Патент на изобретение №2170756

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2170756 (13) C1
(51) МПК 7
C10M169/04
C10M169/04, C10M125:02, C10M125:26, C10M125:28, C10M155:02, C10M159:04, C10M101:02, C10N50:02
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000102501/04, 01.02.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

01.02.2000

(45) Опубликовано: 20.07.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 95109459 А1, 10.09.1997. RU 2067110 С1, 27.09.1996. RU 2068445 С1, 27.10.1996. SU 1752188 А3, 30.07.1992. US 3909424 А, 30.09.1975.

Адрес для переписки:

344038, г.Ростов-на-Дону, пл. им. Полка Народного ополчения, 2, РГУПС, НИС

(71) Заявитель(и):

Шаповалов Владимир Владимирович

(72) Автор(ы):

Шаповалов В.В.,
Щербак П.Н.,
Черный В.С.,
Майба И.А.,
Ильин В.И.,
Колесников В.И.,
Могилевский В.А.,
Лубягов А.М.,
Червенко А.Н.,
Андриевский А.П.,
Розман О.А.

(73) Патентообладатель(и):

Шаповалов Владимир Владимирович

(54) РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ


(57) Реферат:

Использование: в качестве смазки тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности для смазывания рельсов. Модификатор содержит, мас.%: битум 0,5-50, графит 0-30, песок 0-75, стекло 2-20, цемент 5-25, борная кислота 1-10, силиконовая композиция 3-40, углеводородный растворитель остальное. Технический результат – расширение диапазона варьирования коэффициента трения, что позволяет применять данную смазку для фрикционных узлов, в которых реализуются более высокие тяговые усилия. 1 табл.


Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазывания тяжело нагруженных узлов трения различных механизмов, в частности пар трения боковой и рабочей (тяговой) поверхности головки рельса – реборда, поверхность катания железнодорожного колеса.

Известна смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, состоящая из графита, битума, дисульфид молибдена и маслонесодержащего антифриза-растворителя [РФ N 2065484].

Недостатком этой смазки является узкая область применения, например невозможность нанесения на рабочую поверхность бандажей колесных пар локомотивов и рельсов из-за низкого уровня коэффициента сцепления, недостаточного для реализации локомотивом высоких тяговых усилий.

Наиболее близкой к описываемому решению является смазка покрытие РАПС [РФ 95109459].

Состав смазки прототипа следующий, мас.%:
Антифрикционная присадка, например графит – 5-25
Адгезионная присадка, например силикатный клей – 5-25
Демпфирующая присадка, например каучук, парафин – 10-30
Растворитель, например бензин, смола, например битум – Остальное
Недостатком смазки прототипа является узкий диапазон варьирования уровня коэффициента трения, что делает невозможным применение смазки для лубрикации рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов.

Технической задачей заявляемого решения является расширение диапазона варьирования уровня коэффициента трения в зоне фрикционного контакта “колесо – рельс”, для обеспечения возможности лубрикации как боковой, так и рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов, направленной на повышение реализуемых тяговых и тормозных усилий.

Поставленная задача достигается тем, что смазка для лубрикации железнодорожных рельсов, содержащая согласно изобретению стекло, битум, углеводородный растворитель, цемент, борную кислоту, силиконовую композицию и необязательно графит и песок, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум – 0,5-50
Графит – 0-30
Песок – 0-75
Стекло натриевое жидкое – 2-20
Цемент – 5-25
Борная кислота – 1-10
Силиконовая композиция – 3-40
Углеводородный растворитель – Остальное
Смазку готовят, смешивая разогретую до 70oC основу (например, битум ГОСТ 6617-76) с углеводородным растворителем (например, бензин А-76 ГОСТ 2084-77), затем вводят графит (например, графит C-1 ТУ 13-08-48-63-9), песок (например, песок ГОСТ 8736-93), цемент (например, цемент 500 ГОСТ 969- 91) и стекло (например, стекло натриевое жидкое ГОСТ 13078-81), силиконовую композицию (например, силиконовая композиция марки ОС-52-06 ТУ – 88633-12205-16-01-78), борную кислоту (например, кислота борная ГОСТ 18704-78Е), перемешивают в течение 20-25 минут до равномерного распределения компонентов и приобретения смазкой равномерной окраски. Время полного застывания смазки 2-3 часа.

Введение в состав смазки цемента позволяет повысить ресурс и обеспечить необходимую консистенцию.

Введение в состав смазки песка позволяет повышать уровень коэффициента трения и тем самым делает возможным использование смазки для лубрикации рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов.

Введение в состав смазки силиконовой композиции в сочетании с борной кислотой позволяет повысить адгезию смазочного материала к смазываемой поверхности.

Для оценки смазочной способности пластичных смазок при работе в режиме трения качения с проскальзыванием использовали модернизированную машину трения МИ – 1М типа “Амслер”.

Параметры образцов задавались так, чтобы удовлетворить масштабам моделирования, в частности удельное давление в контакте и скорость скольжения в натуре и модели выдерживались одинаковыми.

Ролики изготовлены из стали, по химическому составу близкой к бандажной и рельсовой стали: колесный ролик – из стали 60Г, ГОСТ 1050-74;
нижний (рельсовый) – из стали 70Г, ГОСТ 1050-74.

Режимы испытания:
Испытания проводились на режимах, соответствующих реальному узлу трения гребень колеса – рельс и рабочая поверхность бандажа – рельс, удельном контактном давлении 3500 МПа и 850 МПа соответственно, скорости скольжения 0,05 м/с. В процессе испытаний при комнатной температуре эти факторы оставались постоянными. Непрерывно велась запись момента трения и температуры смазки в объеме.

Результаты испытаний представлены в таблице.

Результаты испытаний показывают, что предлагаемый состав превосходит смазку-прототип по широте варьирования уровня коэффициента трения.

Смазка улучшает условия взаимодействия рабочих поверхностей бандажей колесных пар локомотивов и рельсов.

При нанесении смазки на поверхность бандажа образуется равномерный контактный (0,001-0,005 мм) прочный слой смазки, который хорошо воспринимает динамические нагрузки, удерживается при воздействии атмосферных осадков, обладает высокой несущей способностью, лубрикация рабочей (тяговой) поверхности головки рельсов и бандажей колесных пар локомотивов при определенном процентном содержании компонентов позволяет повысить коэффициент сцепления колеса с рельсом, что приводит к возможности реализации более высоких тяговых усилий.

Формула изобретения


Рельсовый модификатор трения, содержащий стекло, битум и углеводородный растворитель, отличающийся тем, что дополнительно содержит цемент, борную кислоту, силиконовую композицию и необязательно графит и песок при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум – 0,5 – 50
Графит – 0 – 30
Песок – 0 – 75
Стекло – 2 – 20
Цемент – 5 – 25
Борная кислота – 1 – 10
Силиконовая композиция – 3 – 40
Углеводородный растворитель – Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.02.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003

Извещение опубликовано: 20.04.2003


Categories: BD_2170000-2170999