Патент на изобретение №2174616

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2174616 (13) C2
(51) МПК 7
F02C7/052
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99120603/06, 21.09.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

21.09.1999

(45) Опубликовано: 10.10.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
US 4607657 A, 26.08.1986. US 4688995 A, 25.08.1987. US 5725180 A, 10.03.1998. GB 2149017 A, 05.06.1985. CA 1201894 A, 17.09.1986. US 4446692 A, 08.05.1984. SU 1129852 A1, 20.07.1996. GB 1244141 A, 25.08.1971. RU 2018467 C1, 30.08.1994.

Адрес для переписки:

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, 11, Государственное унитарное предприятие “Завод им. В.Я. Климова” – дочернее предприятие ВПК “МАПО”, В.А. Бабкину

(71) Заявитель(и):

Государственное унитарное предприятие “Завод им. В.Я. Климова” – дочернее предприятие государственного унитарного предприятия Военно-промышленный комплекс “МАПО”

(72) Автор(ы):

Долгополов Ю.А.,
Саркисов А.А.,
Петров В.С.,
Филаретов Д.В.,
Гольберг Е.И.

(73) Патентообладатель(и):

Государственное унитарное предприятие “Завод им. В.Я. Климова” – дочернее предприятие государственного унитарного предприятия Военно-промышленный комплекс “МАПО”

(54) ВХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО ДВИГАТЕЛЯ


(57) Реферат:

Входное устройство для турбовинтового авиационного двигателя содержит воздушный винт, втулку винта, внешний обтекатель гондолы двигателя и расположенный за воздушным винтом канал подвода воздуха к двигателю. Канал подвода воздуха к двигателю содержит несколько расположенных по периферии обтекателя и выступающих за его пределы патрубков, в которых для выброса посторонних предметов выполнены отверстия, расположенные над поверхностью обтекателя, передний диаметр которого соответствует диаметру втулки винта. Изобретение позволяет создать входное устройство, обеспечивающее самолету наилучшие аэродинамические характеристики и повышенную мощность двигателя за счет повышения давления воздуха в канале подвода воздуха к двигателю и снижения лобового сопротивления устройства. 4 ил.


Изобретение относится к области авиации и может применяться на самолетах, снабженных турбовинтовыми двигателями.

Известны турбовинтовые двигатели с соосным расположением винта и кольцевой формой входного отверстия для воздуха, расположенным непосредственно за винтом. В указанных двигателях используются входные устройства, содержащие внешний обтекатель (передняя часть гондолы), внутренний обтекатель и перегородки между внутренним и внешним обтекателями. Канал подачи воздуха в двигатель образован внутренней поверхностью внешнего обтекателя (гондолы) и внешней поверхностью внутреннего обтекателя и имеет в сечении кольцевую форму. Воздух поступает в канал из пространства, расположенного за винтом. Такая схема подачи воздуха в двигатель является традиционной и раскрыта, например, в патенте США N 4688995, опубликованном 25.08.87.

Следует отметить, что мощность авиационного турбовинтового двигателя зависит, в том числе, от величины давления подаваемого в него воздуха. Давление же в зоне за винтом изменяется вдоль его диаметра. Причем у основания винта ввиду возмущений, вносимых корневой кромкой лопастей, давление наименьшее, что является нежелательным. Зону, расположенную за лопастями у их основания, мы в данном описании будем называть мертвой зоной, а находящийся там воздух – паразитным воздухом.

Недостатком аналога является то, что воздух подается в канал из зоны, расположенной непосредственно за корневой кромкой лопастей. Низкое давление воздуха в канале подвода воздуха является причиной пониженной мощности двигателя.

Для устранения указанного недостатка разработано входное устройство, подающее воздух в двигатель из зоны с оптимальным давлением и отводящее воздух из мертвой зоны за боковую поверхность гондолы (патент США N 4607657, публ. 26.08.1986).

Указанное устройство выбрано в качестве прототипа. Входное устройство-прототип содержит внешний обтекатель, внутренний обтекатель, расположенный внутри внешнего обтекателя и соосно ему и перегородки, расположенные между обтекателями. Диаметр внешнего обтекателя превышает диаметр втулки винта. Пространство между внутренней поверхностью внешнего обтекателя и наружной поверхностью внутреннего обтекателя является каналом подвода воздуха к двигателю. Устройство также содержит каналы отвода паразитного воздуха из мертвой зоны. Канал отвода паразитного воздуха начинается кольцевым воздухозаборником. Меньший диаметр воздухозаборника соответствует диаметру втулки винта, а больший диаметр соответствует диаметру мертвой зоны. Кольцевой воздухозаборник соединен с трубками, проходящими внутри перегородок и имеющими выход на внешней поверхности внешнего обтекателя. Таким образом, в прототипе частично решается проблема отвода паразитного воздуха и снижаются гидравлические потери полного давления в канале подвода воздуха к двигателю.

Недостатки прототипа
1. Относительно высокое лобовое сопротивление устройства, что отрицательно сказывается на скорости и маневренности самолета.

2. Относительно низкое давление воздуха на входе в двигатель, что снижает его мощность.

При разработке настоящего изобретения ставилась задача создать входное устройство, обеспечивающее самолету наилучшие аэродинамические характеристики и повышенную мощность двигателю.

Технический результат:
– повышение давления воздуха в канале подвода воздуха к двигателю;
– снижение лобового сопротивления устройства.

Сущность заявляемого входного устройства для турбовинтового двигателя заключается в том, что оно содержит внешний обтекатель (далее “обтекатель”) и канал подвода воздуха к двигателю.

Заявляемое устройство отличается от прототипа тем, что канал для подвода воздуха к двигателю содержит несколько патрубков. Указанные патрубки расположены по периметру обтекателя и выступают за его пределы. Передний диаметр внешнего обтекателя соответствует диаметру втулки винта.

Признаки, характеризующие изобретение в частных случаях: для выброса посторонних частиц в патрубках выполнены отверстия; отверстия выполняются в стенках патрубков в той части, которая выступает за пределы обтекателя.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан продольный разрез входного устройства; на фиг. 2 – продольный разрез входного устройства; на фиг. 3 – вид на входное устройство против полета; на фиг. 4 – продольный разрез патрубка.

Пример конкретного выполнения
Входное устройство содержит обтекатель 1, являющийся внешней стенкой гондолы двигателя и патрубки 2 с воздухозаборниками 3, выступающими за пределы обтекателя 1. Патрубки 2 составляют канал подвода воздуха к двигателю (позицией не обозначен). На задних их стенках выполнены отверстия 4 для сброса посторонних предметов (фиг. 1, 3, 4).

На фиг. 1 и 2 для наглядности изображены также элементы винта, который не является частью заявляемого устройства – втулка 5 и лопасти 6. Буквой Р обозначена зона воздуха, возмущенного корневой кромкой винта, а пунктирной линией указана ее граница.

В составе самолета заявляемое устройство работает следующим образом. Часть воздуха, расположенного в пространстве между лопастями 6 и входным устройством, проходит через воздухозаборники 3 в канал подвода воздуха к двигателю. Другая часть воздуха, в том числе воздух, возмущенный корневой кромкой винта, обтекает воздухозаборники 3, течет вдоль обтекателя 1.

Посторонние предметы, попавшие вместе с воздухом в воздухозаборники 3, через отверстия 4 выбрасываются центробежными силами в атмосферу.

В описанной конструкции исключается возможность попадания возмущенной корневой кромкой винта воздуха в канал подвода воздуха к двигателю. Вследствие этого повышается давление воздуха на входе в двигатель.

Лобовое сопротивление устройства уменьшается за счет уменьшения площади обтекателя мотогондолы за винтом.

Формула изобретения


Входное устройство для турбовинтового двигателя, содержащее воздушный винт, втулку винта, внешний обтекатель гондолы двигателя и расположенный за воздушным винтом канал подвода воздуха к двигателю, отличающееся тем, что канал подвода воздуха к двигателю содержит несколько расположенных по периферии обтекателя и выступающих за его пределы патрубков, в которых для выброса посторонних предметов выполнены отверстия, расположенные над поверхностью обтекателя, передний диаметр которого соответствует диаметру втулки винта.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4


PD4A – Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Завод имени В.Я.Климова” – дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ”

Извещение опубликовано: 27.07.2005 БИ: 21/2005


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Завод имени В.Я. Климова” (RU)

Адрес для переписки:

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 11, ОАО “Климов”, начальнику патентного отдела Н.М. Ситниковой.

Извещение опубликовано: 27.04.2007 БИ: 12/2007


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество “Климов” (RU)

Адрес для переписки:

194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 11, ОАО “Климов”, начальнику патентного отдела Н.М. Ситниковой.

Извещение опубликовано: 27.04.2007 БИ: 12/2007


Categories: BD_2174000-2174999