Патент на изобретение №2169801

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2169801 (13) C2
(51) МПК 7
C25D11/16
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – прекратил действие

(21), (22) Заявка: 98110718/02, 08.06.1998

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

08.06.1998

(43) Дата публикации заявки: 27.02.2000

(45) Опубликовано: 27.06.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Сборник трудов МАСИ. – М.: 1995, с. 210 и 211. ЕР 0173460 А2, 05.03.1986. DE 2251382 В2, 26.04.1973. JP 3-69998 A, 04.06.1991.

Адрес для переписки:

445633, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Заставная, 2, АО “Автоваз”, Ген. ДР. ПЛО Голикову А.П.

(71) Заявитель(и):

Акционерное общество “АВТОВАЗ”,
Общество с ограниченной ответственностью “ТОРСЭТ”

(72) Автор(ы):

Чудинов Б.А.,
Шатров А.С.,
Большаков В.А.,
Полунин В.И.,
Павлихин С.Е.,
Иотов В.В.

(73) Патентообладатель(и):

Акционерное общество “АВТОВАЗ”,
Общество с ограниченной ответственностью “ТОРСЭТ”

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ НА ДЕТАЛЯХ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ


(57) Реферат:

Изобретение относится к области нанесения износостойких покрытий и может быть использовано для повышения эксплуатационных свойств деталей из алюминиевых сплавов. Способ заключается в том, что перед оксидированием на рабочую поверхность наносят регулярный рельеф резанием и/или пластическим деформированием в виде системы канавок с отношением глубины канавки к ее ширине 0,2 – 5,0. Техническим результатом является повышение износостойкости трущихся поверхностей за счет формирования на поверхности скольжения микро- и макрорельефов, обеспечивающих оптимальные маслоемкость, жесткость и форму неровностей.


Изобретение относится к области нанесения износостойких покрытий и может быть использовано для повышения эксплуатационных свойств деталей из алюминиевых сплавов.

Известен способ микродугового оксидирования (МДО) поверхностей деталей из алюминиевых сплавов, позволяющий в несколько раз повысить износостойкость рабочих поверхностей (патент РФ N 2070622).

При МДО на поверхности образуется слой из Al2O3, твердость которого достигает 1000 и более единиц HV.

Для обеспечения высокой прочности слоя и его адгезии с основным материалом применяют различные технологические решения, варьируя составом электролита, формой и частотой электрических импульсов, длительностью процесса оксидирования, химическим составом сплава.

Наиболее близким к предлагаемому является способ создания предварительной пластической деформации (ППД) поверхностного слоя заготовки (Сборник трудов МАСИ, Москва, 1995 г., с. 210 “Влияние предварительного пластического деформирования на химический и структурный состав покрытия, полученного методом микродугового оксидирования на сплаве АК6”). ППД приводит к изменению поэлементного состава и структуры покрытия, получаемого путем МДО, в результате чего повышаются такие характеристики покрытия, как толщина и микротвердость.

Недостатком известного способа является то, что повышение твердости не всегда приводит к повышению износостойкости поверхности трения, более того, она может интенсифицировать износ сопряженной поверхности. При граничном режиме трения более значимыми факторами, способствующими повышению износостойкости пар трения являются характер микро- и макропрофилей рабочих поверхностей, их маслоемкость. В указанном способе за счет выглаживания поверхности шариками происходит ухудшение такой характеристики как маслоемкость.

Задачей изобретения является повышение износостойкости трущихся поверхностей из алюминиевых сплавов за счет формирования на поверхности скольжения микро- и макрорельефа, обеспечивающих оптимальную с точки зрения износостойкости маслоемкость, жесткость и форму микронеровностей.

Задача решается тем, что перед оксидированием проводят предварительную механическую обработку с нанесением регулярного рельефа в виде системы канавок с соотношением глубины канавки к ее ширине, лежащем в диапазоне 0,2…5 путем резания и/или пластического деформирования. В результате геометрического увеличения площади рабочей поверхности соответственно растет ее пористость, что приводит к повышению маслоемкости пары трения.

Были проведены триботехнические испытания образцов с поверхностями трения, обработанными по заявляемому способу с треугольным профилем канавок с отношением глубины канавки к ее ширине 0,2 – 5,0. Испытания показали, что усредненная пористость и маслоемкость такой поверхности в несколько раз (2-3) выше, чем у поверхности с системой канавок, имеющей другие геометрические характеристики. Триботехнические характеристики, полученные на универсальной машине трения и специализированном стенде с возвратно-поступательным движением образцов в диапазонах нагрузок P = 50 – 250 H и скоростей скольжения V = 0,3 – 2,0 м/с, изменялись следующим образом: нагрузка задира возросла в 2 – 4 раза, а износостойкость возросла в 1,5 – 3 раза по сравнению с образцами без канавок. Это свидетельствует о том, что данный способ позволяет получать узлы трения с заданными триботехническими характеристиками.

Формула изобретения


Способ получения износостойких поверхностей трения на деталях из алюминиевых сплавов, включающий предварительную механическую обработку рабочей поверхности и ее оксидирование, отличающийся тем, что предварительную механическую обработку проводят с нанесением регулярного рельефа в виде системы канавок с отношением глубины канавки к ее ширине 0,2 – 5,0 путем резания и/или деформирования.


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 08.06.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003

Извещение опубликовано: 20.11.2003


Categories: BD_2169000-2169999