Патент на изобретение №2170181

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2170181 (13) C1
(51) МПК 7
B60F3/00
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 2000115246/28, 15.06.2000

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

15.06.2000

(45) Опубликовано: 10.07.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 1813660 A2, 07.05.1993. RU 2096210 C1, 20.11.1997. RU 2097251 C1, 27.11.1997. SU 1813053 A3, 30.04.1993. US 3983832 A, 05.10.1976.

Адрес для переписки:

107884, Москва, ул. Старая Басманная, 21/4, МГУИЭ, проректору по научной работе

(71) Заявитель(и):

Московский государственный университет инженерной экологии

(72) Автор(ы):

Маринюк Б.Т.

(73) Патентообладатель(и):

Московский государственный университет инженерной экологии

(54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ, СНЕГУ И ВОДЕ


(57) Реферат:

Изобретение относится к транспорту и касается создания амфибийных транспортных средств для движения по льду, снегу и воде с целью транспортировки пассажиров и грузов в северных и центральных районах страны в зимний период. Транспортноt средство включает в себя корпус с размещенными в нем кабиной для управления, салоном для пассажиров, двигателем. Транспортное средство имеет шасси в виде скользящих опор-лыж. Корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки. Оболочка установлена на скользящих опорах-лыжах. Передняя часть опор-лыж загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки. Скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями. В качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя. Система колес размещена на корме водонепроницаемой оболочки и снабжена прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега. Колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и радиальными лопатками по внутренней. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении грузоподъемности транспортного средства, снижении расхода горючего на тонну перемещаемого груза, в повышении безопасности движения по слабому льду и в обеспечении возможности перемещения транспортного средства по воде. 1 ил.


Изобретение относится к классу транспортных средств, перемещающихся по поверхности льда, снега и воды, и может быть использовано для транспортировки пассажиров и грузов в северных и центральных районах страны в зимний период.

Известны транспортные устройства на гусеничном ходу – вездеходы для перемещения по льду и снегу [1]. Такие устройства состоят из двигателя, салона для пассажиров и грузов и гусеничные шасси, с помощью которых транспортное устройство перемещается по льду и снегу.

Опыт эксплуатации таких устройств в северных широтах показал низкую надежность гусеничной ленты, ограниченную скорость транспортного средства и его большую массу. Кроме того, такое устройство, имея большую массу, становится опасным для перемещения по тонкому льду на водоемах.

Наиболее близким по достигаемой сущности и достигаемому результату является транспортное средство для перемещения по льду и снегу – аэросани [2]. Данное транспортное средство состоит из корпуса с размещенными в нем кабиной управления, салоном для пассажиров, двигателем и шасси в виде скользящих опор-лыж. Устройство способно перемещаться по льду или снегу со скоростью 60-70 км/с, однако наблюдается высокий расход топлива на тонну перемещаемого груза и существует высокая опасность потопления при попадании транспортного средства на слабый лед. Кроме того, грузоподъемность аэросаней ограничена по причине аэродинамического принципа двигателя.

Задачей изобретения является увеличение грузоподъемности транспортного средства, снижение расхода горючего на тонну перемещаемого груза и повышение безопасности движения по слабому льду и возможность перемещения по воде.

Поставленная задача достигается тем, что в транспортном средстве для перемещения по льду, снегу или воде корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки и установлен на скользящих опорах-лыжах, передняя часть которых загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки, а скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями, причем в качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и снабженная прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега, при этом колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и лопатками по внутренней.

Конструктивная схема устройства согласно изложенному принципу представлена на чертеже.

Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде конструктивно состоит из корпуса в виде водонепроницаемой оболочки 1 с размещенной в нем кабиной управления 2, салоном для пассажиров 3 и двигателем 4. Корпус установлен на скользящих опорах-лыжах 5, передняя часть которых загнута кверху и выступает над кромкой оболочки 1. Лыжи 5 имеют встроенные нагреватели 6, расположенные вдоль полозьев лыж равномерно. В качестве движителя использована система колес 7, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и приводимая в действие от вала двигателя 8. Для лучшего сцепления колес 7 со льдом или снегом предусмотрено нажимное устройство 9, а сами колеса выполнены в виде жестких ободов 10, оребренных с внешней поверхности шипами 11 и с внутренней лопатками 12.

Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде действует следующим образом. При запуске двигателя 4 вал 8 приводится во вращение и передает крутящий момент на колеса движителя 7, которые контактируют с помощью прижимного устройства 9 с поверхностью льда. Опоры-лыжи 5 скользят по поверхности льда или снега. Для уменьшения коэффициента трения опор-лыж со льдом осуществляется подогрев с помощью встроенных нагревателей 6, расположенных вдоль опор-лыж.

Помимо прижимного устройства 9 совершенный контакт с поверхностью льда осуществляется с помощью шипов 11, расположенных на внешней поверхности жестких ободов 10 колес 7.

Если на поверхности льда имеется толстый слой снега, в дело вступают радиальные лопатки 12, они же используются для движения в воде, работая как плицы в колесных теплоходах.

Транспортное средство данного типа весьма экономично при движении, поскольку подогрев подошв-лыж снижает коэффициент трения металла о лед до значения, равного 0,02, что обеспечивает высокую грузоподъемность транспортного средства и снижает расход горючего.

Эксплуатация транспортного средства, построенного по данному принципу, исключает его потопление при разрушении тонкого льда /корпус обладает положительной плавучестью/.

Реализация подобного транспортного средства позволит осуществлять зимнюю навигацию на реках и озерах России, что обеспечивает значительный экономический эффект и решит проблемы доставки грузов в труднодоступные районы, расположенные на островах.

Источники информации
1. Политехнический словарь. Гл. редактор И. И. Артоболевский – М.: “Советская энциклопедия” 1977 г., стр. 7.

2. Политехнический словарь. Гл. редактор И. И. Артоболевский – М.: “Советская энциклопедия” 1977 г., стр. 42 /прототип/.

Формула изобретения


Транспортное средство для движения по льду, снегу и воде, включающее корпус с размещенными в нем кабиной управления, салоном для пассажиров, двигателем и шасси в виде скользящих опор-лыж, отличающееся тем, что корпус выполнен в виде водонепроницаемой оболочки, установленной на скользящих опорах-лыжах, передняя часть которых загнута кверху и выступает над верхней кромкой оболочки, а скользящие опоры-лыжи снабжены встроенными нагревателями, причем в качестве движителя использована система колес, приводимая в действие от вала двигателя, размещенная на корме водонепроницаемой оболочки и снабженная, прижимным устройством для улучшения контакта колес с поверхностью льда и снега, при этом колеса выполнены в виде жестких ободов, оребренных шипами по внешней поверхности и радиальными лопатками по внутренней.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.06.2007

Извещение опубликовано: 27.01.2009 БИ: 03/2009


Categories: BD_2170000-2170999