Патент на изобретение №2172053

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2172053 (13) C2
(51) МПК 7
H02K41/02, H02K33/12, F16F9/16, F16J1/24
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99112872/09, 15.06.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.06.1999

(45) Опубликовано: 10.08.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 8389938 A, 20.06.1981. SU 433600 A, 21.11.1974. SU 1016594 A, 07.05.1983. SU 544803 A, 30.07.1977. SU 260805 A, 15.05.1970. EP 0223288 A, 27.05.1987.

Адрес для переписки:

660049, г.Красноярск, пр-т Маркса, 62, оф.220, директору ООО “Технорос” И.У.Кацеру

(71) Заявитель(и):

ООО “Технорос”

(72) Автор(ы):

Короткевич В.А.,
Коротков Ю.А.,
Цой В.П.,
Коренев О.В.,
Федоров Ю.О.,
Кацер И.У.

(73) Патентообладатель(и):

ООО “Технорос”

(54) ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ


(57) Реферат:

Использование: для привода автоматических устройств, в частности в качестве исполнительных механизмов рентгенорадиометрических сепараторов. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности работы. Линейный двигатель содержит корпус, катушки, вал-якорь с рабочим органом, демпферный цилиндр с обратным клапаном и поршнем, выполненным со сквозными каналами истечения газа, продольные оси которых не коллинеарны продольной оси вала-якоря и направлены аналогично каналам истечения газа Сегнерова колеса с возможностью инициирования момента вращения. На внутренней поверхности демпферного цилиндра выполнены продольные пазы длиной, меньшей длины рабочего хода вала-якоря. 2 ил.


Изобретение относится к электрическим двигателям с возвратно-поступательным движением исполнительного органа и может быть использовано для привода автоматических устройств, в частности в качестве исполнительных механизмов рентгенорадиометрических сепараторов.

Известен линейный электродвигатель, содержащий статор, состоящий из цилиндрического ярма с запресованными в нем ферромагнитными кольцами, между которыми запрессованы катушки. В образованных ферромагнитными кольцами, крышками и ярмом пазах установлена подвижная часть, выполненная в виде ферромагнитного “стержня в форме цилиндра, а внутренняя поверхность подшипников повторяет форму подвижной части. (Авт.св. СССР N 860229, H 02 К 4/25, 1981, БИ N 32).

Известен электрический двигатель возвратно-поступательного движения, содержащий неподвижный цилиндрический индуктор с магнитопроводом и обмоткой в кольцевом пазу и расположенный соосно с ним подвижный якорь с магнитопроводом и короткозамкнутой обмоткой, уложенной в кольцевой паз, а на якоре расположен дополнительный подпружиненный цилиндрический магнитопровод. (Авт. св. СССР N 1169096, H 02 К 33/02, 1985, БИ N 27).

Известные двигатели недостаточно долговечны и надежны в работе, особенно в ударном режиме из-за несимметричного усталостного износа подвижного якоря.

Наиболее близким к заявляемому является линейный электродвигатель с выполненными из ферромагнитного материала корпусом, снабженным полюсами, якорем и направляющей, при этом ферромагнитные полюса снабжены с внешней стороны ферромагнитными стаканами, в днище которых имеются отверстия, и в ферромагнитном корпусе, полюсах и стаканах выполнены прорези по образующей и по радиусу, при этом все прорези совмещены и обращены вниз. (Авт.св. СССР N 838938, H 02 К 33/02, 1981, БИ N 22).

Этот двигатель также не обладает достаточной долговечностью и надежностью работы из-за несимметричного износа рабочего элемента – вала-якоря.

Задачей изобретения является повышение надежности и долговечности работы линейного двигателя.

Задача решается тем, что в линейном двигателе возвратно-поступательного движения, включающем корпус с катушками, вал-якорь, демпферный цилиндр с поршнем и обратным клапаном, согласно изобретению поршень снабжен сквозными каналами истечения газа с возможностью инициирования момента вращения, и на внутренней поверхности демпферного цилиндра выполнены продольные пазы на длину, меньшую, чем длина хода поршня, при этом направление каналов истечения соответствует условию: продольные оси каналов не коллинеарны продольной оси вала-якоря и не совпадают ни с одной плоскостью, проходящей через эту ось.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое решение отличается тем, что
– поршень снабжен сквозными каналами истечения газа с возможностью инициирования момента вращения;
– на внутренней поверхности демпферного цилиндра выполнены продольные пазы;
– длина продольных пазов короче длины хода поршня;
– направление каналов истечения соответствует условию: продольные оси каналов не коллинеарны продольной оси вала-якоря и не совпадают ни с одной плоскостью, проходящей через эту ось.

Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию “новизна”.

Сравнение заявляемого решения с аналогами не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа. Что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию “изобретательский уровень”.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен разрез линейного двигателя, а на фиг. 2 – разрез по А-А демпферного цилиндра.

Линейный двигатель возвратно-поступательного движения содержит корпус 1, катушки 2, 3, вал-якорь 4 с рабочим органом 5, демпферный цилиндр 6 с продольными пазами 7, поршень 8 с сквозными каналами истечения 9, выполненными по внешней образующей и в теле поршня, обратный клапан 10.

Линейный двигатель возвратно-поступательного движения работает следующим образом.

Катушка 2 прямого хода инициирует движение вала-якоря 4 в рабочем направлении с выполнением физического воздействия рабочим органом 5, катушка 3 возвращает вал-якорь в исходное положение. Процесс повторяется с высокой скоростью и частотой рабочих ходов.

Ударные нагрузки снижаются демпферным цилиндром 6 и поршнем 8 при обратном ходе вала-якоря. В процессе обратного хода поршень не испытывает существенного торможения, так как сжимаемый газ свободно выходит через продольные пазы 7 демпферного цилиндра 6 в смежную полость последнего.

Так как продольные пазы короче длины хода поршня, последний сжимает в конечной стадии обратного хода газ, одновременно запирается обратный клапан 10 и при торможении поршня сжатый газ выбрасывается через сквозные каналы в поршне с инициированием реактивных сил, воздействующих на поршень. Расположение сквозных каналов аналогично расположению каналов истечения в Сегнеровом колесе (Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1984, с. 1181) и способствует возникновению момента вращения на валу-якоре, что позволяет осуществлять шаговый поворот вала-якоря на 2-5o за каждый ход.

Постоянное вращение вала-якоря в течение длительной эксплуатации позволяет повысить износостойкость последнего за счет симметричного усталостного износа, особенно в зоне рабочего органа 5. При динамичных нагрузках за счет симметричного распределения усталостного износа продлевается срок работоспособности вала-якоря в 6-8 раз, что, в свою очередь, повышает надежность и долговечность работы линейного двигателя.

Формула изобретения


Линейный двигатель возвратно-поступательного движения, включающий корпус, катушки, вал-якорь с рабочим органом, демпферный цилиндр с поршнем и обратным клапаном для снижения ударных нагрузок при обратном ходе вала-якоря, отличающийся тем, что поршень снабжен сквозными каналами истечения газа, продольные оси которых не коллинеарны продольной оси вала-якоря и не совпадают ни с одной плоскостью, проходящей через эту ось, так, что они направлены аналогично каналам истечения Сегнерова колеса с возможностью инициирования крутящего момента, при этом на внутренней поверхности демпферного цилиндра выполнены продольные пазы, длина которых короче длины хода поршня.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.06.2003

Извещение опубликовано: 20.08.2006 БИ: 23/2006


Categories: BD_2172000-2172999