Патент на изобретение №2172849

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2172849 (13) C2
(51) МПК 7
F02B53/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99105954/06, 23.03.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

23.03.1999

(45) Опубликовано: 27.08.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
GB 994432 A, 10.06.1965. SU 643094 A, 18.01.1979. SU 327697 A, 23.03.1972. SU 1245265 A3, 23.03.1972. RU 2078956 С1, 10.05.1997. FR 2264969 А1, 17.10.1975. DE 4138204 C1, 10.12.1992. US 3213838 A, 26.10.1965. US 4086882 A, 02.05.1978.

Адрес для переписки:

188479, Ленинградская обл., г.Кингисепп, п/о Пустомержа, 19-18, А.К.Степанькову

(71) Заявитель(и):

Степаньков Александр Кондратьевич

(72) Автор(ы):

Степаньков А.К.

(73) Патентообладатель(и):

Степаньков Александр Кондратьевич

(54) РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве механического привода скоростных транспортных средств. Изобретение позволяет повысить КПД роторно-поршневого двигателя за счет суммирования на выходном валу кинетической энергии вращения ротора вокруг оси двигателя с кинетической энергией вращения ротора вокруг собственной оси. Роторно-поршневой двигатель состоит из корпуса с эпитрохоидной расточкой, ротора, установленного эксцентрично оси двигателя в расточке и снабженного зубчатым венцом, кинематически связанным с неподвижной шестерней. Ротор оборудован дополнительным зубчатым венцом, кинематически связанным через промежуточный сателлит с зубчатым венцом, закрепленным на валу двигателя. 5 ил.


Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), и может использоваться в качестве механического привода скоростных транспортных средств.

Известен РПД Ванкеля (см. Ханин Н.С. “Автомобильные роторно-поршневые двигатели”, М. , Машгиз, 1964), в котором трехгранный ротор размещается в эпитрохоидной расточке корпуса, снабжен зубчатым венцом внутреннего зацепления и расположен на эксцентриковом валу с кинематической связью венца ротора с неподвижной шестерней, расположенной на корпусе двигателя. При соотношении зубьев шестерня-венец, равном 2:3, ротор, обкатываясь по неподвижной шестерне, совершает планетарное движение в пространстве, вращаясь вокруг оси двигателя и одновременно вокруг собственной оси. Мощность снимается с эксцентрикового вала, который вращается синхронно с ротором относительно оси двигателя.

Недостатком двигателя Ванкеля является неполное использование кинетической энергии, полученной ротором от рабочих газов, а именно используется только кинетическая энергия вращения ротора вокруг оси двигателя и не используется кинетическая энергия вращения ротора вокруг собственной оси.

Известен роторно-поршневой двигатель, в котором ротор РПД с установленными на нем зубчатыми колесами внешнего зацепления кинематически связан с неподвижным венцом, закрепленным на корпусе, и зубчатым венцом, закрепленным на выходном валу двигателя, образуя планетарную передачу с i > 1 в обоих запатентованных вариантах, и поэтому ошибочным является заявление автора, что трансмиссия может применяться “как повышающая для привода компрессора при относительно высокой скорости”. См. В.Н. Кудрявцев “Планетарные передачи”. Л-д, “Машиностроение”, 1977 г. стр. 13-14 варианты 5 и 6 и также см. В.М Касьянов “Гидромашины и компрессоры”, М. “Недра”, 1981 г. стр. 125-127, из чего ясно, что в патенте представлено подобие геророторного механизма, в котором ротор, обкатываясь по венцу внутреннего зацепления, сам вращается в противоположную сторону, т.е. никакого ускорения выходного вала решение по патенту обеспечить не может.

Частично указанных недостатков лишен выбранный в качестве прототипа роторно-поршневой двигатель, содержащий корпус с эпитрохоидой расточкой, ротор, установленный эксцентрично оси двигателя в расточке и снабженный зубчатым венцом, кинематически связанным с неподвижной шестерней (см. патент GB 994432). Однако известный двигатель имеет невысокий КПД.

Задачей изобретения является повышение КПД роторно-поршневого двигателя за счет суммирования на выходном валу кинетической энергии вращения ротора вокруг оси двигателя с кинетической энергией вращения ротора вокруг собственной оси.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном роторно-поршневом двигателе, содержащем корпус с эпитрохоидной расточкой, ротор, установленный эксцентрично оси двигателя в расточке и снабженный зубчатым венцом, кинематически связанным с неподвижной шестерней, оборудован дополнительным зубчатым венцом, кинематически связанным через промежуточный сателлит с зубчатым венцом, закрепленным на валу двигателя.

Перечень фигур графических материалов.

На фиг. 1 представлена одна из кинематических схем двигателя из патента GB 994432.

Фиг. 2, – вторая схема двигателя из патента GB 994432.

Фиг. 3 – продольный разрез двигателя.

Фиг. 4 – кинематическая схема заявленного двигателя, где Од, Ос, Ор – оси двигателя, сателлита, ротора.

Фиг. 3 – схема зацепления через промежуточный сателлит.

Двигатель (фиг. 3) состоит из корпуса 1 с эпитрохоидой расточкой, закрытого крышками 2 и 3, размещенного в расточке корпуса 1 ротора 4 с выполненным на нем зубчатым венцом 5, кинематически связанного с неподвижной шестерней 6, причем ротор 4 установлен с возможностью вращения на эксцентричной втулке 7, которая в свою очередь способна к вращению на валу 8. Ротор 4 также оборудован дополнительным зубчатым венцом 9, кинематически связанным с промежуточным сателлитом 10, размещенным с возможностью вращения на эксцентричной втулке 11, способной вращаться относительно выходного вала 8, причем промежуточный сателлит 10 кинематически связан с зубчатым венцом 12, закрепленным на выходном валу 8 двигателя. Эксцентриситеты втулок 7 и 11 различны, как различно и эксцентричное расположение относительно оси двигателя ротора 4 и промежуточного сателлита 10.

Двигатель работает следующим образом: ротор 4 совершает в пространстве планетарное движение, вращаясь вокруг оси двигателя и вокруг собственной оси одновременно с постоянной кинематической связью дополнительного зубчатого венца 9 через промежуточный сателлит 10 с зубчатым венцом 12, закрепленным на выходном валу 8 двигателя.

Общеизвестно, что зубчатое зацепление передает мощность от ведущей шестерни к ведомой полностью (не считая потерь на трение), поэтому ротор 4, обладая кинетической энергией вращения вокруг оси двигателя и одновременного вращения вокруг собственной оси, передаст через промежуточный сателлит 10 и зубчатый венец 12 выходному валу 8 сумму кинетических энергий ротора; при соотношении зубьев Z5 : Z6 = 3 : 2, Z9 : Z12= 1 : 1, выходной вал 8 будет вращаться в 1,33 раза быстрее, чем ротор 4 вращается вокруг оси двигателя, и вся мощность, развиваемая ротором, полностью будет передаваться выходному валу 8.

Формула изобретения


Роторно-поршневой двигатель, состоящий из корпуса с эпитрохоидной расточкой, ротора, установленного эксцентрично оси двигателя в расточке и снабженного зубчатым венцом, кинематически связанным с неподвижной шестерней, отличающийся тем, что ротор оборудован дополнительным зубчатым венцом, кинематически связанным через промежуточный сателлит с зубчатым венцом, закрепленным на валу двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 24.03.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 20-2003

Извещение опубликовано: 20.07.2003


Categories: BD_2172000-2172999