Патент на изобретение №2172263
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОХРАННОЙ И ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ
(57) Реферат: Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования автомобилями. Согласно способу записывают в Мастер-метку (электронный ключ-транспондер) информацию о конфигурации и установках системы, кодах меток, предназначенных для дистанционного управления системой с отключением иммобилайзера, кодах радиобрелоков, предназначенных для дистанционного управления охранной частью системы, дистанционного пуска двигателя и задания сервисных функций, о назначении кнопок радиобрелоков, о параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего дистанционное оповещение, пуск и блокирование двигателя, приоритетности команд, передаваемых с меток и по каналу пейджинговой связи, а также о параметрах каналов для выполнения сервисных функций. Помещают Мастер-метку в зону считывания и переписывают информацию в систему. Для внесения изменений в режимы работы изменяют содержание Мастер-метки и переписывают уточненную информацию. Способ обеспечивает надежное оповещение о вторжении в автомобиль и блокирование двигателя. 3 з.п. ф-лы, 1 ил. Изобретение относится к технике предотвращения несанкционированного пользования транспортными средствами и предназначено для использования при осуществлении сигнализации о попытках нежелательного проникновения в автомобиль, многоуровневой защиты его от угона и захвата, а также для обеспечения комфортных условий эксплуатации транспортных средств. Известен способ программирования системы безопасности автомобиля, предусматривающий вход в режим программирования при подаче соответствующего сигнала на вход иммобилайзера изменением положения выключателя зажигания и набором специальным переключателем первого кодового сообщения, а собственно программирование с проведением записи информации в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) иммобилайзера – набором переключателем второго кодового сообщения (US 4922224, 01.05.90). Недостатком известного способа является простора доступа злоумышленника к выполнению процедуры программирования. Наиболее близким к предложенному является способ программирования системы безопасности автомобиля, в частности, запасных меток (электронных ключей-транспондеров), предусматривающий предварительную запись информации о конфигурации и установках системы в ПЗУ Мастер-метки, вход в режим программирования с помощью Мастер-метки, связывание иммобилайзера автомобиля с запасной меткой и последующую запись ее кода в оперативное запоминающее устройство иммобилайзера и в ПЗУ Мастер-метки (US 5416471, 16.05.95). Однако известный способ характеризуется ограниченными возможностями, не позволяющими совместить комплексное программирование системы безопасности автомобиля с созданием комфорта в его эксплуатации. Задачей изобретения является расширение области применения подобного способа программирования с обеспечением надежного оповещения о вторжении или попытках вторжения в автомобиль, а также надежного блокирования двигателя при попытках несанкционированного использования автомобиля и его захвата. Поставленная задача решается предложенным способом программирования режимов работы охранной и противоугонной системы автомобиля, согласно которому записывают в ПЗУ Мастер-метки, представляющей собой электронный ключ-транспондер, информацию о конфигурации и установках системы, кодах используемых меток, предназначенных для дистанционного управления системой с отключением иммобилайзера, кодах радиобрелоков, предназначенных для дистанционного управления охранной частью системы, дистанционного пуска двигателя и задания сервисных функций, функциональном назначении кнопок радиобрелоков, параметрах канала пейджинговой связи, обеспечивающего дистанционные оповещение, пуск и блокирование двигателя, приоритетности команд, передаваемых с меток и по каналу пейджинговой связи, а также о параметрах каналов для выполнения сервисных функций, помещают Мастер-метку в зону считывания и переписывают с нее информацию в систему, а при внесении изменений в режимы работы системы изменяют содержание Мастер-метки и переписывают в систему уточненную информацию Мастер-метки. Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки предложенного способа. Согласно предложенному способу, осуществляют оперативное программирование, при этом в зависимости от уровня программирования, временно отключают охранные и противоугонные функции, удаляют из памяти охранной части системы коды потерянных меток и радиобрелоков, устанавливают режим работы термостата для запуска двигателя при пониженной температуре, режим регулировки датчиков или режим ввода секретного кода. Охранную часть системы, в зависимости от количества контролируемых датчиков, программируют на режим полной охраны, при котором контролируются все датчики, или на режим охраны периметра, при котором контролируются все датчики, кроме датчиков удара и объема. Каналы для выполнения сервисных функций программируют на вежливую подсветку салона, создание световой дорожки, управление стеклами и люком, управление замком капота или багажника, установку регулируемого оборудования. На чертеже представлена структурная схема функционального соединения основных узлов охранной и противоугонной системы, в которой реализуется предложенный способ программирования. На схеме показаны Мастер-метка 1 (электронный ключ-транспондер), используемые при эксплуатации автомобиля метки 2-4 (электронные ключи-транспондеры), радиобрелоки 5-7, передатчик 8 радиопейджера, узел управления 10 иммобилайзером с предвключенными блоком считывания информации 11 с меток и радиобрелоков и приемником 12 радиопейджера, иммобилайзер 13 с процессором 14 и постоянным запоминающим устройством 15, блок сигнализации 16 и исполнительный механизм 17 для воздействия на двигатель. Система, как уже отмечалось, предназначена для защиты автомобиля от угона, для сигнализации о попытках проникновения и для создания комфортных условий при эксплуатации автомобиля. Иными словами, в данном случае сочетаются противоугонная защита и охранная сигнализация. Система выполняет обе функции: оповещает владельца автомобиля о вторжении или попытке вторжения, а также блокирует работу двигателя при попытке несанкционированного использования автомобиля или его захвате. Высокий уровень защиты автомобиля достигается применением дистанционно управляемых реле HOOK-UP, устанавливаемых в любом месте автомобиля без прокладки дополнительных проводов. Реле HOOK-UP выполнено в конструкции штатного реле, что обеспечивает высокую скрытность установки, а также позволяет устанавливать реле HOOK-UP вместо штатного реле автомобиля. Управление реле осуществляется специальными кодированными сигналами по штатным проводам автомобиля и не требует прокладки дополнительных проводов. Количество устанавливаемых на автомобиль реле HOOK-UP не ограничено. Использование реле HOOK-UP определяет высокую защищенность и устойчивость системы к нейтрализации. Принцип действия системы определяется предложенным способом программирования и основан на дистанционном опознавании кодов меток 2-4 и радиобрелоков 5-7. Метки 2-4 позволяют управлять охранными и противоугонными функциями системы, а радиобрелоки 5-7 – только охранными функциями. Каждая из меток 2-4 имеет уникальный код. Система дистанционно определяет наличие или отсутствие метки и реагирует соответствующим образом. При опознавании метки система позволяет беспрепятственно пользоваться автомобилем. Дальность распознавания метки позволяет управлять системой, не вынимая метки из кармана. В случае неопознавания система оповещает о попытке проникновения и блокирует работу двигателя. В память системы могут быть записаны коды трех различных меток 2-4. Возможно удаление кодов утерянных меток. Запись новых меток проводится посредством Мастер-метки 1. В качестве электронного ключа может быть применен транспондер, выполненный в виде пластиковой карточки. Карточка имеет меньшую дальность опознавания, однако не требует источника питания и может быть использована в качестве резервного ключа. Радиобрелоки 5-7 выполнены четырехкнопочными. Они обеспечивают дополнительный сервис и не являются обязательными при пользовании системой. В зависимости от количества контролируемых датчиков существует два основных режима охраны автомобиля: режим полной охраны, при котором контролируются все датчики; режим охраны периметра, при котором не контролируются датчики удара и объема. Система позволяет контролировать: – состояние концевого выключателя двери водителя; – состояние концевых выключателей остальных дверей (кроме двери водителя); – состояние концевого выключателя капота; – состояние концевого выключателя багажника; – состояние двухуровневого датчика удара; – состояние двухуровневого датчика объема; – состояние габаритных огней; – нажатие педали тормоза; – включение зажигания; – факт отключения питания системы в режиме. Режим охраны периметра используется в случаях, когда могут иметь место ложные срабатывания датчиков удара и объема. Например, при охране автомобиля с работающим двигателем или при охране автомобиля, в салоне которого кто-нибудь находится. Радиоканал брелока защищен от сканирования и перехвата кода использованием запатентованного алгоритма динамического кодирования KeeLoQ (MicroChip, США). Код радиобрелока изменяется по случайному закону при каждом нажатии на кнопку. Количество комбинаций кодов -21019. Однажды переданный код никогда не повторится и не будет принят системой. Перехват кода в системе становится бессмысленным и безрезультатным занятием. Дальность действия радиобрелока 30 м. В память системы могут быть записаны кода трех различных брелоков 5-7. Возможно удаление кодов утерянных брелоков. Запись новых брелоков проводится посредством Мастер-метки 1. Одними и теми же брелоками и метками можно управлять несколькими системами, установленными на разных автомобилях. Система позволяет запрограммировать различные сервисные функции для конкретных меток и радиобрелоков. Например, система будет устанавливать кресло водителя, рулевую колонку и зеркало в положение, удобное для конкретного пользователя, как только он снимет автомобиль с охраны своими меткой или брелоком. Предусмотренный в системе матричный индикатор информирует о состоянии системы наглядными пиктограммами и звуковыми сигналами. С помощью кнопки, расположенной на индикаторе, можно оперативно изменить работу системы. Персональный секретный код позволяет управлять охранными функциями в критических ситуациях без использования меток 2-4 или радиобрелоков 5-7 (в случае их потери, неисправности или хищения). Система позволяет охранять автомобиль с работающим двигателем, не вынимая ключи из замка зажигания. При срабатывании датчиков, открытии капота, багажника или дверей салона, нажатии на педаль тормоза система переходит в режим тревоги и блокирует работу двигателя. Функция поддержки зажигания позволяет при включении режима охраны с работающим двигателем вынимать ключ из замка зажигания. Если пользователь покидает свой автомобиль (при этом открывалась дверь водителя), а метка осталась у него, то работа двигателя блокируется через 30 с после нажатия на педаль тормоза. При включении блокировки система в течение 15 с периодически размыкает и замыкает блокируемую цепь, увеличивая время разомкнутого состояния, а затем размыкает ее окончательно. Это позволяет перед окончательной блокировкой двигателя снизить скорость движущегося автомобиля до безопасного значения. При включении режима охраны система проверяет состояние датчиков, концевиков дверей, багажника и капота. Если какой-либо из датчиков или концевиков постоянно выдает сигнал о срабатывании, то система включает режим охраны, отключая неисправные датчики или концевики, и оповещая об этом дополнительными звуковыми и световыми сигналами. Если за время охраны переход в режим тревоги вызывается неисправностью какого-либо датчика, система отключает этот датчик и остается в режиме охраны. Датчики удара или объема отключаются после 5-ти циклов тревоги. Концевики капота, багажника, дверей салона, зажигания и тормоз отключаются после 3-х или 15-ти циклов тревоги. Если за время охраны были попытки проникновения, отключения питания, нажатия педали тормоза или включения зажигания, то при снятии с режима охраны система подает дополнительные звуковые и световые сигналы. Срабатывание датчиков объема, удара, открытие капота, багажника, дверей салона фиксируется на индикаторе. В режиме технического обслуживания автомобиля возникает необходимость отключения сигнальных и противоугонных функций. Включить такой режим можно при помощи метки или вводом секретного кода. В системе предусмотрено дистанционное управление замками дверей. Владельцу автомобиля не нужно пользоваться ключами, что особенно удобно в темноте или при плохой погоде. При постановке на охрану система закрывает замки, при снятии с охраны – открывает. Для безопасности пассажиров и, особенно, детей рекомендуется закрывать замки дверей во время движения автомобиля. Система автоматически делает это через 7 с после включения зажигания. При выключении зажигания система без задержки открывает замки дверей. Данные функции программируются независимо друг от друга и по желанию пользователя могут быть отключены. Система позволяет программировать и изменять длительность импульса управления замками, что делает возможным управление замками практически всех типов. В системе предусмотрено пятнадцать программируемых каналов. По выбору пользователя система выполняет различные сервисные функции. Это могут быть: управление замками дверей, световая дорожка фар, вежливая подсветка салона, открытие и закрытие люка, багажника, опускание и подъем стекол, дистанционный пуск, установка кресел персонально под каждого пользователя и т.д. Если автомобиль оснащен устройством дистанционного пуска, система позволяет осуществлять дистанционный пуск двигателя в режиме охраны по команде радиобрелока, декодера пейджинговых команд, датчика температуры, при открытии двери водителя после отключения режима охраны. По команде радиобрелока можно открывать замок багажника. Возможны два режима работы, если автомобиль находится на охране. В одном случае система отключает режим охраны, а после закрытия багажника вновь включает режим охраны. Во втором случае система отключает датчики и концевик багажника на 15 с. После этого система ждет, когда багажник будет закрыт. Через 4 с, после того, как багажник будет закрываться, система включает режим полной охраны. В системе осуществляется дистанционное оповещение с помощью радиопейджера. При подключенном передатчике пейджера сигнал тревоги будет передан на приемник пейджера. Через 4 мин после постановки на охрану система кратковременно включает пейджер для того, чтобы можно было проконтролировать надежность радиоканала между передатчиком и приемником пейджера. Возможен режим непрерывного десятиминутного контроля канала пейджера. Если автомобиль оснащен устройством дистанционного пуска, возможно сообщение о начале дистанционного пуска, об успешном пуске двигателя. Дистанционное управление охранной системой по пейджинговому каналу связи с передатчиком 8 и приемником 12 программируется Мастер-меткой 1, как правило, с приоритетом по отношению к управлению метками 2-4 и радиобрелоками 5-7. После постановки на охрану система звуковыми и световыми сигналами напоминает о невыключенных габаритных огнях, если подобное невыключение произошло по забывчивости пользователя. Если пользователю необходимо найти свой автомобиль среди множества других или в темноте, нажимается одна из кнопок радиобрелока и автомобиль отзывается звуковым и световым сигналами. Для привлечения внимания к автомобилю пользователь может с помощью радиобрелока в режиме охраны включить режим паники. Для отключения режима тревоги достаточно нажать любую кнопку радиобрелока или подойти к автомобилю с меткой. Если пользователя раздражает подача сигналов сирены при включении и отключении режима охраны или их подача нежелательна, эта функция системы может быть отключена. Также возможна отмена звуковых сигналов при отключении режима охраны меткой. Если подача звуковых сигналов в режиме тревоги не нужна, то эта функция может быть отключена. При этом в режиме паники сирена будет звучать. Работа пейджера в режиме тревоги сохраняется. Цифровой двухуровневый датчик удара, входящий в комплект системы, обеспечивает адаптацию датчика к фоновым шумам и вибрациям. Это радикально снижает количество ложных срабатываний (например, от проезжающих автомобилей) даже при высокой чувствительности. Датчик имеет раздельную реакцию на слабые и сильные удары, полуавтоматическую установку уровней срабатывания. Предусмотрен режим оперативного изменения чувствительности в режиме охраны. Цифровой двухуровневый датчик объема, входящий в комплект системы, обеспечивает срабатывание предупредительного уровня при приближении к автомобилю и тревожного уровня при попытках проникнуть внутрь. В датчике применена цифровая обработка сигнала. Это радикально снижает количество ложных срабатываний (например, от проезжающих автомобилей) даже при высокой чувствительности. Система позволяет по командам радиобрелока дистанционно регулировать чувствительность датчиков удара и объема. Чувствительности предупредительного и тревожного уровней могут лежать в диапазоне от 0 до 255 условных единиц и регулироваться независимо друг от друга в режиме “снято с охраны”. Нередко бывает необходимо поставить на охрану автомобиль, в салоне которого кто-нибудь остается. При этом датчики удара и объема должны быть отключены. В системе это легко делается путем включения охраны периметра. При отключении питания система хранит в энергонезависимой памяти информацию о своем состоянии. Если система была снята с охраны, то при подаче питания она возвращается в прежнее состояние. Если система находилась в режиме охраны, то при подаче питания она переходит в режим тревоги. Отключение питания системы не нейтрализует ее противоугонные функции. Вся информация об установках системы хранится в многостраничной электронной Мастер-метке 1. Для внесения изменений в режиме работы системы необходимо с помощью специальной компьютерной программы изменить содержание Мастер-метки 1, а затем переписать информацию Мастер-метки 1 в систему. Формула изобретения
РИСУНКИ
PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 5-2002
(73) Патентообладатель:
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 28.12.2001 № 13797
Извещение опубликовано: 20.02.2002
MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за
Дата прекращения действия патента: 20.12.2008
Дата публикации: 10.05.2011
|
||||||||||||||||||||||||||