Патент на изобретение №2169785
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ
(57) Реферат: Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения. Металлокерамический антифрикционный сплав на основе карбида вольфрама содержит никель, кобальт, хром, дисульфид молибдена и медь при следующем соотношении компонентов, вес.%: карбид вольфрама зернистостью 0,18 – 0,28 мм 65 – 80, никель 5,0 – 10, кобальт 0,5 – 3, хром 0,5 – 5, дисульфид молибдена 0,5 – 1,5, медь – остальное. Изобретение позволяет снизить коэффициент трения при работе устройств типа пар трения и подшипников скольжения. Изобретение относится к области металлокерамических антифрикционных сплавов, применяемых для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения. Известен металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Кобальт – 1,3-6,7 Медь – 40-45 Никель – 2,5-3,5 Алмаз – 9-11 Карбид вольфрама – Остальное Известен также металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Карбид вольфрама – 50-70 Никель – 5-10 Кобальт – 0,5-5 Хром – 0,5-5 Медь – Остальное Однако оба известных сплава обладают достаточно высоким коэффициентом трения порядка 0,06, что снижает эксплуатационные характеристики устройств, таких как пары трения, подшипники скольжения и др., в которых используются эти сплавы. Задачей изобретения является создание сплава, позволяющего снизить коэффициент трения при работе устройств типа пар трения и подшипников скольжения. Задача решается при использовании сплава, который имеет следующий состав, вес%: Карбид вольфрама зернистостью 0,18-0,28 мм – 65-80 Никель – 5,0-10 Кобальт – 0,5-3 Хром – 0,5-5 Дисульфид молибдена – 0,5-1,5 Медь – Остальное Предложенный сплав получают путем прессования исходной шихты, состоящей из зерен литого карбида вольфрама зернистостью 0,18 – 0,28 мм и порошков кобальта, никеля, хрома, меди и дисульфида молибдена, взятых в указанном соотношении и последующего спекания при температуре, при которой происходит образование жидкой фазы низкоплавких связующих. За счет мелкозернистой структуры сплава, обусловленной использованием карбида вольфрама самой мелкой фракции, а также введения в состав сплава дисульфида молибдена, выполняющего роль твердой смазки, величина коэффициента трения при эксплуатации снижается до величины 0,005-0,015. Необходимо отметить, что получение карбида вольфрама заданной зернистости не является предметом специального технологического процесса и таким образом не влияет на себестоимость сплава. Из предложенного сплава были изготовлены подшипники скольжения, которы были испытаны в условиях приближенных к эксплуатации, и показали следующие свойства: Нагрузочная способность – не более 20 кг/см2 Коэффициент трения – 0,01 Интенсивность износа на нефти – не > 0,03 мкм/час Достигнутый ресурс работоспособности на воздухе – 12000 час Источники информации 1. А.С. 375314, C 22 C 29/00, 1973 г. 2. А.С. 436881, C 22 C 29/00 1974 г. Формула изобретения
Карбид вольфрама зернистостью 0,18 – 0,28 мм – 65 – 80 Никель – 5,0 – 10 Кобальт – 0,5 – 3 Хром – 0,5 – 5 Дисульфид молибдена – 0,5 – 1,5 Медь – Остальное MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 18.07.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2004
Извещение опубликовано: 10.04.2004
|
||||||||||||||||||||||||||