Патент на изобретение №2170297
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
(57) Реферат: Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги. Способ включает продольное передвижение вездехода с георадаром и спутниковой системой позиционирования, осуществляющей определение пространственных координат и грунтово-гидрогеологичскую информацию. Новым является то, что георадар последовательно перемещают по оси трассы и границам полосы отвода и осуществляют сбор исходной информации о рельефе в поперечном направлении только при прохождении по оси трассы, которую разбивают на отрезки, длину s которых определяют на криволинейных участках по приведенной зависимости от допускаемого отклонения от оси трассы и ширины полосы отвода, а на прямолинейных – в зависимости от расстояния видимости, при этом между двумя смежными поперечными проходами георадара выдерживают расстояние, равное расстоянию между двумя опорными точками t, которое определяют также по приведенной зависимости. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в повышении надежности вычисления объемов земляных работ, избежании ошибок при проектировании продольного профиля на основе информации по пространственному расположению уровня грунтовых вод по гидрогеологической модели местности. 1 ил. Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к проведению инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги. Известен способ инженерных изысканий на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильных дорог, включающий последовательное выполнение по длине трассы нивелировочных работ по оси трассы в каждой пикетажной и характерной (переломы рельефа, пересечения водотоков, пересечения существующих дорог, ЛЭП, ЛС, трубопроводов и других коммуникаций) точках и в поперечном направлении в каждой пикетажной и характерной точке на участках перелома рельефа, выполнение буровых и шурфовых работ (с фиксацией положения уровня грунтовых вод) на глубину не менее чем 2 м ниже поверхности земли с расстоянием между выработками не более 200…500 м (Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / Под ред. Г.А. Федотова, М.: Транспорт, 1989, – С. 14-33, 77-79). Недостатками данного способа являются большая трудоемкость работ в определении грунтово-гидрогеологических условий в полосе отвода автомобильной дороги, получение недостаточной исходной информации как в продольном, так и в поперечном направлении по рельефу и грунтово-гидрогелоогическим условиям, приводящей к погрешностям при определении объемов земляных работ, прогнозировании уровня грунтовых вод на участках между выработками и низкой точности в расчете объемов работ при продольном перемещении грунта из выемки в насыпь. Другим способом инженерных изысканий на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильных дорог является способ, включающий последовательное движение (от начального пункта трассы к конечному) вездехода с грунтовым георадаром поперек полосы варьирования трассы (расстояние между поперечными шагам 50…300 м) с использованием спутниковой системы GPS с P-кодовым приемником ASHTECH P-12, установленным на вездеходе [Патент N 2109872 Российская Федерация. Способ инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог. А.М. Кулижников, Т.А. Метла, Б.И. N 12, 1998 г.]. Недостатком известного способа являются большие трудозатраты, вызванные большим количеством поворотов при использовании способа в пределах полосы отвода автомобильной дороги (30…100 м), нарушение экологического равновесия из-за повреждения почвенно-растительного слоя на поворотах, недостаточная плотность исходной информации для расчета объемов земляных работ при расстоянии между поперечными шагами 50…300 м. Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности является способ инженерных изысканий на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильных дорог, включающий продольное передвижение вездехода с георадаром и спутниковой системой позиционирования, осуществляющей определение пространственных координат и грунтово-гидрогеологической информации, при этом георадар проходит от начального до конечного пункта по оси трассы, границам полосы отвода и по середине левой и правой половины полосы отвода, при этом повороты осуществляются только в начале и конце трассы [Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сборник научных трудов, вып. IV, Архангельск, 1998 г. – С. 59-65]. Недостатками данного способа являются низкая производительность труда при сборе инженерно-геологической информации, значительные трудозатраты на разбивку маршрута георадара, особенно на криволинейных участках трассы, требующие установки большого количества ориентиров, частая потеря ориентации по длине маршрута, например, при прохождении параллельно оси трассы протяженностью 5…10 км; снижение качества сбора исходной геологической информации из-за изменения прохождения сигнала (свойств грунтов) при возвращении на следующие сутки к началу маршрута в связи с переменной природно-климатических условий (инфильтрация воды и промерзание грунтов), а также снижение качества сбора исходной информации за счет невозможности регистрации пространственных координат в характерных точках рельефа. Задача изобретения – повышение производительности труда и качества сбора исходной топографо-геологической информации, снижение трудозатрат на разбивку маршрута георадара, облегчение ориентаций на маршруте. Задача решается за счет того, что в способе инженерных изысканий на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильных дорог, включающем продольное передвижение вездехода с георадаром и спутниковой системой позиционирования, осуществляющей определение пространственных координат и грунтово-гидрогеологической информации, согласно изобретению, георадар последовательно перемещают по оси трассы и границам полосы отвода и осуществляют сбор исходной информации о рельефе в поперечном направлении только при прохождении по оси трассы, причем трассу разбивают на отрезки, длину s которых определяют на криволинейных участках в зависимости от допускаемого отклонения от оси трассы и ширины полосы отвода по формуле: s = (1-0,18 ![]() ![]() ![]() где s – шаг движения георадара на криволинейном участке, м; R – радиус кривой поворота, м; B – ширина полосы отвода, м, а на прямолинейных участках – в зависимости от условий видимости трассы; при этом между двумя смежными поперечными проходами георадара выдерживают расстояние, равное расстоянию между двумя опорными точками t, которое определяют по формуле: t = 30 – 5 ![]() ![]() где ![]() Формула изобретения
s = (1 – 0,18 ![]() ![]() ![]() где s – шаг движения георадара на криволинейном участке, м; R – радиус кривой поворота, м; B – ширина полосы отвода, м, а на прямолинейных – в зависимости от расстояния видимости, при этом между двумя смежными поперечными проходами георадара выдерживают расстояние, равное расстоянию между двумя опорными точками t, которое определяют по формуле t = 30-5x ![]() где ![]() РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 31.07.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 11-2003
Извещение опубликовано: 20.04.2003
|
||||||||||||||||||||||||||