Патент на изобретение №2170191

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2170191 (13) C2
(51) МПК 7
B63G8/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99117283/28, 09.08.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.08.1999

(45) Опубликовано: 10.07.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
RU 2082646 С1, 27.06.1997. FR 2379428 A1, 01.09.1998. Судостроение за рубежом, №8, 1989, с.29, 30.

Адрес для переписки:

603003, г.Нижний Новгород, ул. Свободы, 57, ОАО “Центральное конструкторское бюро “Лазурит”

(71) Заявитель(и):

Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро “Лазурит”

(72) Автор(ы):

Агишев Е.Р.,
Верич Г.С.,
Голдовский Б.И.,
Дикарев Н.Ф.,
Доронин В.Д.,
Ерпулев М.А.,
Козлов А.К.,
Кваша Н.И.

(73) Патентообладатель(и):

Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро “Лазурит”

(54) СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ


(57) Реферат:

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников. Он оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки. Аппарат оборудован системой проточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека. Последний имеет на выходном конце запорный клапан. На участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами. При реализации изобретения достигается обеспечение проведения декомпрессии спасаемых подводников непосредственно в самом спасательном аппарате. 1 ил.


Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (АПЛ) путем стыковки СПА с АПЛ, лежащей на грунте, приема в спасательный отсек СПА подводников и доставки их на надводное судно-носитель (СН) или ПЛ – носитель СПА.

Известны многие СПА данного назначения как отечественные (например, “Спасательно-рабочий подводный аппарат” по патенту N 2082646), так и зарубежные СПА (США, Италия, Франция, Швеция, Канада, Великобритания, Япония, КНР), базирующиеся на спасательных судах и подводных лодках (журнал “Судостроение за рубежом”, N 3, 1987 г., стр. 5-15).

Как показывает мировой опыт аварий, в отсеках аварийных ПЛ, как правило, возникает повышенное давление воздуха (из-за поступления воды внутрь корпуса, протечек из системы сжатого воздуха, создания экипажем повышенного давления в отсеках ПЛ для уменьшения поступления воды внутрь ПЛ через неплотности арматуры и т.д.)
Для возможности спасения экипажей ПЛ, находящихся в аварийной ПЛ под давлением, в конструкции СПА предусматривается возможность создания такого же давления воздуха в стыковочной (переходной) шахте и спасательном отсеке СПА. Обычно это давление составляет от 0,3 МПа до 0,6 МПа.

Недостатком всех известных СПА является то, что для обеспечения выживаемости спасаемых подводников, находящихся под давлением в аварийной ПЛ, суда-носители, на которых базируются СПА, должны иметь декомпрессионные камеры, в которые переводятся спасенные подводники из СПА для прохождения декомпрессии.

Установленный на судне-носителе декомпрессионный комплекс значительно повышает водоизмещение и стоимость судна. Известно также, что в странах НАТО для базирования СПА предусматривается использовать боевые атомные ПЛ, оборудованные соответствующими системами и устройствами (для использования и крепления СПА). Подобные разработки ведутся и в России.

Использование боевых ПЛ в качестве носителей СПА значительно расширяет возможности проведения спасательных работ, делая их не зависящими от гидрометеорологических условий и обеспечивающих проведение спасательных работ подо льдом.

Дооборудование же ПЛ декомпрессионными комплексами очень дорого и без ухудшения технических и боевых качеств ПЛ практически невозможно.

Целью предлагаемого изобретения является создание конструкции спасательного аппарата, обеспечивающего проведение декомпрессии спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).

Предложенный СПА для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.

При этом в спасательном отсеке и стыковочной (переходной) шахте создается давление, равное давлению воздуха в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа.

В отличие от известных аналогов предлагаемый СПА оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников, и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами (например, резьбовыми заглушками).

В спасательном подводном аппарате количество и диаметр калиброванных отверстий в стенке выходного конца трубопровода сброса вентиляционного воздуха системы поточной вентиляции определяется расчетно-экспериментальным путем, исходя из допустимой величины парциального давления диокиси углерода, необходимого для организма человека, и для поддержания постоянного давления в атмосфере спасательного отсека.

Схема предлагаемого СПА представлена на чертеже.

Спасательный подводный аппарат 1 имеет отсек управления 2, спасательный отсек 3, переходную шахту 4. СПА оборудован системой поточной вентиляции, состоящей из трубопровода 5 подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек с глушителем 6, трубопровода 7 сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека с калиброванными отверстиями 8 (открытие) и 9 (закрытие) и запорным клапаном 10.

Технология использования СПА для проведения в нем декомпрессии спасаемых подводников заключается в следующем:
– после установки СПА на судно-носитель по трубопроводу 5 от судна-носителя начинают подавать чистый сжатый воздух под давлением, соответствующим давлению в спасательном отсеке 3;
– одновременно по трубопроводу 7 с открытыми (одним или несколькими) калиброванными отверстиями 8 воздух из спасательного отсека 3 отводится в отсек управления 2 и далее через открытый люк в атмосферу;
– клапан 10 при этом закрыт, а объемные расходы воздуха при истечении по трубам 5 и 7 равны между собой – тем самым обеспечивается поддержание постоянного давления в спасательном отсеке 3 с одновременной очисткой атмосферы от диокиси углерода и других вредных примесей;
– для снижения давления в спасательном отсеке при переходе на очередную ступень декомпрессии открывается клапан 10, тем самым увеличивается расход воздуха через трубу 7 и снижается давление в спасательном отсеке до установленного на следующей ступени декомпрессии.

При открывании или закрывании соответствующих калиброванных отверстий 8 и 9 производится выравнивание объемных расходов воздуха при истечении через трубопроводы 5 и 7 и проводится декомпрессия спасаемых подводников на очередной ступени. Операция повторяется до окончания декомпрессии подводников и вывода их из отсека для спасаемых на судно (ПЛ)-носитель.

При базировании СПА на ПЛ-носителе подача вентиляционного воздуха производится с ПЛ, а сброс его – в атмосферу (при нахождении ПЛ в надводном положении) или непосредственно в ПЛ (при нахождении ПЛ в подводном положении). Снятие избыточного давления воздуха производится штатными компрессорами лодки в штатные баллоны воздуха высокого давления.

Схема спасательного аппарата, предназначенного для базирования на ПЛ-носителе, с системой поточной вентиляции принципиально не отличается от схемы аппарата, приведенной на чертеже.

Таким образом, предлагаемый спасательный аппарат позволяет проводить декомпрессию спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).

Формула изобретения


Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудованный стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки, при этом в спасательном отсеке и переходной шахте может создаваться повышенное воздушное давление, равное воздушному давлению в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа подводной лодки, отличающийся тем, что спасательный подводный аппарат оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами, например резьбовыми заглушками.

РИСУНКИ

Рисунок 1


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Министерство обороны РФ (в/ч № 25029)

Номер и год публикации бюллетеня: 4-2004

(73) Новый патентообладатель:

Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро” “Лазурит”

Договор № 17787 зарегистрирован 17.11.2003

Извещение опубликовано: 10.02.2004

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро ” Лазурит”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Завод “Красное Сормово”

Договор № РД0013031 зарегистрирован 11.10.2006

Извещение опубликовано: 27.11.2006 БИ: 33/2006

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро” “Лазурит”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество “Адмиралтейские верфи”

Договор № РД0058792 зарегистрирован 25.12.2009

Извещение опубликовано: 10.02.2010 БИ: 04/2010

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Открытое акционерное общество “Центральное конструкторское бюро” “Лазурит”

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Закрытое акционерное общество “Канонерский судоремонтный завод”

Договор № РД0067608 зарегистрирован 26.07.2010

Извещение опубликовано: 10.09.2010 БИ: 25/2010

* ИЛ – исключительная лицензия НИЛ – неисключительная лицензия


Categories: BD_2170000-2170999