Патент на изобретение №2171828

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2171828 (13) C1
(51) МПК 7
C10G73/28
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – может прекратить свое действие

(21), (22) Заявка: 2000111894/04, 12.05.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

12.05.2000

(45) Опубликовано: 10.08.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
БОГДАНОВ Н.Ф. и др. Депарафинизация нефтяных продуктов. – М.: Гостоптехиздат, 1961, с.95. БУГАЙ П.М. и др. Депарафинизация конденсата Ефремовского газового месторождения. Газовая промышленность. – 1972, № 5, с.12 и 13. US 4477333 А, 16.10.1984. US 4441987 А, 10.04.1984.

Адрес для переписки:

350063, г.Краснодар, ул. Мира, 34, Научно-технический центр ООО “Кубаньгазпром”, зам.ген.директора С.П. Сусликову

(71) Заявитель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Кубаньгазпром”

(72) Автор(ы):

Басарыгин М.Ю.,
Будников В.Ф.,
Данилин С.В.,
Захаров А.А.,
Ивановский Н.Н.,
Клименко Н.А.,
Кожеуров А.И.,
Мясищев Ю.Г.,
Самойлова Е.В.

(73) Патентообладатель(и):

Общество с ограниченной ответственностью “Кубаньгазпром”

(54) СПОСОБ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА, ПОЛУЧЕННОГО ИЗ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА


(57) Реферат:

Использование: в нефтеперерабатывающей промышленности. Сущность: фракцию дизельного топлива охлаждают до (-20) – (-30)°C. Затем полученную смесь разделяют на очищенное дизельное топливо и осадок, содержащий парафины, причем разделение ведут путем центрифугирования при факторе разделения 2000-2500. Технический результат – снижение температуры помутнения и температуры застывания дизельного топлива при упрощении способа за счет исключения растворителей. 2 з.п.ф-лы, 2 табл., 1 ил.


Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, а именно к способам депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата.

Известен способ депарафинизации дизельного топлива, включающий контактирование дизельного топлива с карбамидом в присутствии активатора-метанола, отделение комплекса от жидкой фазы путем центрифугирования, смешение комплекса с бензином и последующее центрифугирование с отделением кристаллов карбамида от раствора парафинов (Усачев В.В. Карбамидная депарафинизация, 1967, с. 140).

Однако известный способ не позволяет выделять парафины из газовых конденсатов, поскольку карбамид образует комплексы, преимущественно, с парафинами нормального строения, а в газовых конденсатах присутствуют парафины циклического строения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому способу является способ депарафинизации дизельного топлива, включающий охлаждение дизельного топлива до (-15) – (-25)oC и последующее вакуумное фильтрование с получением депарафинизированного дизельного топлива с одновременным выделением концентрата (гача) легкоплавкого парафина (Богданов Н.Ф. и др. Депарафинизация нефтяных продуктов, 1961, с.95).

Недостатком известного способа является низкая эффективность способа, обусловленная забиванием фильтра парафинами и высокой стоимостью процесса, из-за высокой кратности селективных растворителей.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности способа и снижение его стоимости.

Сущность настоящего изобретения заключается в том, что в известном способе депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата, включающем охлаждение фракции дизельного топлива до температуры, при которой из дизельной фракции во взвешенное состояние выпадают парафины, и последующее разделение полученной смеси на очищенное дизельное топливо и осадок, содержащий парафины, согласно изобретению, охлаждение ведут до температуры (-20) – (-23)oC, а разделение полученной смеси ведут путем центрифугирования при факторе разделения 2000-2500.

При этом используют дизельную фракцию, выкипающую в пределах 90-360oC.

Причем осадок содержит, преимущественно, циклопарафины.

На чертеже представлена принципиальная схема осуществления способа.

Способ осуществляют следующим образом.

Фракцию дизельного топлива 1, полученную из газового конденсата, выкипающую в пределах 90-360oC и имеющую показатели, приведенные в таблице 1, подают в охладитель 2, где охлаждают до (-20) – (-23)oC, при этом из дизельной фракции 1 выпадают во взвешенное состояние кристаллы циклопарафинов, растворенных в дизельном топливе при обычной температуре. Полученную смесь направляют в центрифугу 3, где при факторе разделения 2000-2500 смесь разделяют на фугат 4 – очищенное дизельное топливо и осадок 5, содержащий фракцию тугоплавких парафинов. Осадок 5 направляют в емкость 6, а фугат 4 – очищенное дизельное топливо 4 направляют в емкость товарной продукции 7.

Пример 1. Дизельную фракцию 1 состава, приведенного в таблице 1, охлаждают в охладителе 2 до -23oC, при этом из дизельной фракции 1 выпадают во взвешенное состояние кристаллы циклопарафинов, растворенных в дизельном топливе при обычной температуре.

Полученную смесь направляют на центрифугу 3, где при факторе разделения 2500 разделяют дизельную фракцию 1 на фугат 4 – очищенное дизельное топливо и осадок 5, содержащий фракцию тугоплавких парафинов. Осадок 5 направляют в емкость 6, а фугат 4 – очищенное дизельное топливо 4 направляют в емкость товарной продукции 7.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Пример 2. Способ осуществляют по примеру 1, с той разницей, что охлаждение дизельной фракции ведут до -20oC.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Пример 3. Способ осуществляют по примеру 1, с той разницей, что центрифугирование ведут при факторе разделения 2000.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Пример 4. Способ осуществляют по примеру 1, с той разницей, что центрифугирование ведут при факторе разделения 2300.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Пример 5. Способ осуществляют по примеру 1, с той разницей, что центрифугирование ведут при факторе разделения 1900.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Пример 6. Способ осуществляют по примеру 1, с той разницей, что центрифугирование ведут при факторе разделения 2600.

Показатели фугата 4 и осадка 5 приведены в таблице 2.

Предлагаемый способ позволяет по сравнению со способом-прототипом снизить температуру помутнения дизельного топлива до -8oC, а температуру застывания – до температуры ниже -15oC и получать дизельное топливо, соответствующее ТУ 51-125-86 (летнее).

Формула изобретения


1. Способ депарафинизации дизельного топлива, полученного из газового конденсата, включающий охлаждение фракции дизельного топлива до температуры, при которой из дизельной фракции во взвешенное состояние выпадают парафины, и последующее разделение полученной смеси на очищенное дизельное топливо и осадок, содержащий парафины, отличающийся тем, что охлаждение ведут до -20 – -23°С, а разделение полученной смеси ведут путем центрифугирования при факторе разделения 2000 – 2500.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют дизельную фракцию, выкипающую в пределах 90 – 360°С.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что осадок содержит преимущественно циклопарафины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Categories: BD_2171000-2171999