Патент на изобретение №2174470
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ОСОБО БОЛЬШЕГРУЗНОЕ МНОГОЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ВЫСОКОЙ ПРОХОДИМОСТИ ЛЕДОВОГО И ВОДНОГО ХОДА
(57) Реферат: Изобретение относится к транспортной технике и касается создания большегрузных многозвенных амфибийных транспортных средств высокой проходимости. Особо большегрузное транспортное средство высокой проходимости предназначено для перемещения до 200 и более тонн груза. Оно содержит головной тягач и до 10 и более прицепных устройств. Транспортное средство имеет электростанцию и сцепное устройство. Головной тягач выполнен двухзвенным и амфибийным с гусеничным движителем. Движитель имеет механический привод от первичного двигателя. Тягач выполнен с навесным оборудованием для очищения пути от снега и ледяных торосов. Прицепные устройства выполнены в виде грузовых или пассажирских водоизмещающих понтонов. Понтоны имеют герметичное днище с полозьями, гусеничный движитель с электромеханическим приводом и гидроцилиндры для отрыва вмерзших полозьев после стоянки. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств особо большегрузных многозвенных транспортных средств, обладающих высокой проходимостью и амфибийностью. 3 ил. Изобретение относится к многозвенным автопоездам гусеничного хода. Известны аналоги: особо большегрузное многозвенное транспортное средство колесного хода, используемое в степных районах или в пустынной местности, где есть простор для маневра, – “Оверленд” (“Ле-Турно”) производства США (Запрягаев М.М., Крылов Л.К. и др. Армейские автомобили: конструкция и расчет. Часть II, стр. 408, М.: Издательство Мин. Обороны, 1970). Транспортное средство “Оверленд” имеет колесный ход и используется в степных, пустынных местностях или по широким индивидуальным дорогам. Недостатком этих аналогов является невозможность эксплуатации по слабонесущим грунтам, глубокому снегу и торосистому льду. Предлагаемое особо большегрузное многозвенное транспортное средство высокой проходимости ледового и водного хода в дальнейшем “изобретение” или “транспортное средство” (ТС) отличается от аналогов тем, что имеет гусеницы и полозья, а основной вес транспорта скользит по льду. В основе лежат следующие принципы действия: эффективность гусеничных движителей по бездорожью, низкий коэффициент трения стали по льду, высокий КПД электродвигателя. Целью изобретения является использование многозвенных автопоездов для перевозки грузов и пассажиров на Крайнем Севере, Арктическом побережье, где по каким-либо причинам невозможно использование водного или автомобильного транспорта. Для изобретения вместо дорог служат ледовый покров рек, озер, арктический припай, автозимники, просторы тундры. Транспортное средство состоит из двухзвенного головного тягача – амфибии и 10-ти (и более) прицепных устройств, выполненных в виде грузовых или пассажирских водоизмещающих понтонов с полозьями (см. фиг. 1). Головной двухзвенный тягач-амфибия (см. фиг. 2) имеет: 1. Гусеничный движитель (ГД) с механическим приводом от первичного двигателя. 2. Навесное оборудование для очищения пути от снега и торосов в виде вращающейся фрезы с механическим приводом от распределительного вала. 3. Кран-манипулятор для погрузки и выгрузки. 4. Дизель-электростанцию, снабжающую электроэнергией все прицепные устройства (ПУ). 5. Емкость для горючего. 6. Компьютер, контролирующий и управляющий оборудованием всех звеньев. Каждое ПУ (см. фиг. 3) выполнено в виде грузовых или пассажирских водоизмещающих понтонов и имеет: 1. Гусеничный движитель с электромеханическим приводом, где электроэнергия, полученная по кабелям, преобразовывается электродвигателем в механическую и передается на ГД. 2. Полозья. 3. Гидроцилиндры, которые, приподнимая переднюю часть саней, отрывают вмерзшие полозья после стоянки. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения В последние годы в связи с острыми транспортными проблемами в труднодоступных районах Крайнего Севера, Дальнего Востока настал момент необходимости транспортного средства, не зависящего от погодных условий, зимних холодов, бездорожья и сравнительно дешевого в производстве и эксплуатации. Изобретение полностью отвечает этим требованиям. Только гусеничное вездеходное транспортное средство, оборудованное компьютером и навигационными приборами, может использоваться в условиях многодневной северной пурги и полярной ночи. Морозостойкие резиновые изделия и соответствующие жидкости дают возможность эксплуатировать транспортное средство в морозы до -50oС. Существующие узлы, детали гусеничных и колесных машин намного удешевят производство. Возможно использование уже разработанного двухзвенного тягача-амфибии, оснащенного недостающим оборудованием. Ожидаются также низкие эксплуатационные затраты, т. к. теплый гараж необходим только для головного тягача-амфибии, количество водителей сокращается в 10-15 раз по сравнению с автотранспортом. Также ожидается удельный расход горючего на тонна/км в 1,5-2 раза меньше автомобильного. Устройство автозимников для изобретения не требуется. Транспортное средство может заинтересовать добывающую промышленность, Министерство Обороны. Его можно оборудовать под передвижные вахтовые поселки, поликлиники, культурные и обучающие центры. Формула изобретения
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 19.04.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003
Извещение опубликовано: 20.11.2003
|
||||||||||||||||||||||||||