Патент на изобретение №2173854
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР
(57) Реферат: Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к компенсационным преобразователям линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем. Техническим результатом изобретения является повышение устойчивости компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направление которых не совпадает с направлением измеряемого ускорения, а также повышение диапазона измеряемых ускорений. Акселерометр содержит первую пластину из монокристаллического материала, в которой образованы подвижный элемент, неподвижный элемент, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор напряжения переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель с двумя противофазными выходами. Подвижный элемент выполнен единым элементом консольной конструкции с одинаковой толщиной по всей длине и ширине консоли, каждый из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя выполнен с расположением по длине консоли от границы между подвижным и неподвижным элементами до конца консоли. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к компенсационным преобразователям линейного ускорения с электростатическим обратным преобразователем. Известен компенсационный акселерометр, содержащий первую пластину с подвижным элементом, неподвижным элементом и соединяющим их упругим шарниром, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостной преобразователь положения подвижного элемента с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, электростатический обратный преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, усилитель [1]. Такой компенсационный акселерометр имеет ограничение по верхнему пределу диапазона измеряемых ускорений вследствие того, что лимитируется компенсационная сила, так как на одних и тех же пластинах расположены неподвижные электроды дифференциального емкостного преобразователя и электростатического обратного преобразователя. Наиболее близким по технической сущности является компенсационный акселерометр [2] , содержащий первую пластину из монокристаллического материала, неподвижный элемент, подвижный элемент в виде консоли с электропроводной поверхностью и соединяющий их упругий шарнир, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостной преобразователь с неподвижными электродами на второй и третьей пластинах, генератор переменного тока, усилитель с двумя противофазными выходами, к которым подключены неподвижные электроды. Каждый неподвижный электрод выполнен из нескольких прямоугольных частей, подключаемых к выходам усилителя в зависимости от диапазона измерений без изменения основных конструктивных элементов акселерометра. Недостатком такого компенсационного акселерометра является пониженная устойчивость к воздействию ускорений, направление которых перпендикулярно направлению измеряемого ускорения, вследствие недостаточной жесткости упругого шарнира в направлениях, отличных от направления измеряемого ускорения. Техническим результатом данного изобретения является повышение устойчивости компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направление которых не совпадает с направлением измеряемого ускорения, а также повышение диапазона измеряемых ускорений. Данный технический результат достигается в компенсационном акселерометре, содержащем первую пластину из монокристаллического материала, например кремния, в которой образованы подвижный элемент, неподвижный элемент, вторую и третью пластины, дифференциальный емкостный преобразователь, двухфазный генератор напряжения переменного тока, источник опорного напряжения постоянного тока, усилитель, состоящий из усилителя переменного тока, фазового детектора и усилителя постоянного тока с двумя противофазными выходами, причем на второй пластине расположен один из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя, на третьей пластине расположен второй неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя, первая пластина между второй и третьей пластинами с зазором с каждой стороны между подвижным элементом и неподвижными электродами на соответствующей пластине, каждый неподвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя на второй и третьей пластинах подсоединен к одному из выходов генератора напряжения переменного тока и одному из противофазных выходов усилителя постоянного тока, отличающимся тем, что подвижный элемент первой пластины выполнен как единый чувствительный элемент консольной конструкции, совмещающий подвижный элемент и упругий шарнир, роль которого выполняет сам подвижный элемент за счет собственной упругости, с одинаковой толщиной по всей длине и всей ширине консоли чувствительного элемента; подвижный электрод дифференциального емкостного преобразователя выполнен в виде электропроводной поверхности чувствительного элемента, подвижный электрод на чувствительном элементе подключен к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя переменного тока, каждый из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя выполнен с расположением по длине консоли чувствительного элемента от границы между чувствительным элементом и неподвижным элементом первой пластина до свободного конца консоли чувствительного элемента или далее, компенсационный акселерометр выполнен с верхним пределом aм диапазона измеряемых ускорений, определяемым соотношением: ![]() где k1 – коэффициент; ![]() Uo – напряжение источника опорного напряжения; Uм – максимальное выходное напряжение с каждого выхода усилителя постоянного тока; d – зазор между каждым неподвижным электродом дифференциального емкостного преобразователя и чувствительным элементом; ![]() ![]() где ![]() ![]() длина l чувствительного элемента выполнена не менее величины, определяемой в соответствии с соотношением: ![]() где k2 – коэффициент; ![]() где E – модуль упругости первого рода материала чувствительного элемента; g – ускорение свободного падения. В одном частном случае в компенсационном акселерометре неподвижный элемент первой пластины выполнен одинаковой толщины с чувствительным элементом. В другом частном случае в компенсационном акселерометре чувствительный элемент выполнен с шириной консоли, равной или большей длины консоли. Путем выполнения подвижного элемента первой пластины единым чувствительным элементом консольной конструкции, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, с одинаковой толщиной по всей длине и ширине консоли чувствительного элемента, повышается жесткость консоли чувствительного элемента в направлении оси изгиба чувствительного элемента пропорционально третьей степени отношения ширины консоли чувствительного элемента к суммарной ширине упругих перемычек по сравнению с прототипом. Поэтому повышается устойчивость чувствительного элемента компенсационного акселерометра к воздействию ускорений, направленных вдоль оси чувствительного элемента. Посредством выполнения подвижного элемента первой пластины единым чувствительным элементом консольной конструкции, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, выполнения подвижного электрода дифференциального емкостного преобразователя в виде электропроводной поверхности чувствительного элемента, подключения подвижного электрода на чувствительном элементе к источнику опорного напряжения постоянного тока и к входу усилителя переменного тока, выполнения каждого из неподвижных электродов дифференциального емкостного преобразователя с расположением по длине консоли чувствительного элемента от границы между чувствительным элементом и неподвижным элементом первой пластины до свободного конца консоли чувствительного элемента в следящей системе компенсационного акселерометра, обеспечивается большая жесткость чувствительного элемента в направлении вдоль длины консоли по всей длине чувствительного элемента, так как наличие электростатических сил по всей площади чувствительного элемента, перпендикулярных поверхности чувствительного элемента, препятствует деформации чувствительного элемента вдоль длины консоли. В результате повышается устойчивость компенсационного акселерометра к ускорениям, направленным вдоль длины консоли. Путем выполнения чувствительного элемента, совмещающего подвижный элемент и упругий шарнир, с одинаковой толщиной по всей длине и ширине, выполнения подвижного электрода как электропроводной поверхности чувствительного элемента, расположения неподвижных электродов по всей длине чувствительного элемента, обеспечивается повышенная жесткость чувствительного элемента в следящей системе компенсационного акселерометра вдоль измерительной оси компенсационного акселерометра. При повышенной жесткости чувствительного элемента по всем трем осям появляется возможность выполнения чувствительного элемента толщиной в несколько микрометров. При выполнении толщины чувствительного элемента в несколько микрометров, зазора между чувствительным элементом и неподвижным электродом в несколько микрометров, напряжения опорного источника и выходного напряжения усилителя постоянного тока до 10 В в соответствии с выражением для верхнего предела ам измеряемого ускорения достигается повышение верхнего предела до 10000 м/с2 более независимо от длины и ширины консоли чувствительного элемента. При выполнении длины l консоли чувствительного элемента в соответствии с расчетным соотношением повышается порог чувствительности компенсационного акселерометра, в результате чего увеличивается диапазон измеряемых ускорений. На фиг. 1 представлен общий вид компенсационного акселерометра, на фиг. 2 – первая пластина, на фиг. 3 – третья пластина, на фиг. 4 – электрическая схема компенсационного акселерометра. Компенсационный акселерометр (фиг. 1) содержит корпус 1, в котором установлены первая пластина 2 с единым чувствительным элементом 3 консольного типа, совмещающим подвижный элемент и упругий шарнир, и неподвижным элементом 4, вторая пластина 5 с неподвижным электродом 6 дифференциального емкостного преобразователя и третья пластина 7 с неподвижным электродом 8. Первая пластина 2 выполнена из монокристаллического кремния и поверхности ее чувствительного элемента 3, обращенные к второй пластине 5 и третьей пластине 7, выполнены электропроводными путем, например применением легирования бором. Между каждой поверхностью чувствительного элемента 3 и второй пластиной 5 и третьей пластиной 7 образован зазор d путем, например, напыления слоя 9 электроизоляционного материала на вторую пластину 5 и на третью пластину 7. Консоль длиной l чувствительного элемента 3 образована от границы между неподвижным элементом 4 и чувствительным элементом 3 в месте защемления неподвижного элемента 4 между электроизоляционными слоями 9 на второй пластине 5 и третьей пластине 7 до свободного конца консоли чувствительного элемента 3. Неподвижный электрод 6 и неподвижный электрод 8 дифференциального емкостного преобразователя расположены по всей длине консоли чувствительного элемента 3 от границы между неподвижным элементом 4 первой пластины 2 и чувствительным элементом 3 до свободного конца консоли чувствительного элемента 3. Чувствительный элемент 3 выполнен с одинаковой толщиной d по всей его длине l и ширине b (фиг. 2). Ось изгиба О-О чувствительного элемента 3 расположена на границе чувствительного элемента 3 и неподвижной части 4 первой пластины 2 параллельно плоскости первой пластины 2 и перпендикулярно направлению длины чувствительного элемента 3. Чувствительный элемент 3 образован в первой пластине 2 путем анизотропного травления кремния до образования промежутков 11′, 11” между чувствительным элементом 3 и первой пластиной 2. Неподвижные электроды 6 и 8 дифференциального емкостного преобразователя выполнены аналогично. Так неподвижный электрод 8 на третьей пластине 7 выполнен путем напыления электропроводного материала, например меди, на поверхность третьей пластины 7, имеет прямоугольную форму и размеры L ![]() ![]() ![]() где b, l, ![]() ![]() ![]() где ![]() ![]() d – зазор между каждым из неподвижных электродов 6, 8 и чувствительным элементом 3. Компенсационный момент Мк уравновешивает инерционный момент Ми, и рассогласование следящей системы устраняется. При этом Ми = Мк (3) При подстановке в (3) выражений (1) и (2) получается: ![]() Отсюда U = Ka, (5) где K – коэффициент преобразования компенсационного акселерометра. ![]() Таким образом, выходное напряжение усилителя постоянного тока 16 пропорционально измеряемому ускорению. На верхнем пределе ам измеряемых ускорений а = ам (7) При этом U = Uм, (8) где Uм – максимальное выходное напряжение усилителя постоянного тока 16. При подстановке (7), (8) в выражение (4) получается: ![]() Отсюда ![]() где k1 – коэффициент, равный: ![]() Прогиб f свободного конца консоли чувствительного элемента ![]() где g – распределенная нагрузка консоли; E – модуль упругости первого рода. В поле ускорения свободного падения распределенная нагрузка консоли чувствительного элемента 3: g = b ![]() ![]() Для обеспечения высокого порога чувствительного компенсационного акселерометра нужно по крайней мере, чтобы прогиб чувствительного элемента составлял: f = d (14) При подстановке в (12) выражений (13), (14) получается: ![]() Отсюда длина консоли чувствительного элемента 3 должна быть не менее величины ![]() где K2 коэффициент, равный: ![]() Для кремниевого чувствительного элемента E = 2 ![]() 1. Авторское свидетельство СССР N 1620944, кл. G 01 P 15/08 “Электростатический акселерометр”, 1991 г. 2. Патент RU N 2137141 C1, кл. G 01 P 15/13, “Компенсационный акселерометр”, 10.09.99. Формула изобретения
![]() где К1 – коэффициент, ![]() Uo – напряжение источника опорного напряжения; Uм – максимальное выходное напряжение с каждого выхода усилителя постоянного тока; d – зазор между каждым неподвижным электродом дифференциального емкостного преобразователя и чувствительным элементом; ![]() ![]() где ![]() ![]() длина l консоли чувствительного элемента выполнена не менее величины, определяемой в соответствии с соотношением ![]() где K2 – коэффициент, ![]() где Е – модуль упругости первого рода материала чувствительного элемента; g – ускорение свободного падения. 2. Компенсационный акселерометр в соответствии с п.1, отличающийся тем, что неподвижный элемент первой пластины выполнен одинаковой толщиной с чувствительным элементом. 3. Компенсационный акселерометр в соответствии с п.1, отличающийся тем, что чувствительный элемент выполнен с шириной консоли, равной или большей длины консоли. РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||