Патент на изобретение №2175916

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2175916 (13) C2
(51) МПК 7
B60K17/08
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99108533/28, 21.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.04.1999

(45) Опубликовано: 20.11.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Проектирование трансмиссий автомобилей. Справочник. Под ред. А.И.ГРИШКЕВИЧА – М.: Машиностроение, стр. 165, рис. 7.3.б, 1984. SU 1081012 A, 23.03.1984. RU 2025304 C1, 30.12.1994. SU 1150106 A, 15.04.1985. SU 467845, 25.04.1975. SU 1717418 A1, 07.03.1992. RU 2058234 C1, 20.06.1996. RU 2021912 C1, 30.10.1994. RU 2006381 C1, 30.01.1994.

Адрес для переписки:

625000, г.Тюмень, ул. Володарского, 38, ТюмГНГУ, пат. служба

(71) Заявитель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(72) Автор(ы):

Некрасов В.И.

(73) Патентообладатель(и):

Тюменский государственный нефтегазовый университет

(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к трансмиссиям транспортных машин. Коробка передач содержит корпус с расположенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал расположен параллельно этим валам. Шестерни на промежуточном валу закреплены и зацеплены с шестернями входного и выходного валов. На входном и выходном валах шестерни установлены свободно. Промежуточная шестерня заднего хода зацеплена с ведущей шестерней, закрепленной на промежуточном валу, и ведомой шестерней заднего хода, установленной на выходном валу. На выходном валу между шестерней низшей передачи и шестерней заднего хода установлена трехпозиционная муфта переключения. На выходном валу между шестернями входного и выходного валов расположена вторая трехпозиционная муфта переключения, которая выборочно соединяет выходной вал или с венцом входного вала или с шестерней выходного вала, или находится в нейтральном положении. Между шестернями входного вала также расположена трехпозиционная муфта переключения. Технический результат – снижение металлоемкости коробки передач на две шестерни, уменьшение гидродинамических потерь на перемешивание масла. 2 ил.


Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, их опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях. (Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник /Под общ. ред. А.И. Гришкевича. – М.: Машиностроение, 1984. 272 с.).

Эти агрегаты конструктивно сложны, металлоемки и имеют значительные гидродинамические потери на перемешивание (барботаж) шестернями масла в агрегате.

Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является трехвальная соосная пятиступенчатая КП Zahnradfabrik “АК-5” (см. с. 165, рис. 7.3.б.).

КП состоит из корпуса с размещенными в нем валами, причем входной и выходной валы соосны, промежуточный вал расположен параллельно соосным валам. Одна шестерня выполнена вместе с входным валом. На промежуточном валу закреплены шесть шестерен, одна из них зацеплена с шестерней входного вала, четыре шестерни зацеплены попарно с шестернями, свободно установленными на выходном валу, шестая шестерня – ведущая шестерня заднего хода – зацеплена с промежуточной шестерней заднего хода, которая зацеплена с ведомой шестерней заднего хода, свободно установленной на выходном валу. На выходном валу расположены три трехпозиционные муфты переключения, одна между первой и второй парами шестерен, вторая между третьей и четвертой парами шестерен, третья между пятой парой и рядом шестерен заднего хода.

КП сложна и металлоемка: для каждой передачи переднего хода требуется пара шестерен, а для пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода требуются 13 шестерен, агрегат имеет значительные потери на барботаж масла.

Задачей изобретения является снижение металлоемкости КП, уменьшение гидродинамических потерь на перемешивание масла в агрегате.

Технический результат достигается тем, что на входном валу свободно установлены две шестерни, между ними установлена трехпозиционная муфта переключения, на выходном валу между шестернями входного и выходного валов расположена вторая трехпозиционная муфта переключения, которая выборочно соединяет выходной вал или с венцом входного вала, или с шестерней выходного вала или находится в нейтральном положении.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема трехвальной соосной КП 5R2 (5 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода), состоящей из восьми шестерен передач переднего хода и трех шестерен передач заднего хода.

На фиг. 2 представлена лучевая диаграмма КП 5R2 с таблицей положений муфт переключения на различных передачах переднего и заднего хода. Над верхней горизонталью диаграммы приведены номера передач переднего хода (5-1) и над ними обозначения положений муфт переключения, под нижней горизонталью – номера передач заднего хода (2R, 1R), обозначения положений муфт переключения этих передач приведены в нижней части таблицы. На горизонтальных шкалах диаграммы в логарифмическом виде представлены величины передаточных чисел пар шестерен и передач. На крайних горизонталях величина передаточных чисел приведена к выходному валу, а на средней горизонтали – к промежуточному валу. Наклон луча направо указывает на замедляющий режим работы пары шестерен, чем положе луч, тем больше передаточное число. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке диаграммы.

В опорах корпуса КП 1 расположены входной 2, выходной 3 и промежуточный 4 валы, причем входной 2 и выходной 3 валы установлены соосно, а промежуточный вал 4 расположен параллельно этим валам. На входном валу 2 свободно установлены шестерни 5 и 6, которые зацеплены соответственно с шестернями 7 и 8, закрепленными на промежуточном валу 4. На этом валу также закреплены шестерни 9 и 10, которые зацеплены с шестерней 11 и шестерней низших передач 12, свободно установленными на выходном валу 3. На промежуточном валу 4 между шестернями 9 и 10 закреплена ведущая шестерня заднего хода 13, которая через промежуточную шестерню заднего хода 14 зацеплена с ведомой шестерней заднего хода 15, свободно установленной на выходном валу 3. Трехпозиционная муфта А (16) установлена на входном валу 2 между шестернями 5 и 6. На входном валу 2 закреплен зубчатый венец 17, который расположен между входным и выходным валами. Между этими валами также расположена трехпозиционная муфта В (18). На выходном валу 3 между ведомой шестерней заднего хода 15 и шестерней низших передач 12 установлена трехпозиционная муфта переключения С (19).

Вместо промежуточной шестерни заднего хода 14 возможна установка блока из двух шестерен.

Работа КП осуществляется следующим образом:
Первая передача
Муфта A находится в левом положении, муфта B – в нейтральном, а муфта C – в правом положении (см. фиг. 2, таблица положений муфт над т.1).

Крутящий момент от входного вала 2 передается муфтой А, парой шестерен 5-7, промежуточным валом 4, парой шестерен низших передач 10-12 и муфтой C на выходной вал 3 (см. фиг. 1).

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 слева на верхней горизонтали пологий луч 5-7 направо вниз, затем пологий луч 10-12 направо вверх к т.1 (см. фиг. 2).

Вторая передача
Переключаем муфту А в правое положение, вместо пары шестерен 5-7 подключаем к входному валу 2 пару шестерен 6-8.

До промежуточного вала 4 крутящий момент от входного вала 2 передается муфтой А и парой шестерен 6-8, далее как на первой передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат лучи: 6-8 из т.5 вниз направо, далее пологий луч 10-12 к т.2.

Третья передача
Переключаем муфту C в нейтральное положение, муфту A – в левое, а муфту В – правое положение.

Крутящий момент передается от входного вала 2 муфтой А, парой шестерен 5-7 на промежуточный вал 4 как на первой передаче, затем по паре шестерен 9-11 и по муфте B на выходной вал 3.

На лучевой диаграмме луч 5-7 из т.5 вниз направо и луч 9-11 круто вверх направо к т.3 представляют эту передачу.

Четвертая передача
Возвращаем муфту А в положение второй передачи.

Крутящий момент до промежуточного вала 4 передается как на второй передаче, далее по паре шестерен 9-11 по муфте B на выходной вал 3, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют два луча: из т.5 луч 6-8 направо вниз, затем луч 9-11 круто вверх направо к т.4.

Пятая передача – прямая с отключением всех шестерен
Переключаем муфту А в нейтральное положение, а муфту B – в левое.

Крутящий момент от венца 17 входного вала 2 передается муфтой B на выходной вал 3. Привод на все шестерни отключен.

На лучевой диаграмме эта передача представлена т.5.

Передачи заднего хода включаются, когда муфта В находится в нейтральном положении, за счет перемещения муфты С из правого положения в левое, при этом вместо шестерни низших передач 12 к выходному валу 3 подсоединяется ведомая шестерня заднего хода 15. Положения муфт A и B соответствуют двум первым передачам переднего хода (см. фиг. 2, верхняя и нижняя таблицы).

Первый задний ход – 1R
Муфты А и С находятся в левом положении, а муфта В – в нейтральном положении (см. таблицу справа под т. 1R).

Крутящий момент от входного вала 2 передается муфтой А, парой шестерен 5-7, промежуточным валом 4, рядом шестерен заднего хода 13, 14 и 15, затем по муфте C на выходной вал. 3.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 слева на верхней горизонтали пологий луч 5-7 к средней горизонтали, далее пологий луч 13-14-15 направо вниз к т.1R на нижней горизонтали.

Второй задний ход – 2R
Переключаем муфту А в правое положение.

До промежуточного вала 4 крутящий момент передается как на второй передаче переднего хода, далее как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствуют два луча: круто вниз направо луч 6-8 и пологий луч 13-14-15 к т.2R.

Положительный эффект выражается в снижении металлоемкости КП на две шестерни, снижении гидродинамических потерь на перемешивание масла в агрегате и в увеличении числа задних передач до двух.

Формула изобретения


Коробка передач, содержащая корпус, расположенные в нем входной и выходной валы, установленные соосно, а также промежуточный вал, расположенный параллельно этим валам, с закрепленными на нем шестернями, которые закреплены с шестернями входного и выходного валов, причем на выходном валу шестерни установлены свободно, промежуточную шестерню заднего хода, которая зацеплена с ведущей шестерней заднего хода, закрепленной на промежуточном валу, и ведомой шестерней заднего хода, свободно установленной на выходном валу, на этом валу между шестерней низшей передачи и шестерней заднего хода установлена трехпозиционная муфта переключения, отличающаяся тем, что на входном валу свободно установлены две шестерни, между которыми расположена трехпозиционная муфта переключения, а на выходном валу между шестернями входного и выходного валов расположена вторая трехпозиционная муфта переключения, которая выборочно соединяет выходной вал или с венцом входного вала, или с шестерней выходного вала или находится в нейтральном положении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 21.04.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003

Извещение опубликовано: 20.11.2003


Categories: BD_2175000-2175999