Патент на изобретение №2169905

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2169905 (13) C2
(51) МПК 7
G01F1/34
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 99104839/28, 09.03.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

09.03.1999

(45) Опубликовано: 27.06.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
SU 712669, 30.01.1980. SU 351082, 13.09.1972. EP 0152226 A1, 21.08.1985. EP 0137623 A1, 17.04.1985. US 4825704 A, 02.05.1989. US 4823615 A, 25.04.1989. US 4389900 A, 28.06.1983. US 3921448 A, 25.09.1975. CH 657702 A5, 15.09.1986. DE 19635789 A1, 05.03.1998. DE 4242630 A1, 26.05.1994. FR 2578644 A1, 12.09.1986. FR 2412058 A1, 13.07.1979. RU 2018786 C1, 30.08.1994. RU 2111457 C1, 20.05.1998. RU 2055322 C1, 27.02.1996. SU 1800274 A1, 07.03.1993.

Адрес для переписки:

249020, Калужская обл., г. Обнинск, Студгородок 1, ИАТЭ, патентный отдел

(71) Заявитель(и):

Институт атомной энергетики

(72) Автор(ы):

Авдеев Е.Ф.,
Большунова В.В.

(73) Патентообладатель(и):

Институт атомной энергетики

(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА В ТРУБОПРОВОДЕ


(57) Реферат:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров затруднена. Способ определения расхода в трубопроводах включает измерения максимальной скорости на оси трубы и перепада давления на любой его длине одинакового диаметра. Особенность способа состоит в том, что скорость измеряют только в одной точке, истинный профиль скорости опосредованно учитывают в измеренном перепаде давления на длине, а расход для гидравлически гладких и шероховатых труб определяют по одной и той же приведенной в описании математической зависимости. Это приводит к упрощению способа и повышению точности определения расхода в трубопроводе. 1 ил.


Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров в магистраль невозможна по условиям эксплуатации и/или нежелательна из-за повышения затрат на собственные нужды вследствие появления дополнительных местных сопротивлений.

Известен способ определения расхода жидкости, при котором измеряются перепады давлений на участке трубопровода, содержащем отводную линию, последовательно при открытой и закрытой отводной линии, дополнительно измеряют расход в отводной линии [1].

Известен также способ определения расхода жидкости, при котором измеряют скорость потока в пяти точках, одна из которых расположена на оси трубопровода, а четыре – на его периферии [2].

Оба эти способа являются наиболее близкими техническими решениями, выбранными в качестве прототипа.

Однако известные способы имеют недостатки. При определении расхода жидкости первым способом необходима врезка отводной линии и измерение в ней расхода. Существенным недостатком при определении расхода вторым способом является необходимость замера скоростей в нескольких точках, расположенных на точно определенном расстоянии от стенки, что связано с техническими трудностями точной установки зондов.

Цель изобретения – упрощение и повышение точности определения расхода в трубопроводе.

Поставленная цель достигается тем, что измеряется скорость потока только в одной точке на оси трубопровода, истинный профиль скорости опосредованно учитывается измерением перепада давления по длине, а расход определяется по математической зависимости.

(1)
где
a – внутренний радиус трубопровода;
umax – максимальная скорость на оси трубопровода;
p – перепад давления на длине L;
L – длина участка;
– плотность среды.

На чертеже схематично изображено устройство, реализующее способ.

На оси трубопровода T поставлена трубка Пито для определения максимальной скорости по зависимости
(2)
где
pо – давление торможения на оси трубопровода;
p – статическое давление в этом же сечении.

Расход определяется следующим образом.

На любом участке длиной L измеряется перепад давления p. Из формулы Дарси – Вейсбаха
(3)
где
– коэффициент сопротивления трения;
Uср – средняя скорость;
d – внутренний диаметр;
и зависимости, связывающей среднюю uср и динамическую скорости u*
(4)
определяется динамическая скорость u*:
(5)
Из логарифмического распределения скоростей, справедливого для гладких и шероховатых труб
(6)
где
a – внутренний радиус трубопровода;
y – расстояние от стенки (y = a-r, r – текущий радиус);
находится локальное значение скорости u
(7)
Выражение для расхода находится в результате вычисления интеграла
(8)
которое дает:
(9)
Аналогичное выражение было получено, когда в центральной части профиль скорости принимался по формуле Дарси:
(10)
а около стенки – по логарифмической зависимости. Выражение было уточнено с учетом линейного профиля скорости в ламинарном подслое в непосредственной близости стенки.

Аналогичным выражение было и когда профиль скорости принимался по Карману:
(11)
где – постоянная турбулентности.

В последнем случае значение коэффициента при втором слагаемом (9) отличалось на 5%.

Расходы, определенные по замерам на экспериментальном стенде по выражению (9), сравнивались с расходами, определенными с помощью выполненной по ГОСТу трубы Вентури. В диапазоне расходов Q(0.002-0.004) м3/с отличие составляло не более 3%.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1800274, кл. G 01 F 1/00, Способ определения расхода в трубопроводах.

2. Патент Российской Федерации N 2018786, кл. G 01 F 1/34, Способ определения расхода в трубопроводе большого диаметра.

Формула изобретения


Способ определения расхода в трубопроводах, включающий измерения максимальной скорости на оси трубы и перепада давления на любой его длине одинакового диаметра, отличающийся тем, что, с целью упрощения определения расхода и повышения точности, скорость измеряют только в одной точке, истинный профиль скорости опосредованно учитывают в измеренном перепаде давления на длине, а расход для гидравлически гладких и шероховатых труб определяют по одной и той же математической зависимости

где а – внутренний радиус трубопровода;
umax – максимальная скорость на оси трубопровода;
p – перепад давления на длине L;
L – длина участка;
– плотность среды.

РИСУНКИ

Рисунок 1


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.03.2001

Номер и год публикации бюллетеня: 5-2003

Извещение опубликовано: 20.02.2003


Categories: BD_2169000-2169999