Патент на изобретение №2169905
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА В ТРУБОПРОВОДЕ
(57) Реферат: Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров затруднена. Способ определения расхода в трубопроводах включает измерения максимальной скорости на оси трубы и перепада давления на любой его длине одинакового диаметра. Особенность способа состоит в том, что скорость измеряют только в одной точке, истинный профиль скорости опосредованно учитывают в измеренном перепаде давления на длине, а расход для гидравлически гладких и шероховатых труб определяют по одной и той же приведенной в описании математической зависимости. Это приводит к упрощению способа и повышению точности определения расхода в трубопроводе. 1 ил. Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расходов в трубопроводах, где установка датчиков традиционных расходомеров в магистраль невозможна по условиям эксплуатации и/или нежелательна из-за повышения затрат на собственные нужды вследствие появления дополнительных местных сопротивлений. Известен способ определения расхода жидкости, при котором измеряются перепады давлений на участке трубопровода, содержащем отводную линию, последовательно при открытой и закрытой отводной линии, дополнительно измеряют расход в отводной линии [1]. Известен также способ определения расхода жидкости, при котором измеряют скорость потока в пяти точках, одна из которых расположена на оси трубопровода, а четыре – на его периферии [2]. Оба эти способа являются наиболее близкими техническими решениями, выбранными в качестве прототипа. Однако известные способы имеют недостатки. При определении расхода жидкости первым способом необходима врезка отводной линии и измерение в ней расхода. Существенным недостатком при определении расхода вторым способом является необходимость замера скоростей в нескольких точках, расположенных на точно определенном расстоянии от стенки, что связано с техническими трудностями точной установки зондов. Цель изобретения – упрощение и повышение точности определения расхода в трубопроводе. Поставленная цель достигается тем, что измеряется скорость потока только в одной точке на оси трубопровода, истинный профиль скорости опосредованно учитывается измерением перепада давления по длине, а расход определяется по математической зависимости. (1)где a – внутренний радиус трубопровода; umax – максимальная скорость на оси трубопровода; p – перепад давления на длине L;L – длина участка; – плотность среды.
На чертеже схематично изображено устройство, реализующее способ.
На оси трубопровода T поставлена трубка Пито для определения максимальной скорости по зависимости (2)где pо – давление торможения на оси трубопровода; p – статическое давление в этом же сечении. Расход определяется следующим образом. На любом участке длиной L измеряется перепад давления p. Из формулы Дарси – Вейсбаха (3)где – коэффициент сопротивления трения;Uср – средняя скорость; d – внутренний диаметр; и зависимости, связывающей среднюю uср и динамическую скорости u* (4)определяется динамическая скорость u*: (5)Из логарифмического распределения скоростей, справедливого для гладких и шероховатых труб (6)где a – внутренний радиус трубопровода; y – расстояние от стенки (y = a-r, r – текущий радиус); находится локальное значение скорости u (7)Выражение для расхода находится в результате вычисления интеграла (8)которое дает: (9)Аналогичное выражение было получено, когда в центральной части профиль скорости принимался по формуле Дарси: (10)а около стенки – по логарифмической зависимости. Выражение было уточнено с учетом линейного профиля скорости в ламинарном подслое в непосредственной близости стенки. Аналогичным выражение было и когда профиль скорости принимался по Карману: (11)где – постоянная турбулентности.
В последнем случае значение коэффициента при втором слагаемом (9) отличалось на 5%.
Расходы, определенные по замерам на экспериментальном стенде по выражению (9), сравнивались с расходами, определенными с помощью выполненной по ГОСТу трубы Вентури. В диапазоне расходов Q (0.002-0.004) м3/с отличие составляло не более 3%.
Источники информации1. Авторское свидетельство СССР N 1800274, кл. G 01 F 1/00, Способ определения расхода в трубопроводах. 2. Патент Российской Федерации N 2018786, кл. G 01 F 1/34, Способ определения расхода в трубопроводе большого диаметра. Формула изобретения
![]() где а – внутренний радиус трубопровода; umax – максимальная скорость на оси трубопровода; p – перепад давления на длине L;L – длина участка; – плотность среды.
РИСУНКИ
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 10.03.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 5-2003
Извещение опубликовано: 20.02.2003
|
||||||||||||||||||||||||||

(1)
p – перепад давления на длине L;
– плотность среды.
На чертеже схематично изображено устройство, реализующее способ.
На оси трубопровода T поставлена трубка Пито для определения максимальной скорости по зависимости
(2)
(3)
– коэффициент сопротивления трения;
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
(10)
(11)
– постоянная турбулентности.
В последнем случае значение коэффициента при втором слагаемом (9) отличалось на 5%.
Расходы, определенные по замерам на экспериментальном стенде по выражению (9), сравнивались с расходами, определенными с помощью выполненной по ГОСТу трубы Вентури. В диапазоне расходов Q
(0.002-0.004) м3/с отличие составляло не более 3%.
Источники информации