Патент на изобретение №2175078

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2175078 (13) C2
(51) МПК 7
F02M61/10, F02M61/12
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000102420/06, 31.01.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

31.01.2000

(45) Опубликовано: 20.10.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2102627 C1, 20.10.1998. RU 2023901 С1, 30.12.1994. SU 399616 A, 03.10.1973. SU 1086204 A, 15.04.1984. SU 1141214 A, 23.02.1985. SU 1671940 А1, 23.08.1991. SU 1377441 А1, 29.02.1988. RU 17 U1, 25.06.1994. SU 1719705 A1, 15.03.1992. RU 2027061 C1, 20.01.1995. RU 2032829 C1, 10.04.1995. RU 2055233 C1, 27.02.1996. SU 46091 A, 29.02.1936. RU 2076941 C1, 10.04.1997. GB 2229495 A, 26.09.1990. WO 87/00889 A, 12.02.1987. DE 2438014 A1, 20.03.1975.

Адрес для переписки:

150051, г.Ярославль, ул. Папанина, 14, кв.16, В.М. Гундорову

(71) Заявитель(и):

Гундоров Валентин Михайлович,
Индрупский Игорь Львович,
Костылев Вадим Михайлович

(72) Автор(ы):

Гундоров В.М.,
Индрупский И.Л.,
Костылев В.М.

(73) Патентообладатель(и):

Гундоров Валентин Михайлович,
Индрупский Игорь Львович,
Костылев Вадим Михайлович

(54) РАСПЫЛИТЕЛЬ ФОРСУНКИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к топливовпрыскивающей аппаратуре дизелей. Изобретение позволяет разработать технологическую и эффективную конструкцию распылителя с повышенным ресурсом. Распылитель форсунки включает корпус с коническим седлом и размещенную в нем иглу, содержащую дроссельно-запорный конус с углом, большим угла седла, контактирующий с седлом по линии характерного диаметра и совмещенный по ее границе с буферным элементом, расположенным с демпфирующим зазором относительно поверхности седла. Седло выполнено комбинированным в виде двух совмещенных посредством ступенчатого перехода конусов. Игла имеет единственный дроссельно-запорный конус, контактирующий со ступенчатом переходом седла по линии характерного диаметра, которая ограничивает со стороны основания часть дроссельно-запорного конуса, выполняющую роль буферного элемента. Седло корпуса, состоящее из двух ступенчато совмещенных конусов, позволяет использовать иглу с единственным конусом, буферная часть которого всей длиной образующей взаимодействует посредством зазора с седлом при максимально возможном демпфирующем эффекте. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.


Изобретение относится к области двигателестроения, конкретно к топливовпрыскивающей аппаратуре дизелей.

Известен распылитель форсунки дизеля, содержащий корпус с коническим седлом и размещенную в нем иглу с запирающей кромкой, образованной пересечением двух конических поверхностей, примыкающей к поверхности седла и обеспечивающей по линии их контакта запирание топлива (см. патент ФРГ N 932209, кл. 46C2, 1952 г.). При этом между углами конусов иглы и седла имеется определенная разность; угол конуса иглы, расположенного ниже запирающей кромки (в направлении потока топлива), на 0,5-4o больше угла седла корпуса-распылителя, а угол конуса иглы, расположенного выше запирающей кромки, на 10-20o меньше угла седла.

Указанное соотношение углов конусов иглы и седла корпуса распылителя предполагает для конуса иглы, расположенного ниже запирающей кромки, выполнение двух функций: обеспечение дросселирования потока топлива, а также его запирание, т.е. этот конус является дроссельно-запорным, по поверхности которого происходит в дальнейшем приработка иглы с седлом корпуса распылителя.

В результате этой приработки зона их контакта перемещается от запирающей кромки вниз при соответствующем уменьшении диаметра действительной окружности запирания (или так называемого “характерного диаметра”). Такое явление при износе конусов распылителя приводит к снижению давления начала впрыскивания Pфо, потере способности к дробящему впрыскиванию и нарушению герметичности форсунки, что резко ухудшает мощностные, экономические и экологические показатели дизеля и является критерием исчерпания ресурса распылителя.

В связи с изложенным актуальной является проблема повышения ресурса распылителя за счет уменьшения интенсивности приработки запирающего сопряжения иглы с седлом корпуса путем изменения конструкции распылителя.

Известна конструкция распылителя, игла которого помимо дроссельно-запорного конуса содержит буферный конус, примыкающий своим малым основанием к основанию дроссельно-запорного конуса и имеющий угол, больший угла седла (см. патент РФ N 2102627, F 02 М, 1996 г.).

Принципиальной особенностью этой конструкции является то, что буферный конус иглы выполнен с малым основанием диаметром, меньшим диаметра основания дроссельно-запорного конуса, что обеспечивает расположение буферного конуса с некоторым зазором относительно седла.

В этом случае при посадке иглы на седло топливо, находящееся в узком щелевом зазоре между седлом и буферным конусом иглы, выполняет роль демпфера, ослабляющего ударную нагрузку и за счет этого снижающего износ в сопряжении дроссельно-запорного конуса иглы с седлом. Это явление обусловлено тем, что жидкость, находящаяся в узких щелевых зазорах, приобретает свойства квазитвердого тела, обладающего высокой несущей способностью и выдерживающего значительные сжимающие нагрузки (см. Сб. статей “Гидропривод и автоматика в машиностроении”, Машиностроение, 1966 г., с. 136).

Однако наряду с положительным характером действия гидравлического демпфера, повышающего ресурс распылителя, известное техническое решение несовершенно вследствие усложнения конструкции иглы и недостаточной эффективности буферного конуса из-за конструктивной ограниченности длины демпфирующей части седла корпуса.

Целью изобретения является разработка технологичной и эффективной конструкции распылителя с повышенным его ресурсом.

Цель достигается тем, что в распылителе, включающем корпус с коническим седлом и размещенную в нем иглу, содержащую дроссельно-запорный конус с углом, большим угла седла, контактирующий с седлом по линии характерного диаметра и совмещенный по ее границе с буферным элементом, расположенным с демпфирующим зазором относительно поверхности седла, согласно изобретению, седло выполнено комбинированным, в виде двух совмещенных посредством ступенчатого перехода конусов, а игла имеет единственный дроссельно-запорный конус, контактирующий со ступенчатым переходом седла по линии характерного диаметра, которая ограничивает со стороны основания часть дроссельно-запорного конуса, выполняющего роль буферного элемента.

На фиг. 1 в разрезе изображен предлагаемый распылитель, включающий корпус 1 с комбинированным седлом, выполненным в виде двух совмещенных посредством ступенчатого перехода конусов 2 и 3 с предпочтительно равными углами . В корпусе 1 размещена игла 4, содержащая дроссельно-запорный конус 5 с углом > , контактирующий со ступенчатым переходом седла по линии характерного диаметра dх. Линия характерного диаметра dх ограничивает со стороны основания часть дроссельно-запорного конуса 5, выполняющего роль буферного элемента, расположенного с демпфирующим зазором 6 относительно седла (поверхности конуса 3).

Принципиальной особенностью конструкции является то, что седло корпуса 1, состоящее из двух ступенчато совмещенных конусов 2 и 3, позволяет использовать иглу 4 с единственным конусом 5, буферная часть которого имеет возможность всей длиной образующей взаимодействовать посредством зазора 6 с седлом, за счет чего достигается максимально возможный демпфирующий эффект.

В процессе эксплуатации первоначальное запирание топлива иглой 4 осуществляется по линии характерного диаметра dх. В дальнейшем происходит постепенная приработка конуса 5 с седлом по поверхности конуса 2, которая в конечном счете приводит к исчерпанию ресурса распылителя. Однако наличие буферной части дроссельно-запорного конуса 5 иглы 4, расположенной с зазором 6 относительно поверхности конуса 3, резко ослабляет нагрузку при контактировании конуса 5 с поверхностью конуса 2 за счет демпфирующего действия щелевого зазора 6, заполненного топливом. В результате этого явления соответственно снижается интенсивность приработки сопряжения дроссельно-запорного конуса 5 с седлом (по поверхности конуса 2), что обеспечивает увеличение ресурса распылителя.

В случае необходимости, для еще большего увеличения ресурса распылителя, на поверхности дроссельно-запорного конуса 5, ограниченной со стороны вершины линией характерного диаметра dх, выполняется кольцевая канавка 7 (фиг. 2), разделяющая ее на запирающую 8 и дросселирующую 9 части.

Испытание предлагаемой конструкции распылителя подтвердило простоту реализации и высокую эффективность технического решения.

Формула изобретения


1. Распылитель форсунки для двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус с коническим седлом и размещенную в нем иглу, содержащую дроссельно-запорный конус с углом, большим угла седла, контактирующий с седлом по линии характерного диаметра и совмещенный по ее границе с буферным элементом, расположенным с демпфирующим зазором относительно поверхности седла, отличающийся тем, что седло выполнено комбинированным в виде двух совмещенных посредством ступенчатого перехода конусов, а игла имеет единственный дроссельно-запорный конус, контактирующий со ступенчатым переходом седла по линии характерного диаметра, которая ограничивает со стороны основания часть дроссельно-запорного конуса, выполняющего роль буферного элемента.

2. Распылитель по п.1, отличающийся тем, что на поверхности дроссельно-запорного конуса, ограниченного со стороны вершины линией характерного диаметра, выполнена кольцевая канавка, разделяющая ее на запирающую и дросселирующую части.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 31.01.2003

Номер и год публикации бюллетеня: 9-2004

Извещение опубликовано: 27.03.2004


Categories: BD_2175000-2175999