Патент на изобретение №2172921
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ
(57) Реферат: Изобретение относится к объектам бронетанковой техники, в частности к бронированным машинам для огнеметчиков. Техническим результатом изобретения является создание автономной машины огнеметчиков с повышенной защитой обитаемого отсека. Сущность изобретения заключается в том, что используют базовое шасси танка, без переделки корпуса, кроме крыши и боевого отделения. В районе боевого отделения и отделения управления установлена броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой совместно с корпусом отделения управления образуют обитаемый отсек с сиденьями экипажа и сиденьями подразделения огнеметчиков (7 чел.). Под боекомплект смонтировано три стеллажа с быстроразъемным креплением. Передняя стенка надстройки выполнена с бронезащитой на уровне бронезащиты танка, а боковые стенки выполнены в виде защиты бортов корпуса базового шасси, причем боковые стенки продлены от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до кормы машины и снабжены внутренними секциями под ее штатное оборудование. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в конструкции боевых машин, в т.ч. боевых машин пехоты, бронетранспортеров, выполненных на базовом шасси танка. Известна боевая машина огнеметчиков (БМО-1), которая является одной из разновидностей боевой машины пехоты (БМП-1, БМП-2) с броневым корпусом, включающим отделением управления, отсек для огнеметчиков с сиденьями и люками (см. журнал “Военный парад”, N 2, 1998 г., стр. 30). Машина оборудована пушкой и пулеметами. Сзади в корпусе машины выполнены стеллажи под боекомплект огнеметчиков. Недостатком известной машины является недостаточная защита ее фронтальной и боковых сторон от современных средств поражения. Известна тяжелая бронированная машина для транспортировки десанта (см. журнал “Janes Defenre Systems Modernisation”, 1995, vol. 8, N 9, p. 8; или журнал “Military Technology, 1996, vol XX, типа “Кенгуру”, получившая наименование “Акзарит”, которая выполнена на базовом шасси танка Т-55 с демонтированной башней и переоборудованием боевого и моторно-трансмиссионного отделений корпуса танка, а именно добавлена надстройка в верхней части корпуса, которая оборудована люками экипажа и десанта, комплексом вооружения и дополнительной защитой, а что касается моторно-трансмиссионного отделения (МТО), то на машине танковый двигатель заменен другим двигателем с поперечным его расположением и гидравлической трансмиссией, при этом в целом силовая установка смещена к левому борту, с образованием узкого прохода у правого борта, напротив которого, в кормовом листе, установлена откидная дверца, а в крышке МТО – откидная створка, что способствует улучшению удобства выхода десанта. Кроме того, в базовом шасси танка Т-55 модернизирована подвеска ходовой части путем ввода новых торсионных валов, а также путем уменьшения бортовых стенок корпуса танка, с целью увеличения объема боевого отделения. Вооружение “Акзарита” включает один 7,62 мм пулемет, установленный на лафете в передней левой части машины с дистанционным управлением из забронированного пространства с боекомплектом, размещенным или во внутренней, или во внешнерасположенной коробке. Кроме того, на машине установлены еще три 7,62 мм пулемета: один у люка командира и два у люков десанта за ним. “Акзарит” оснащен дополнительной защитой в виде блоков динамической защиты, брони “TOGA” и пассивной брони типа “чобхэмской”. Недостатком известной машины является прежде всего то, что ее в целом невозможно использовать для подразделения огнеметчиков без ее доработки, кроме того, тактико-технические характеристики Т-55 значительно уступают танкам современного поколения как по защите, так и по маневренности, при этом обитаемое отделение с экипажем и десантом недостаточно защищено как с фронтальной, так и с боковой проекции от современных средств поражения и последнее – для изготовления машины требуются значительные средства для переоборудования базового шасси, включая боевое отделение и МТО, а также подвески ходовой части. Целью изобретения является создание машины огнеметчиков, способной самостоятельно выполнять поставленные задачи для подразделения огнеметчиков по уничтожению различных группировок противника и их оборонительных сооружений, с обеспечением надежной защиты личного состава и основных узлов и механизмов машины от различных средств поражения, а также снижение объема выполняемых работ при изготовлении машины. Поставленная цель достигается за счет того, что в качестве гусеничного шасси использовано базовое шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя, при этом корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовыми листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совмещенное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков, причем на крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением, а на неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира, при этом на бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков, боекомплект которых уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков, выходные люки для которых выполнены на крыше надстройки и на ее задней стенке, причем броневая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены реактивной броней динамической защиты (ДЗ), а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крышки надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа, при этом внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного внутреннего оборудования и части дополнительного боекомплекса огнеметчиков, причем каждый стеллаж под боекомплект в виде вьюка с двумя пусковыми трубами со спецзарядами смонтирован из верхней и нижней продольных балок с П-образным сечением, верхняя из балок закреплена к крышке надстройки и снабжена по бокам шаговыми ограничительными кронштейнами со стопорными крышками и быстроразъемными креплениями, а нижняя балка закреплена в одной плоскости с верхней посредством болтового крепления к днищу корпуса шасси и снабжена ограничительными поддонами для размещения второго конца пусковых труб, при этом нижняя балка стеллажа, смонтированного по продольной оси машины, приподнята от днища корпуса с обеспечением возможности размещения под балкой ног огнеметчиков, а на кормовом листе корпуса машины закреплены подпружиненные подножки, причем внутри боковых стенок надстройки размещены топливные баки, фильтро-вентиляционная установка, пуско-регулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи. Анализ основных отличительных признаков показал, что: – в качестве гусеничного шасси использовано базовое шасси современного танка с его МТО, ходовой частью и броневым корпусом со встроенной динамической защитой, отделением управления с осевым расположением люка механика-водителя, обеспечило защиту экипажа и внутреннего оборудования машины на уровне боевого танка, а также удешевило производство машины; – корпус вместо крыши боевого отделения танка снабжен охватывающей его борта броневой надстройкой, которая совместно с передними лобовымии листами, днищем, бортами и моторной перегородкой корпуса шасси образует совместно отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира и огнеметчиков, обеспечило повышение защитных боковых проекций машины и значительно снизило ее габариты по высоте; – на крыше надстройки со смещением от продольной оси машины влево выполнен проем с опорно-поворотным устройством (ОПУ), на котором установлена танковая вращающаяся башенка командира с люком и зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением, обеспечивало повышение эффективности самозащиты машины; – на неподвижном погоне ОПУ через кронштейны внутри отсека закреплено сиденье командира, при этом на бортах корпуса шасси закреплены сиденья огнеметчиков, позволило повысить защиту экипажа и огнеметчиков при минном подрыве днища корпуса; – боекомлект уложен по походному в разнесенных стеллажах с быстроразъемным креплением, один из которых смонтирован справа от сиденья командира в поперечной плоскости машины, второй – слева от сиденья командира вдоль борта корпуса со смещением в сторону отделения управления, а третий стеллаж смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков, обеспечило уменьшение времени при подготовке огнеметчиков к бою; – боевая надстройка снабжена дополнительной защитой, которая на передней и боковых стенках выполнена в виде разнесенной брони, наружные листы которой дополнительно снабжены реактивной броней динамической защиты (ДЗ), а боковые стенки выполнены в объеме, образованном шириной надгусеничной полки корпуса шасси, высотой до крыши надстройки и длиной от лобового верхнего листа корпуса до его кормового листа, обеспечило повышенную надежность защиты обитаемого отсека от всех типов поражающих снарядов, кроме того, выступающие части надстройки в зоне МТО, служат защитой огнеметчиков при выходе из машины через дверцы задней стенки надстройки; – каждый стеллаж под боекомплект, в виде вьюка с двумя пусковыми трубами со спецзарядами, смонтирован из верхней и нижней продольных балок с П-образным сечением, верхняя из балок закреплена к крышке надстройки и снабжена по бокам шаговыми ограничительными кронштейнами со стопорными крышками и быстроразъемными креплениями, а нижняя балка закреплена в одной плоскости с верхней посредством болтового крепления к днищу корпуса шасси и снабжена ограничительными поддонами для размещения второго конца пусковых труб, при этом нижняя балка стеллажа, смонтированного по продольной оси машины, приподнята от днища корпуса с обеспечением возможности размещения под балкой ног огнеметчиков, обеспечило компактность размещения боекомплекта огнеметчиков с обеспечением быстродействия при его взятии и надежность его закрепления при транспортировке; – внутри боковых стенок надстройки размещена часть вынесенного из корпуса шасси танка штатного оборудования, например, топливные баки, фильтровентиляционные установка, пускорегулирующая аппаратура и аккумуляторные батареи, а также часть дополнительного боекомплекта боекомплекта огнеметчиков, позволило увеличить объем обитаемого отсека с обеспечением размещения в нем 9 человек. Все отличительные признаки с их эффективностью позволили создать новую машину огнеметчиков, обладающую бронезащищенностью на уровне современного танка, с широкими возможностями ее использования и небольшой переделкой базового шасси (только корпуса) танка. Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображен общий вид машины (вид сбоку); на фиг. 2 – вид по стрелке А фиг. 1 (вид спереди); на фиг. 3 изображен общий вид машины (вид сверху); на фиг. 4 изображен вид сверху на обитаемый отсек с показом мест экипажа и огнеметчиков со стеллажами под боекомплект; на фиг. 5 – вид Б (фиг. 4, где изображены стеллажи по продольной оси балок; на фиг. 6 – вид по стрелке В фиг. 5; на фиг. 7 – сечение Г-Г фиг. 5, где изображены оси с ручками; на фиг. 8 – вид Д фиг. 1, где изображен задний вид корпуса машины; Машина содержит (фиг. 1, 2, 3) корпус 1 базового шасси танка, например, Т-72, с моторно-трансмиссионным отделением 2, ходовой частью 3, отделением управления с люком 4 механика-водителя. Корпус 1 вместо крыши снабжен низкопрофильной, коробчатой формы броневой надстройкой, состоящей из передней 5 и задней 6 наклонных стенок и боковых правой 7 и левой 8 стенок, при этом надстройка совместно с лобовыми передними листами 9, днищем 10 и бортами правым 11 и левым 12, а также моторной перегородкой 13 корпуса 1 образует совместное отделение управления с обитаемым отсеком для размещения командира, механика и отделения огнеметчиков. На крыше 14 надстройки со смещением от продольной оси машины спереди выполнен проем с опорно-поворотным устройством, на подвижном погоне которого установлена танковая вращающаяся башенка 15 командира с люком 16 и зенитно-пулеметной установкой 17 с дистанционным управлением, а на неподвижном погоне через кронштейны 18 внутри обитаемого отсека закреплено сиденье 19 командира, за сиденьем 20 механика-водителя. А сиденья огнеметчиков закреплены: на правом борту 11 сиденья 21, 22, 23 и 24, на левом борту 12 – сиденья 25, 26 и 27. При этом боекомплект огнеметчика установлен по походному в трех стеллажах 28, 29 и 30 (см. фиг. 4) с быстроразъемным креплением, причем стеллаж 28 смонтирован справа от сиденья 19 командира в поперечной плоскости машины, и справа за сиденьем 20 механика-водителя, стеллаж 29 смонтирован слева от сиденья 19 командира, вдоль борта 12 в сторону отделения управления, а стеллаж 30 смонтирован по продольной оси машины между сиденьями огнеметчиков. В стеллаж 28 устанавливается по походному четыре вьюка боекомплекта, каждый из которых состоит из двух пусковых труб 31 со спецзарядами, в стеллаже 29 устанавливается пять вьюков, а в стеллаже 30 – шесть. Все стеллажи идентичные между собой и содержат верхнюю 32 и нижнюю 33 продольные балки с П-образным поперечным сечением, которые закреплены в одной вертикальной плоскости на расстоянии друг от друга, выполненном с возможностью постановки между ними вьюков с трубами 31. При этом балка 32 посредством болтового крепления 34 закреплена к крыше 14 надстройки и снабжена по бокам ограничительными кронштейнами 35 (фиг. 5, 6) Г-образной формы, на свободных концах которых выполнены проушины 36 с продольными отверстиями 37. Шаг между смежными кронштейнами 35 выполнен с возможностью размещения между ними пусковых труб 31, при этом между каждыми смежными кронштейнами 35 шарнирно установлены стопорные ограничительные крышки 38 П-образной формы, поперечная полка которых снабжена по краям цилиндрическими трубками 39 (фиг. 7), в которых выполнен продольный сквозной паз 40, а внутри трубок 39 установлены оси 41, подпружиненные пружиной 42, при этом оси 41 снабжены ручками 43, проходящими через паз 40. Оси 41 выполнены с возможностью входа в отверстия 37 кронштейнов 35. А нижняя балка 33 посредством болтового крепления 44 закреплена на днище 10 корпуса 1 и снабжена поддоном 45 для размещения нижних концов труб 31 и их фиксации от перемещений, при этом нижняя балка 33 стеллажа 30 приподнята от днища 10 на высоту, обеспечивающую размещение ног огнеметчиков под балкой 33. Броневая надстройка (фиг. 1-4) снабжена дополнительной защитой обитаемого отсека, а конкретно ее передняя стенка 5 наклонена под углом с разницей на 8-10o от угла наклона верхнего лобового листа 9 и выполнена в виде разнесенной брони, наружный лист которой дополнительно снабжен броней 46 динамической защиты, а каждая боковая стенка 7 и 8 выполнены в виде броневого каркаса с разнесенной броней с общим объемом, образованным размерами ширины “а” надгусеничной полки корпуса 1, высоты “б” надстройки и длины “l” от лобового верхнего листа 9 до кормового листа 47 корпуса 1, при этом верхняя стенка 48 каркаса выполнена в плоскости крыши 14 надстройки, а нижняя стенка 49 закреплена на месте надгусеничной полки корпуса 1. Продольные боковые стенки 50 каркаса на длине обитаемого отсека надстройки снабжены броней 51 динамической защиты. В боковых стенках надстройки установлены топливные баки 52 и 53, фильтровентиляционная установка 54, аккумуляторные батареи 55, пускораспределительная аппаратура 56 и дополнительный боекомплект огнеметчиков 57. На крыше 14 надстройки выполнены проемы с люками 58 и 59 для огнеметичиков, а в задней стенке 6 симметрично продольной оси машины выполнены проемы с герметичными броневыми дверцами 60, 61, которые открываются вверх в сторону носа машины. Верхний лобовой лист корпуса 1 снабжен реактивной броней 62, а борта корпуса защищены эластичными экранами 63. В задней части броневых каркасов стенок 7 и 8 на кормовых его секциях закреплены по шесть пусковых труб 64 системы постановки дымовых завес. На стенках 48 закреплены поручни 65, а на экранах 63 закреплены подножки 66, а на кормовом листе 47 на вращающейся оси закреплены подпружиненные пружиной 67 подножки 68. Предлагаемая машина огнеметчиков может быть использована в составе бригад мотопехоты и танковых соединений при наличие высокого уровня защиты экипажа и огнеметчиков, а также выполнять автономно ряд задача по уничтожению отдельных группировок противника и их временных оборонительных сооружений. Зенитно-пулеметная установка может быть использована для отражения нападения с воздуха, а также для производства массированного огня по живой силе противника. Пусковые установки 64 системы постановки дымовых завес используются для маскировки машины, например, при отходе или выходе из боя, а также при высадке и взятии огнеметчиков. Боковые стенки 7 и 8 надстройки надежно защищают обитаемый отсек от бронебойно-подкалиберных и кумулятивных средств поражения, так как имеют разнесенную броню с установленными между ними топливными баками 52, 53, а кроме них броню 51 динамической защиты. Фронтальная проекция отделения управления с обитаемым отсеком защищена лобовыми листами 9 с встроенной реактивной броней 62, а передняя стенка 5 выполнена в виде разнесенной брони со встроенной реактивной броней 46. Кроме того, монтаж разнесенных стеллажей 28, 29 и 30 внутри обитаемого отсека обеспечил удобство для экипажа и огнеметчиков при выполнении их профессиональных действий. Для установки вьюков боекомплекта в стеллажи 28, 29 и 30 необходимо сжать ручки 43 и вывести оси 41 крышек 38 из зацепления с кронштейнами 35, а затем приподняв один край крышки 38, ввести пусковые трубы 31 между кронштейнами 35, а после опустив крышку 38 вниз ввести ее оси 41 в отверстия 37 проушин 36, и боекомплект закреплен в стеллаже. Таким образом, создана совершенно новая машина для огнеметчиков с широкими возможностями ее использования, т.к. обладает бронезащитой на уровне современного танка, с низким силуэтом по высоте и незначительным весом, а главное с небольшой переделкой базового шасси танка. Формула изобретения
РИСУНКИ
PD4A – Изменение наименования обладателя патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
(73) Новое наименование патентообладателя:
Адрес для переписки:
Извещение опубликовано: 27.07.2009 БИ: 21/2009
|
||||||||||||||||||||||||||