Патент на изобретение №2174612

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2174612 (13) C1
(51) МПК 7
F01M1/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 17.05.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2000112819/06, 24.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

24.05.2000

(45) Опубликовано: 10.10.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
DD 240238 A1, 22.10.1986. US 3485324 A, 23.12.1969. US 5339776 A, 23.08.1994. US 3453995 A, 08.07.1969. FR 2353707 A1, 30.12.1977. DE 1216014 B, 05.05.1966. RU 97122140 A1, 10.09.1999. US 4399774 A, 23.08.1983. DT 2546273 A1, 21.04.1977.

Адрес для переписки:

600026, г.Владимир, ул. Лакина, 1а, НИКТИД, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей

(72) Автор(ы):

Ильин Б.В.,
Кремнев Ю.К.

(73) Патентообладатель(и):

Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей

(54) СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


(57) Реферат:

Система содержит масляную емкость, маслоприемник, масляный насос с регулируемой подачей в соответствии с давлением масла в главной масляной магистрали, теплообменник, масляный фильтр, управляемый распределитель, систему охлаждения поршней, главную масляную магистраль и сопряжение кривошипно-шатунного механизма. Распределитель снабжен термосиловым элементом для управления потоками масла в системе в зависимости от его температуры, имеет первый и второй выходы и установлен в магистрали после масляного насоса. Теплообменник и система охлаждения поршней, снабженная управляемым запорным устройством, связанным механически или электрически с распределителем, размещены в отдельной магистрали. Последняя подключена с одной стороны к второму выходу распределителя, а с другой стороны – через теплообменник к главной масляной магистрали или через теплообменник – к главной масляной магистрали и запорное устройство – к системе охлаждения поршней. Изобретение позволяет улучшить экономические и экологические показатели форсированных автотракторных двигателей, повысить их надежность. 1 ил.


Изобретение относится к области автотракторного двигателестроения, а именно к смазочным системам двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известны смазочные системы ДВС, содержащие емкость для масла; масляный насос с входом, сообщенным через маслоприемник с емкостью, и выходом, сообщенным через клапан со входом насоса или емкостью; магистраль после масляного насоса; жидкостно-масляный теплообменник с перепускным клапаном; фильтр для очистки масла с перепускным клапаном; систему охлаждения поршней с форсунками и одним общим или индивидуальным на каждую форсунку клапанами; главную масляную магистраль (ГММ); каналы и магистраль для подвода масла к подшипникам кривошипно-шатунного механизма (КШМ) и другим потребителям.

В таких смазочных системах на всех режимах работы ДВС масло поступает в ГММ и к сопряжениям КШМ через теплообменник и фильтр, а через форсунки охлаждения поршней подается при определенном давлении масла в зависимости от уровня настройки общего для всех и индивидуального для каждой форсунки ограничительного клапана. Как правило, уровень настройки таков, что масло не подается через форсунки только при работе двигателя (достаточно прогретого) с частотой вращения коленчатого вала, близкой к минимально допустимой, т.е. на очень редко используемом режиме работы ДВС. К указанным системам относятся смазочные системы большинства автомобильных ДВС (см. Смирнов В.Г., Лучинин Б.Н. Системы смазки автомобильных двигателей: Обзорная информация. – М.: НИИНАВТОПРОМ, 1979, 75 с.).

Основным недостатком данных систем является то, что вне зависимости от режимов работы ДВС (в том числе и теплового), масло поступает во все вышеназванные составные части смазочной системы, в том числе в теплообменник и систему охлаждения поршней, даже если в этом нет необходимости, что приводит к задержке поступления масла к подшипникам КШМ, длительному прогреву двигателя при пуске, ухудшению физико-химических свойств масла, неоправданным энергозатратам на функционирование смазочной системы, снижению уровня надежности двигателя в целом.

Известна также смазочная система ДВС (см. Экон. Пат. ГДР N 240238, МПК 4 F 01 P 7/14, заявл. 03.08.85, опубл. 22.10.86), в которой с целью регулирования подачи масла на охлаждение поршней использовано устройство, перераспределяющее поток масла в зависимости от давления наддува, создаваемого турбокомпрессором (ТКР) в соответствии с режимом работы двигателя под нагрузкой.

Описанное решение принято за прототип.

Известная смазочная система также обладает всеми вышеуказанными недостатками, т.к. поток масла проходит постоянно через все потребители, в том числе и форсунки охлаждения поршней, а не по необходимости.

Задачей изобретения является повышение эффективности работы смазочной системы, снижение затрат энергии на ее функционирование путем своевременной подачи к потребителям смазочной системы оптимального количества масла, т.е. необходимого и достаточного в зависимости от теплового режима работы двигателя.

Поставленная задача достигается тем, что в смазочной системе двигателя внутреннего сгорания, содержащей масляную емкость, маслоприемник, масляный насос с маслопроводами и перепускным клапаном, теплообменник, масляный фильтр с перепускным клапаном, управляемый распределитель, имеющий выходы, систему охлаждения поршней, главную масляную магистраль и сопряжение кривошипно-шатунного механизма, распределитель снабжен термосиловым элементом, установленным с возможностью последовательного перекрытия выходов распределителя для управления потоками масла в системе в зависимости от его температуры, имеет первый и второй выходы и установлен в магистрали после масляного насоса, а теплообменник и система охлаждения поршней, снабженная управляемым запорным устройством, связанным механически или электрически с распределителем, размещены в отдельной магистрали, подключенной с одной стороны к второму выходу распределителя, а с другой стороны через теплообменник – к главной масляной магистрали или через теплообменник – к главной масляной магистрали и запорное устройство – к системе охлаждения поршней, а масляный насос выполнен с регулируемой подачей в соответствии с давлением масла в главной масляной магистрали, при этом распределитель посредством термосилового элемента имеет возможность пропускать масло из магистрали после масляного насоса на режимах пуска и прогрева двигателя через первый выход и фильтр в главную масляную магистраль, а на переходном и рабочем режимах – через второй выход, теплообменник и фильтр в главную масляную магистраль или через теплообменник в главную масляную магистраль и запорное устройство в систему охлаждения поршней.

Выполнение смазочной системы с термоуправляемым распределителем, позволяющим в зависимости от температуры масла плавно распределять потоки масла в смазочной системе, включение теплообменника в отдельную магистраль на пути масла в систему охлаждения поршней и соединение его с главной масляной магистралью перед фильтром и с запорным устройством перед форсунками охлаждения поршней, а также введение в систему масляного насоса с регулируемой подачей в соответствии с давлением масла в главной масляной магистрали, позволяет в зависимости от теплового режима двигателя (температуры масла) подавать оптимальное, т.е. необходимое и достаточное, количество охлажденного масла к потребителям в системе и двигателе.

Выполнение смазочной системы ДВС по предлагаемой схеме позволит:
уменьшить задержку поступления масла под давлением к сопряжениям двигателя и время его прогрева, т.к. масло проходит по возможно короткому пути;
уменьшить гидравлическое сопротивление системы в целом, исключив проход холодного (вязкого) масла через теплообменник и систему охлаждения поршней;
исключить из конструкции теплообменника перепускной клапан и из системы охлаждения поршней клапан (клапаны) регулирования давления масла перед форсунками;
подавать на поршни только охлажденное масло в нужный момент в необходимом количестве;
уменьшить энергопотребление смазочной системой, обеспечив необходимую и достаточную подачу масла к потребителям, повысить уровень надежности двигателя в целом.

На чертеже представлена схема предлагаемой системы.

Смазочная система включает в состав масляную емкость 1, маслоприемник 2, масляный насос 3 с маслопроводами и регулируемой подачей в соответствии с давлением масла в главной масляной магистрали, перепускной клапан 4, масляный канал 5, управляемый распределитель 6, содержащий термосиловой элемент 7, первый выход 8 распределителя 6, второй выход 9 распределителя 6, отдельную магистраль 10 подвода масла к теплообменнику 11, запорному устройству 12, магистрали 13, форсункам 14 охлаждения поршней, магистраль 15, магистраль 16 подвода масла к фильтру 17, фильтр 17, перепускной клапан 18 фильтра 17, главную масляную магистраль (ГММ) 19, сопряжение кривошипно-шатунного механизма (КШМ) 20. Отдельная магистраль подключена с одной стороны к второму выходу 9 распределителя 6, а с другой стороны через теплообменник 11 – к ГММ 19 или через теплообменник 11 – к ГММ 19 и запорное устройство 12 – к системе охлаждения поршней.

Смазочная система работает в следующем порядке.

Масло из емкости 1 через маслоприемник 2 забирается масляным насосом 3 и поступает к распределителю 6, часть масла из магистрали 5 через клапан 4 поступает на вход насоса 3. При пуске двигателя (или его работе с низкой температурой масла) через распределитель 6, его выход 8, магистраль 16, фильтр 17, масло поступает в ГММ 19 и далее к КШМ 20 с возможным перепуском части масла через клапан 18. При этом подача масла насосом в магистраль 5 будет изменяться в зависимости от требуемой величины давления масла в ГММ 19 на входе в КШМ 20. На режимах пуска и прогрева двигателя масло через выход 9 распределителя 6 в отдельную магистраль 10, теплообменник 11, магистраль 15, к запорному устройству 12 и в магистраль 13 системы охлаждения поршней не поступает, т. к. при этом выход магистрали 5 посредством термосилового элемента 7 в распределителе 6 соединен только с выходом 8 последнего.

После прогрева двигателя или при температуре масла больше 85…90oC и дальнейшем ее росте термосиловой элемент 7 распределителя 6 постепенно начинает перепускать масло, соединяя магистраль 5 через выход 9 распределителя 6 с отдельной магистралью 10, через теплообменник 11, магистраль 15, магистраль 16, фильтр 17 в ГММ 19 и КШМ 20. При этом часть масла продолжает поступать через выход 8 распределителя 6 в магистраль 16 и далее. В запорное устройство 12 и магистраль 13 системы охлаждения поршней масло не поступает. Количество перепускаемого масла через теплообменник изменяется в зависимости от температуры масла. При температуре 110…115oC происходит полное подключение выхода 9 к магистрали 5 и отключение выхода 8 распределителя 6, а также открытие запорного устройства 12, и масло, проходя через отдельную магистраль 10, теплообменник 11 поступает через магистрали 15, 16, фильтр 11 в ГММ 19 и КШМ 20, а также в магистраль 13 к форсункам 14 системы охлаждения поршней, охладив поршни, сливается в емкость 1. Конструкция форсунок обеспечивает подачу масла через них в полости поршней в достаточном количестве и под необходимым давлением. Подача масла насосом 3 на всех режимах работы двигателя такова, что в ГММ 19 на входе в КШМ 20 поддерживается постоянное требуемое давление масла.

Заявляемое техническое решение может быть использовано при создании новых и доводке известных конструкций форсированных автотракторных двигателей и позволит улучшить их экономические и экологические показатели, повысить надежность.

Формула изобретения


Смазочная система двигателя внутреннего сгорания, содержащая масляную емкость, маслоприемник, масляный насос с маслопроводами и перепускным клапаном, теплообменник, масляный фильтр с перепускным клапаном, управляемый распределитель, имеющий выходы, систему охлаждения поршней, главную масляную магистраль и сопряжение кривошипно-шатунного механизма, отличающаяся тем, что распределитель снабжен термосиловым элементом, установленным с возможностью последовательного перекрытия выходов распределителя для управления потоками масла в системе в зависимости от его температуры, имеет первый и второй выходы и установлен в магистрали после масляного насоса, а теплообменник и система охлаждения поршней, снабженная управляемым запорным устройством, связанным механически или электрически с распределителем, размещены в отдельной магистрали, подключенной с одной стороны ко второму выходу распределителя, а с другой стороны через теплообменник – к главной масляной магистрали или через теплообменник – к главной масляной магистрали и запорное устройство – к системе охлаждения поршней, а масляный насос выполнен с регулируемой подачей в соответствии с давлением масла в главной масляной магистрали, при этом распределитель посредством термосилового элемента имеет возможность пропускать масло на режимах пуска и прогрева двигателя через первый выход и фильтр в главную масляную магистраль, а на переходном и рабочем режимах – через второй выход, теплообменник, фильтр в главную масляную магистраль или через теплообменник в главную масляную магистраль и запорное устройство в систему охлаждения поршней.

РИСУНКИ

Рисунок 1

Categories: BD_2174000-2174999