнена в виде пароэжекторной холодильной машины, теплообменник выполнен в виде парогенератора пароэжекторной холодильной машины. Замкнутый контур дизельной энергоустановки проходит через каталитический нейтрализатор, реактор генерации водорода с расположенным в нем парогенератором пароэжекторной холодильной машины, промежуточный теплообменник-конденсатор, в котором расположен испаритель-подогреватель линии подачи криогенного окислителя, реактор с химическим поглотителем. К контуру подсоединены линия подачи газообразного азота, линия подачи газообразного водорода, линия подачи технической воды. Изобретение позволяет повысить КПД дизеля, сократить объемы хранилищ теплоаккумулирующего вещества, получить дополнительную полезную энергию. 1 ил.


Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в качестве энергохолодильной системы для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, например для специальных фортификационных сооружений.

Известна схема пароэжекторной холодильной машины, включающей в себя парогенератор, эжектор, холодильник-испаритель, конденсатор, питательный насос и дроссельный вентиль, при этом подвод высокотемпературной теплоты (нагрев) осуществляется в парогенераторе, а подвод низкотемпературной теплоты (охлаждение) в холодильнике (Чечеткин А.В., Занемонец Н.А. Теплотехника. Учеб. для хим.-тех. вузов. М.: “Высшая школа”, 1986, стр. 105). Однако для работы пароэжекторной холодильной машины необходимо подведение к ней теплоты для образования перегретого пара.

Известно окисление щелочноземельного металла магния в кислороде, в сухом и влажном воздухе, в углекислом газе. Известен способ получения водорода в результате взаимодействия щелочноземельного металла магния с водяным паром по реакции Mg+H2O= MgO+H2 при температуре T=425-575oC (Окисление металлов /Под.ред. Ж. Бенара. – М.: Металлургия, 1969. – Т. 2, с. 314-327).

Известно взаимодействие щелочноземельного металла магния с сухим и влажным азотом (Самсонов Г.В., Кулик О.П., Полищук В.С. Получение и методы анализа нитридов. – Киев: “НАУКОВА ДУМКА”, 1978. – с. 34-38).

Известны химические свойства нитрида магния и реакции его взаимодействия с водяным паром, двуокисью и окисью углерода при высоких температурах (Самсонов Г. В., Кулик О.П., Полищук В.С. Получение и методы анализа нитридов. – Киев: “НАУКОВА ДУМКА”, 1978. – С. 213-214).

Известен способ обеспечения работы дизеля по замкнутому циклу в среде азота, при котором выпускные газы двигателя охлаждаются в охладителе, при этом водяной пар, содержащийся в газах, конденсируется и удаляется из цикла, а температура газа понижается до уровня, необходимого для поглощения углекислоты раствором едкого калия в скруббере:
CO2+2KOH=H2O+K2CO3; K2CO3+H2O+CO2=2K(HCO3)
(Батырев А.Н., Кошеверов В.Д., Лейкин О.Ю. Корабельные ядерные энергетические установки зарубежных стран. – СПб.: Судостроение, 1994. – с. 196-197).

Известны автономные стационарные энергохолодильные системы для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, представляющих собой структурно-функциональное объединение преобразователя прямого цикла (ППЦ) и преобразователя обратного цикла (ПОЦ), предназначенных для совместного производства электрической энергии и холода за счет энергии высокотемпературного источника теплоты. Энергохолодильные системы могут создаваться на основе различных типов преобразователей, причем ППЦ служит для получения электрической энергии, а ПОЦ – для получения холода. Для нормального функционирования ППЦ и ПОЦ от них необходимо отводить тепло (1 и 2 законы термодинамики), и ввиду отсутствия связи с атмосферой это низкопотенциальное тепло должно аккумулироваться и складироваться внутри объекта. Поэтому охлаждение преобразователей осуществляется за счет теплоаккумулирующего вещества (ТАВ), в качестве которого выступает вода, при температуре около + 4oC, что обусловливает необходимость создания хранилищ с большими объемами для хранения холодной воды, и воды аккумулировавшей тепло преобразователей. Недостатком является то, что хотя структурно-функциональное объединение ППЦ и ПОЦ позволяет сократить потребление ТАВ за счет переключения схем подачи холодной воды в холодильники преобразователей, однако и в этом случае запасы ТАВ составляют значительный процент от объема объекта в целом, что приводит к большой стоимости строительства объектов данного типа (Гришутин М.М., Севастьянов А.П. Теория и методы расчетов автономных энергохолодильных установок. М.: Изд. МЭИ, 1992. – 240 с.).

Известна принципиальная схема энергохолодильной системы, содержащая дизельную энергоустановку замкнутого цикла на синтез-газе, машину Вюлемье-Такониса, работа которой осуществляется за счет высоко потенциальной теплоты синтез-газа, и разомкнутый контур с криогенным окислителем (Патент РФ N 2088864. Бюл. N 24 от 27.08.97 г.). Однако работа дизеля на синтез-газе с внешним смесеобразованием приводит к снижению КПД.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в сокращении объемов хранилищ ТАВ, повышении КПД дизеля, получении дополнительной полезной энергии.

Для достижения данного технического результата энергохолодильная система для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, включающая в себя дизельную энергоустановку замкнутого цикла, теплоиспользующую холодильную машину, выполненную в виде пароэжекторной холодильной машины, работающую за счет высокопотенциальной теплоты, генерируемой в замкнутом контуре дизельной энергоустановки, и линию подачи криогенного окислителя, снабжена линией подачи газообразного азота, газообразного водорода с реактором генерации водорода, линией подачи технической воды, обеспечивающих снабжение дизеля горючим, при этом парогенератор пароэжекторной холодильной машины расположен в реакторе генерации водорода, испаритель-подогреватель линии подачи криогенного окислителя расположен в промежуточном теплообменнике-конденсаторе, а дизельная энергоустановка дополнительно снабжена каталитическим нейтрализатором, охладителем и реактором с химическим поглотителем.

Введение в состав энергохолодильной системы линии подачи азота и водорода, каталитического нейтрализатора и реактора с химическим поглотителем в дизельной энергоустановке замкнутого цикла, а также холодильной машины, выполненной в виде пароэжекторной холодильной машины, позволяет получить новое свойство, заключающееся в повышении КПД дизеля за счет использования водородосодержащего горючего и уменьшении объемов ТАВ.

На чертеже изображена энергохолодильная система для объектов, функционирующих без связи с атмосферой.

Энергохолодильная система в своем составе имеет дизельную энергоустановку замкнутого цикла, состоящую из дизеля 1, каталитического нейтрализатора 2, реактора 3 с накопителем твердой фазы 4, бункера со щелочноземельным металлом 5, сепаратора 6, промежуточного теплообменника-конденсатора 7, скруббера (реактора) для поглощения двуокиси углерода из состава отработавших газов 8, компрессора 9, смесителя 10, емкости хранения технической воды и сбора конденсата 11, насоса подачи технической воды 12, запорно-регулирующего вентиля 13, а также, линии подачи криогенного окислителя, которая включает в себя емкость для хранения жидкого кислорода 14, испаритель-подогреватель 15 и регулятор давления 16, линии подачи газообразного азота, которая включает емкость для его хранения 17 и запорно-регулирующий вентиль 18, линии подачи газообразного водорода, которая включает емкость для его хранения 19 и запорно-регулирующий вентиль 20, пароэжекторную холодильную машину, которая включает эжектор 21, конденсатор 22, питательный насос 23, парогенератор 24, дроссельный вентиль 25, холодильник-испаритель 26, контур ТАВ, включающий емкость 27 для хранения холодного ТАВ, питательный насос 28, запорно-регулирующие вентили 29, 30, 31, теплообменник 32, запорно-регулирующие вентили 33, 34, и емкость 35 для хранения горячего ТАВ. Емкость для хранения жидкого кислорода 14 снабжена насосом высокого давления 36 и регулирующим вентилем 37.

Энергохолодильная система для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, работает следующим образом.

Предварительно, перед началом работы объекта в режиме без связи с атмосферой, в ней запасается необходимое (расчетное) количество криогенного окислителя в емкости 14, газообразных продуктов – азота и водорода, соответственно в емкостях 17,19, технической воды в емкости 11 и щелочноземельного металла, например магния, в бункере 5.

При переключении дизельной энергоустановки для работы без связи с атмосферой на впуск дизеля 1 подается расчетное количество инертного наполнителя, азота из емкости 17, и топлива, водорода из емкости 19, через смеситель 10. В конце такта сжатия в камеру сгорания (не показана) двигателя 1 подается газообразный кислород из испарителя-подогревателя 15, через регулятор давления 16 под давлением, превышающим максимальное давление цикла. Образующаяся горючая смесь воспламеняется от калильной свечи зажигания, расположенной в камере сгорания дизеля 1 (не показана).

Отработавшие газы дизеля 1, состоящие из азота и его окислов, не прореагировавшего кислорода, паров воды, а также некоторого количества CO и CH, обусловленного выгоранием углеводородных смазок, попадающих в камеру сгорания, через каталитический нейтрализатор 2, в котором происходит окисление продуктов неполного сгорания в CO2 и H2Oпар, поступают в реактор 3, куда из бункера 5 одновременно подается щелочноземельный металл, например магний.

В реакторе 3 протекают реакции, в результате которых образуются твердая MgO+C и газовая N2+H2+CO+H2Oпар+ CO2 фазы и сопровождающиеся выделением теплоты, которая используется для поддержания заданной температуры в зоне реакции (1000-1500K) и повышения термодинамического потенциала газовой фазы. Твердая и газовая фазы разделяются в сепараторе 6. Газовая фаза срабатывает свой термодинамический потенциал, передавая теплоту рабочему телу пароэжекторной холодильной машины через парогенератор 24, направляется в промежуточный теплообменник-конденсатор 7, в котором отработавшие газы охлаждаются, отдавая теплоту жидкому окислителю, подаваемому из емкости 14 с помощью насоса 36 через регулирующий вентиль 37 в испаритель-подогреватель 15 а водяной пар конденсируется и выводится из цикла в емкость 11, и затем через реактор 8 с химическим поглотителем, в котором охлажденные отработавшие газы освобождаются от двуокиси углерода, компрессор 9 и смеситель 10 подаются на впуск дизеля 1.

Вода из емкости 11 питательным насосом 12 через запорно-регулирующий вентиль 13 и накопитель твердой фазы 4, воспринимая теплоту от твердой фазы и превращаясь в пар, поступает в реактор 3, в котором вместе с отработавшими газами дизеля 1 взаимодействует с магнием. При выходе дизельной энергоустановки на рабочий режим прекращается подача азота из емкости 17, водорода из емкости 19 путем закрытия вентилей 18 и 20 соответственно и дизель 1 функционирует по замкнутому циклу на рабочей смеси, состоящей из азота, водорода и окиси углерода (N2+H2+CO).

Рабочее тело пароэжекторной холодильной машины, воспринимая теплоту газовой фазы и превращаясь в сухой насыщенный пар в парогенераторе 24, поступает в эжектор 21. В камере смешения (не показана) он смешивается с сухим насыщенным паром, поступающим из холодильника-испарителя 26. Из эжектора 21 смесь поступает в конденсатор 22, где происходит ее полная конденсация. Одна часть конденсата с помощью питательного насоса 23 поступает в парогенератор 24, другая часть конденсата через дроссельный вентиль 25 поступает в холодильник-испаритель 26, где воспринимает теплоту от системы кондиционирования воздуха специального сооружения.

Охлаждающая жидкость из емкости 27 насосом 28 через запорно-регулирующий вентиль 29 поступает в конденсатор 22, где воспринимает теплоту конденсации рабочего тела пароэжекторной холодильной машины, тем самым обеспечивая совершение обратного термодинамического цикла в холодильной машине, затем через запорно-регулирующие вентили 30 и 31, теплообменник 32, запорно-регулирующие вентили 33, 34, воспринимая теплоту в накопителе твердой фазы 4 реактора 3 и двигателя 1 с температурой, близкой к температуре насыщения, отводится в емкость 35 горячего ТАВ.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

2. Архипов А.М., Марфенина И.В., Микулин Е.И. Теория и расчет криогенных стем. М.: Машиностроение, 1978. – стр. 305.

3. Окисление металлов /Под ред. Ж. Бенара. – М.: Металлургия, 1969. – Т. 2. – с. 314-327.

4. Самсонов Г. В., Кулик О.П., Полищук В.С. Получение и методы анализа нитридов. – Киев: “НАУКОВА ДУМКА”, 1978. – с. 34-38.

5. Самсонов Г. В., Кулик О.П., Полищук В.С. Получение и методы анализа нитридов. – Киев: “НАУКОВА ДУМКА”, 1978. – с. 213-214.

6. А.Н. Батырев, В.Д. Кошеверов, О.Ю. Лейкин. Корабельные ядерные энергетические установки зарубежные стран. – СПб.: Судостроение, 1994. – с 196-197).

8. Гришутин М.М., Севастьянов А.П. Теория и методы расчетов автономных энергохолодильных установок. М.: Изд. МЭИ, 1992. – с. 240.

9 Патент РФ N 2088864. Бюл. N 24 от 27.08.97 г. – прототип.

Формула изобретения


Энергохолодильная система для объектов, функционирующих без связи с атмосферой, включающая дизельную энергоустановку замкнутого цикла с теплообменником, связанным с холодильной машиной, и линию подачи криогенного окислителя, отличающаяся тем, что холодильная машина выполнена в виде пароэжекторной холодильной машины, теплообменник выполнен в виде парогенератора пароэжекторной холодильной машины, замкнутый контур дизельной энергоустановки проходит через каталитический нейтрализатор, реактор генерации водорода с расположенным в нем парогенератором пароэжекторной холодильной машины, промежуточный теплообменник-конденсатор, в котором расположен испаритель-подогреватель линии подачи криогенного окислителя, реактор с химическим поглотителем, к контуру подсоединены линия подачи газообразного азота, линия подачи газообразного водорода, линия подачи технической воды.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 09.08.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2004

Извещение опубликовано: 20.03.2004


Categories: BD_2176000-2176999