Патент на изобретение №2172274
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПЛАВА ЛЕСА
(57) Реферат: Изобретение относится к транспортировке лесоматериалов. Устройство для сплава леса содержит замкнутое ограждение для размещения в нем леса, лежни и счалы. Замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и бокового элементов и снабжено днищем, при этом носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой, а лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса. Отверстия ячеек сеток выполняются меньше минимального диаметра сплавляемого леса. Изобретение обеспечивает увеличение объема древесины в одной транспортной единице, сохранность груза в пути, улучшение экологического состояния водных путей. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. Изобретение относится к лесосплавным работам и может быть использовано при подготовке леса в зимний сезон к последующему сплаву. Известно устройство для сплава леса, включающее замкнутое ограждение для секционных плотов, состоящее из брустверов и продольного оплотника из бревен, стягиваемые бортовыми лежнями, поперечный оплотник, различные крепежные комплекты (Н. Г. Корчунов и др. Технология лесозаготовок и транспорт леса, Гослесбумиздат, М., 1962, с. 471-472). Известно также устройство для сплава леса, включающее замкнутое ограждение для секционных плотов, состоящее из брустверов из хлыстов и продольного оплотника из бревен, стягиваемые бортовыми лежнями, поперечный оплотник, различные крепежные комплекты (Н.Г.Корчунов и др. Технология лесозаготовок и транспорт леса, Гослесбумиздат, М., 1962, с. 477- 488 – прототип). Известные устройства имеют следующие недостатки: – устройства позволяют формировать плоты только на воде, т. е. не круглый год, – недостаточная сохранность груза: – мал коэффициент плотности укладки сортиментов и хлыстов (0,45); – слишком велики затраты на сполоточно-формировочные работы; – необходимость в применении большого количества разнообразного оборудования; – использование мощностей буксирного флота недостаточно эффективно. Техническая задача изобретения состоит в увеличении объема древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 – 0,72; обеспечении сохранности груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повышении эффективности использования буксирного флота; удешевлении сплоточных работ за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снижении трудоемкости сплоточно-формировочных работ и сокращении доли ручного труда; упрощении и уменьшении количества применяемого при сплотке оборудования; обеспечении возможности использовать для формирования плотов круглый год; исключении ремонтных работ в пути следования плотов и работ по сбору аварийной древесины; улучшении экологического состояния водных путей и обеспечении безопасности судоходства. Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для сплава леса, включающем замкнутое ограждение для размещения в нем леса, лежни и счалы, замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и боковых элементов, и снабжено днищем, при этом носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой, а лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса; отверстия ячеек сеток меньше минимального диаметра сплавляемого леса. Изобретение имеет следующие отличия от прототипа: – замкнутое ограждение выполнено жестким из металла в виде носового, кормового и боковых элементов, и снабжено днищем; – носовой, кормовой, боковые элементы и днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой; – каждый из боковых элементов дополнительно снабжен закрепленной на нем сеткой; – лежни и счалы расположены на верхней поверхности сплавляемого леса; – отверстия ячеек сеток меньше минимального диаметра сплавляемого леса. Это позволит увеличить объем древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 – 0,72; обеспечить сохранность груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повысить эффективность использования буксирного флота; удешевить сплоточные работы за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снизить трудоемкость сплоточно-формировочных работ и сократить долю ручного труда; упростить и уменьшить количество применяемого при сплотке оборудования; обеспечить возможность использования для формирования плотов круглый год; исключить ремонтные работы в пути следования плотов и работы по сбору аварийной древесины; улучшить экологическое состояние водных путей и обеспечить безопасность судоходства. В просмотренном нами патентно-информационном фонде не обнаружено аналогичных технических решений, а также технических решений с указанными отличиями. На фиг. 1 изображена схема устройства для сплава леса, общий вид; на фиг. 2 изображены лежни и счалы (полужесткие); на фиг. 3 изображено замкнутое ограждение, общий вид (элементы ограждения условно разъединены); на фиг. 4 изображено днище, вид сверху; на фиг. 5 изображена схема разгрузки в пункте приплава. Устройство для сплава леса включает замкнутое ограждение 1 для размещения в нем леса 2, лежни 3, счалы 4. Замкнутое ограждение 1 выполнено жестким из металла (из металлопроката) в виде носового 5, кормового 6 и боковых элементов 7 и 8 и снабжено днищем 9, при этом носовой 5, кормовой 6, боковые элементы 7 и 8, а также днище имеют рамную конструкцию и шарнирно соединены между собой, каждый из боковых элементов 7 и 8 дополнительно снабжен закрепленной на нем крупноячеистой сеткой 10, а лежни 3 и счалы 4 расположены на верхней поверхности сплавляемого леса. Отверстия ячеек 11 сеток 10 меньше минимального диаметра сплавляемого леса 2. Для выгрузки древесины из воды в пунктах приплава имеется конструкция наплавного сооружения в виде катамарана из бонов 12 и 13, соединенных под водой тросами 14, которые крепятся с возможностью их удаления в случае необходимости. Устройство применяется при зимней береговой сплотке и работает следующим образом. Для изготовления и сборки заявленного устройства используют только передвижной сварочный аппарат. Изготавливают из металлопроката прямо на льду днище 9, носовой 5, кормовой 6 и боковые элементы 7 и 8 рамной конструкции, причем на боковые элементы 7 и 8 крепят сетки 10. Шарнирно соединяют все изготовленные элементы и закладывают в устройство плотно древесину, причем вершины и комли леса расположены около боковых элементов 7 и 8 с сетками 10. Выполнение ячеек отверстий 11 сеток 10 меньше минимального диаметра леса предохраняет устройство от потерь древесины при сплаве. После завершения закладки древесины в устройство поверх нее равномерно укладывают поперек счалы 4 и вдоль лежни 3, которые соединяют с элементами 5, 6, 7 и 8 ограждения 1 скобами и замками (на фиг. не показано). Поперечно-продольная укладка лежней 3 и счалов 4 обеспечивает целостность устройства и сохранение древесины от потерь. В устройство можно закладывать поверх леса хвойного, т. е. с достаточной плавучестью, сортименты лиственные, т.е. с недостаточной плавучестью. Кроме того, возможно перевозить наверху другие грузы, например лесозаготовительную технику для капремонта. С открытием водного сезона подготовленные зимой на льду устройства с заложенной в них древесиной всплывают и подвергаются сплаву. В пункте приплава устройство устанавливают в воде над тросами 14 и, освободив от лежней 3 и счалов 4, выгружают древесину. По окончании выгрузки устройство, которое расположено на тросах 14, зацепляют тяговым тросом трактора (на фиг. не показан) и после удаления тросов 14 вытаскивают на берег для резки его на элементы повторного использования. Отдельные элементы устройства из металлопроката могут быть компактно уложены для их транспортировки в место назначения и использованы многократно. Изобретение позволит увеличить объем древесины в одной транспортной единице и в плоту в целом за счет достижения плотности укладки до 0,65 – 0,72; обеспечить сохранность груза в пути следования, пунктах отстоя и переформирования плотов, в пунктах приплава в ожидании выгрузки древесины на берег; повысить эффективность использования буксирного флота; удешевить сплоточные работы за счет исключения применения дорогостоящих элементов такелажа (сжимов, борткомплектов и др.); снизить трудоемкость сплоточно-формировочных работ и сократить долю ручного труда; упростить и уменьшить количество применяемого при сплотке оборудования; обеспечить возможность использования для формирования плотов круглый год; исключить ремонтные работы в пути следования плотов и работы по сбору аварийной древесины; улучшить экологическое состояние водных путей и обеспечить безопасность судоходства. Формула изобретения
РИСУНКИ
|
||||||||||||||||||||||||||