Патент на изобретение №2172921

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2172921 (13) C1
(51) МПК 7
F41H7/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 2000107177/02, 22.03.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

22.03.2000

(45) Опубликовано: 27.08.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Military Technology, l996, vol XX, issue 8, p. 59-61. RU 2111442 C1, 20.05.1998. GB 2254133 A, 30. 09. 1992. US 4280393, 18.07.1981. FR 2068993 А1, 03.09.1971. DE 19648348 А1, 28.05.1998. DE 2324988 А1, 02.04.1981.

Адрес для переписки:

644020, г.Омск, ФГУП КБТМ, 1152

(71) Заявитель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро транспортного машиностроения

(72) Автор(ы):

Агеев Д.В.,
Беляков В.Ф.,
Дордин Л.Н.,
Куракин Б.М.,
Моров А.А.,
Овсянников Б.В.,
Пшевлоцкий Л.А.,
Шамраев А.М.

(73) Патентообладатель(и):

Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро транспортного машиностроения

(54) МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ


(57) Реферат:

Изобретение относится к объектам бронетанковой техники, в частности к бронированным машинам для огнеметчиков. Техническим результатом изобретения является создание автономной машины огнеметчиков с повышенной защитой обитаемого отсека. Сущность изобретения заключается в том, что используют базовое шасси танка, без переделки корпуса, кроме крыши и боевого отделения. В районе боевого отделения и отделения управления установлена броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек с сиденьями экипажа и сиденьями подразделения огнеметчиков (7 чел.). Под боекомплект смонтировано три стеллажа с быстроразъемным креплением. Передняя стенка надстройки выполнена с бронезащитой на уровне бронезащиты танка, а боковые стенки выполнены в виде защиты бортов корпуса базового шасси, причем боковые стенки продлены от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы машины и снабжены внутренними секциями под ее штатное оборудование. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.


Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в конструкции боевых машин, в т.ч. боевых машин пехоты, бронетранспортеров, выполненных на базовом шасси танка.

Известна боевая машина огнеметчиков (БМО-1), которая является одной из разновидностей боевой машины пехоты (БМП-1, БМП-2) с броневым корпусом, включающим отделением управления, отсек для огнеметчиков с сиденьями и люками (см. журнал “Военный парад”, N 2, 1998 г., стр. 30). Машина оборудована пушкой и пулеметами. Сзади в корпусе машины выполнены стеллажи под боекомплект огнеметчиков.

Недостатком известной машины является недостаточная защита ее фронтальной и боковых сторон от современных средств поражения.

Известна тяжелая бронированная машина для транспортировки десанта (см. журнал “Janes Defenre Systems Modernisation”, 1995, vol. 8, N 9, p. 8; или журнал “Military Technology, 1996, vol XX, типа “Кенгуру”, получившая наименование “Акзарит”, которая выполнена на базовом шасси танка Т-55 с демонтированной башней и переоборудованием боевого и моторно-трансмиссионного отделений корпуса танка, а именно добавлена надстройка в верхней части корпуса, которая оборудована люками экипажа и десанта, комплексом вооружения и дополнительной защитой, а что касается моторно-трансмиссионного отделения (МТО), то на машине танковый двигатель заменен другим двигателем с поперечным его расположением и гидравлической трансмиссией, при этом в целом силовая установка смещена к левому борту, с образованием узкого прохода у правого борта, напротив которого, в кормовом листе, установлена откидная дверца, а в крышке МТО – откидная створка, что способствует улучшению удобства выхода десанта. Кроме того, в базовом шасси танка Т-55 модернизирована подвеска ходовой части путем ввода новых торсионных валов, а также путем уменьшения бортовых стенок корпуса танка, с целью увеличения объема боевого отделения. Вооружение “Акзарита” включает один 7,62 мм пулемет, установленный на лафете в передней левой части машины с дистанционным управлением из забронированного пространства с боекомплектом, размещенным или во внутренней, или во внешнерасположенной коробке. Кроме того, на машине установлены еще три 7,62 мм пулемета: один у люка командира и два у люков десанта за ним. “Акзарит” оснащен дополнительной защитой в виде блоков динамической защиты, брони “TOGA” и пассивной брони типа “чобхэмской”.

Недостатком известной машины является прежде всего то, что ее в целом невозможно использовать для подразделения огнеметчиков без ее доработки, кроме того, тактико-технические характеристики Т-55 значительно уступают танкам современного поколения как по защите, так и по маневренности, при этом обитаемое отделение с экипажем и десантом недостаточно защищено как с фронтальной, так и с боковой проекции от современных средств поражения и последнее – для изготовления машины требуются значительные средства для переоборудования базового шасси, включая боевое отделение и МТО, а также подвески ходовой части.

Целью изобретения является создание машины огнеметчиков, способной самостоятельно выполнять поставленные задачи для подразделения огнеметчиков по уничтожению различных группировок противника и их оборонительных сооружений, с обеспечением надежной защиты личного состава и основных узлов и механизмов машины от различных средств поражения, а также снижение объема выполняемых работ при изготовлении машины.

Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве гусеничного шасси использовано базовое шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя, при этом корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовыми листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совмещенное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков, причем на крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением, а на неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира, при этом на бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков, боекомплект которых уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков, выходные люки для которых выполнены на крыше надстройки и на ее задней стенке, причем броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены реактивной броней динамической защиты (ДЗ), а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крышки надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа, при этом внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования и части дополнительного боекомплекса огнеметчиков, причем каждый стеллаж под боекомплект в виде вьюка с двумя пусковыми трубами со спецзарядами смонтирован из верхней и нижней продольных балок с П-образным сечением, верхняя из балок закреплена к крышке надстройки и снабжена по бокам шаговыми ограничительными кронштейнами со стопорными крышками и быстроразъемными креплениями, а нижняя балка закреплена в одной плоскости с верхней посредством болтового крепления к днищу корпуса шасси и снабжена ограничительными поддонами для размещения второго конца пусковых труб, при этом нижняя балка стеллажа, смонтированного по продольной оси машины, приподнята от днища корпуса с обеспечением возможности размещения под балкой ног огнеметчиков, а на кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки, причем внутри боковых стенок надстройки размещены топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пуско-регулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:
– в качестве гусеничного шасси использовано базовое шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя, обеспечило защиту экипажа и внутреннего оборудования машины на уровне боевого танка, а также удешевило производство машины;
– корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовымии листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совместно отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков, обеспечило повышение защитных боковых проекций машины и значительно снизило ее габариты по высоте;
– на крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением, обеспечивало повышение эффективности самозащиты машины;
– на неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира, при этом на бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков, позволило повысить защиту экипажа и огнеметчиков при минном подрыве днища корпуса;
– боекомлект уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков, обеспечило уменьшение времени при подготовке огнеметчиков к бою;
– боевая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены реактивной броней динамической защиты (ДЗ), а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крыши надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа, обеспечило повышенную надежность защиты обитаемого отсека от всех типов поражающих снарядов, кроме того, выступающие части надстройки в зоне МТО, служат защитой огнеметчиков при выходе из машины через дверцы задней стенки надстройки;
– каждый стеллаж под боекомплект, в виде вьюка с двумя пусковыми трубами со спецзарядами, смонтирован из верхней и нижней продольных балок с П-образным сечением, верхняя из балок закреплена к крышке надстройки и снабжена по бокам шаговыми ограничительными кронштейнами со стопорными крышками и быстроразъемными креплениями, а нижняя балка закреплена в одной плоскости с верхней посредством болтового крепления к днищу корпуса шасси и снабжена ограничительными поддонами для размещения второго конца пусковых труб, при этом нижняя балка стеллажа, смонтированного по продольной оси машины, приподнята от днища корпуса с обеспечением возможности размещения под балкой ног огнеметчиков, обеспечило компактность размещения боекомплекта огнеметчиков с обеспечением быстродействия при его взятии и надежность его закрепления при транспортировке;
– внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного оборудования, например, топливные баки, фильтровентиляционные установка, пускорегулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи, а также часть дополнительного боекомплекта боекомплекта огнеметчиков, позволило увеличить объем обитаемого отсека с обеспечением размещения в нем 9 человек.

Все отличительные признаки с их эффективностью позволили создать новую машину огнеметчиков, обладающую бронезащищенностью на уровне современного танка, с широкими возможностями ее использования и небольшой переделкой базового шасси (только корпуса) танка.

Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображен общий вид машины (вид сбоку);
на фиг. 2 – вид по стрелке А фиг. 1 (вид спереди);
на фиг. 3 изображен общий вид машины (вид сверху);
на фиг. 4 изображен вид сверху на обитаемый отсек с показом мест экипажа и огнеметчиков со стеллажами под боекомплект;
на фиг. 5 – вид Б (фиг. 4, где изображены стеллажи по продольной оси балок;
на фиг. 6 – вид по стрелке В фиг. 5;
на фиг. 7 – сечение Г-Г фиг. 5, где изображены оси с ручками;
на фиг. 8 – вид Д фиг. 1, где изображен задний вид корпуса машины;
Машина содержит (фиг. 1, 2, 3) корпус 1 базового шасси танка, например, Т-72, с моторно-трансмиссионным отделением 2, ходовой частью 3, отделением управления с люком 4 механика-водителя. Корпус 1 вместо крыши снабжен низкопрофильной, коробчатой формы броневой надстройкой, состоящей из передней 5 и задней 6 наклонных стенок и боковых правой 7 и левой 8 стенок, при этом надстройка совместно с лобовыми передними листами 9, днищем 10 и бортами правым 11 и левым 12, а также моторной перегородкой 13 корпуса 1 образует совместное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира, механика и отделения огнеметчиков. На крыше 14 надстройки со смещением от продольной оси машины спереди выполнен проем с опорно-поворотным устройством, на подвижном погоне которого установлена танковая вращающаяся башенка 15 командира с люком 16 и зенитно-пулеметной установкой 17 с дистанционным управлением, а на неподвижном погоне через кронштейны 18 внутри обитаемого отсека закреплено сиденье 19 командира, за сиденьем 20 механика-водителя. А сиденья огнеметчиков закреплены: на правом борту 11 сиденья 21, 22, 23 и 24, на левом борту 12 – сиденья 25, 26 и 27. При этом боекомплект огнеметчика установлен по походному в трех стеллажах 28, 29 и 30 (см. фиг. 4) с быстроразъемным креплением, причем стеллаж 28 смонтирован справа от сиденья 19 командира в поперечной плоскости машины, и справа за сиденьем 20 механика-водителя, стеллаж 29 смонтирован слева от сиденья 19 командира, вдоль борта 12 в сторону отделения управления, а стеллаж 30 смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков. В стеллаж 28 устанавливается по походному четыре вьюка боекомплекта, каждый из которых состоит из двух пусковых труб 31 со спецзарядами, в стеллаже 29 устанавливается пять вьюков, а в стеллаже 30 – шесть. Все стеллажи идентичные между собой и содержат верхнюю 32 и нижнюю 33 продольные балки с П-образным поперечным сечением, которые закреплены в одной вертикальной плоскости на расстоянии друг от друга, выполненном с возможностью постановки между ними вьюков с трубами 31. При этом балка 32 посредством болтового крепления 34 закреплена к крыше 14 надстройки и снабжена по бокам ограничительными кронштейнами 35 (фиг. 5, 6) Г-образной формы, на свободных концах которых выполнены проушины 36 с продольными отверстиями 37. Шаг между смежными кронштейнами 35 выполнен с возможностью размещения между ними пусковых труб 31, при этом между каждыми смежными кронштейнами 35 шарнирно установлены стопорные ограничительные крышки 38 П-образной формы, поперечная полка которых снабжена по краям цилиндрическими трубками 39 (фиг. 7), в которых выполнен продольный сквозной паз 40, а внутри трубок 39 установлены оси 41, подпружиненные пружиной 42, при этом оси 41 снабжены ручками 43, проходящими через паз 40. Оси 41 выполнены с возможностью входа в отверстия 37 кронштейнов 35. А нижняя балка 33 посредством болтового крепления 44 закреплена на днище 10 корпуса 1 и снабжена поддоном 45 для размещения нижних концов труб 31 и их фиксации от перемещений, при этом нижняя балка 33 стеллажа 30 приподнята от днища 10 на высоту, обеспечивающую размещение ног огнеметчиков под балкой 33.

Броневая надстройка (фиг. 1-4) снабжена дополнительной защитой обитаемого отсека, а конкретно ее передняя стенка 5 наклонена под углом с разницей на 8-10o от угла наклона верхнего лобового листа 9 и выполнена в виде разнесенной брони, наружный лист которой дополнительно снабжен броней 46 динамической защиты, а каждая боковая стенка 7 и 8 выполнены в виде броневого каркаса с разнесенной броней с общим объемом, образованным размерами ширины “а” надгусеничной полки корпуса 1, высоты “б” надстройки и длины “l” от лобового верхнего листа 9 до кормового листа 47 корпуса 1, при этом верхняя стенка 48 каркаса выполнена в плоскости крыши 14 надстройки, а нижняя стенка 49 закреплена на месте надгусеничной полки корпуса 1.

Продольные боковые стенки 50 каркаса на длине обитаемого отсека надстройки снабжены броней 51 динамической защиты. В боковых стенках надстройки установлены топливные баки 52 и 53, фильтровентиляционная установка 54, аккумуляторные батареи 55, пускораспределительная аппаратура 56 и дополнительный боекомплект огнеметчиков 57. На крыше 14 надстройки выполнены проемы с люками 58 и 59 для огнеметичиков, а в задней стенке 6 симметрично продольной оси машины выполнены проемы с герметичными броневыми дверцами 60, 61, которые открываются вверх в сторону носа машины. Верхний лобовой лист корпуса 1 снабжен реактивной броней 62, а борта корпуса защищены эластичными экранами 63. В задней части броневых каркасов стенок 7 и 8 на кормовых его секциях закреплены по шесть пусковых труб 64 системы постановки дымовых завес.

На стенках 48 закреплены поручни 65, а на экранах 63 закреплены подножки 66, а на кормовом листе 47 на вращающейся оси закреплены подпружиненные пружиной 67 подножки 68.

Предлагаемая машина огнеметчиков может быть использована в составе бригад мотопехоты и танковых соединений при наличие высокого уровня защиты экипажа и огнеметчиков, а также выполнять автономно ряд задача по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений.

Зенитно-пулеметная установка может быть использована для отражения нападения с воздуха, а также для производства массированного огня по живой силе противника.

Пусковые установки 64 системы постановки дымовых завес используются для маскировки машины, например, при отходе или выходе из боя, а также при высадке и взятии огнеметчиков.

Боковые стенки 7 и 8 надстройки надежно защищают обитаемый отсек от бронебойно-подкалиберных и кумулятивных средств поражения, так как имеют разнесенную броню с установленными между ними топливными баками 52, 53, а кроме них броню 51 динамической защиты.

Фронтальная проекция отделения управления с обитаемым отсеком защищена лобовыми листами 9 с встроенной реактивной броней 62, а передняя стенка 5 выполнена в виде разнесенной брони со встроенной реактивной броней 46.

Кроме того, монтаж разнесенных стеллажей 28, 29 и 30 внутри обитаемого отсека обеспечил удобство для экипажа и огнеметчиков при выполнении их профессиональных действий.

Для установки вьюков боекомплекта в стеллажи 28, 29 и 30 необходимо сжать ручки 43 и вывести оси 41 крышек 38 из зацепления с кронштейнами 35, а затем приподняв один край крышки 38, ввести пусковые трубы 31 между кронштейнами 35, а после опустив крышку 38 вниз ввести ее оси 41 в отверстия 37 проушин 36, и боекомплект закреплен в стеллаже.

Таким образом, создана совершенно новая машина для огнеметчиков с широкими возможностями ее использования, т.к. обладает бронезащитой на уровне современного танка, с низким силуэтом по высоте и незначительным весом, а главное с небольшой переделкой базового шасси танка.

Формула изобретения


1. Машина огнеметчиков, содержащая гусеничное шасси, включающее моторно-трансмиссионное отделение (МТО), ходовую часть и броневой корпус с отделением управления и обитаемым отсеком, снабженным сиденьями и люком для экипажа машины и огнеметчиков и стеллажами для укладки боекомплекта, фронтальную и боковую дополнительную защиту отделения управления и обитаемого отсека, вооружение для самообороны и пусковые установки системы постановки дымовых завес, отличающаяся тем, что в качестве гусеничного шасси использовано базовое шасси танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя, при этом корпус снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, образующей совместно с передними лобовыми листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси совмещенное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков, причем на крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением, а на неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира, при этом на бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков, боекомплект которых уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован вдоль продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков, выходные люки для которых выполнены в крыше надстройки и в ее задней стенке, причем броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены реактивной броней динамической защиты (ДЗ), а боковые стенки выполнены в виде броневого каркаса, ширина которого соответствует ширине надгусеничной полки корпуса шасси, высота соответствует расстоянию от надгусеничной полки до крыши надстройки и длина соответствует расстоянию от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа, при этом внутри броневого каркаса надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования и части дополнительного боекомплекта огнеметчиков.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый стеллаж под боекомплект, выполненный в виде вьюка с двумя пусковыми трубами с зарядами, смонтирован из верхней и нижней продольных балок с П-образным сечением, причем верхняя из балок закреплена на крыше надстройки и снабжена по бокам шаговыми ограничительными кронштейнами со стопорными крышками и быстроразъемными креплениями, а нижняя балка закреплена в одной плоскости с верхней посредством болтового крепления к днищу корпуса шасси и снабжена ограничительными поддонами для размещения второго конца пусковых труб, при этом нижняя балка стеллажа, смонтированного вдоль продольной оси машины, закреплена на расстоянии от днища корпуса для размещения под ней ног огнеметчиков.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что на кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки.

4. Машина по п.1, отличающаяся тем, что внутри боковых стенок надстройки размещены топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пускорегулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8


PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

(73) Новое наименование патентообладателя:

Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (RU)

Адрес для переписки:

644020, г. Омск, Красный пер., д. 2, ОАО КБТМ

Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009


Categories: BD_2172000-2172999