Патент на изобретение №2169694
|
||||||||||||||||||||||||||
(54) ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ СТРЕЛА КРАНО-МАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ
(57) Реферат: Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению. Грузоподъемная стрела крано-манипуляторной установки содержит располагаемую на стойке опорно-поворотного устройства, с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, подъемную секцию (5) с шарнирно сочлененной телескопической стрелой (9) с гидроцилиндрами привода ее выдвижных секций с обеспечением компенсационной развязки, обеспечивающей свободу перемещения указанных секций относительно гидроцилиндров в боковом направлении, выдвигаемый из замыкающей секции телескопической стрелы механический удлинитель, на конце которого закреплен соответствующий рабочий орган. В конструкции стрелы оптимизированы балочные и присоединительные элементы. Между секциями телескопической стрелы и механическим удлинителем установлены плоские направляющие из полимерного антифрикционного материала, с обеих сторон которых установлены ограничители продольного смещения направляющих под действием эксплуатационных нагрузок. На секциях телескопической стрелы установлены присоединители для закрепления гидравлических магистралей, а неподвижная секция телескопической стрелы снабжена скобой для фиксации на ней грузозахватного крюка в транспортном положении. Изобретение улучшает технико-эксплуатационные характеристики и повышает надежность. 63 ил. Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к грузоподъемным стрелам крано-манипуляторных установок. Известен ряд аналогов изобретения как отечественной, так и зарубежной разработки (см. например, ж-л “Строительные и дорожные машины N 10 за 1988 год, стр. 11, рис. 2; авт. свид. SU N 1227593 A1, МПК B 66 C 23/88, за 1981 год; пат. N 2699909 Франции, МПК B 66 C 23/693 – BULLETIN OFFICIAL DELA PROPRIETE INDUSTRIELLE 940701 N 26, РЖ “ИСМ” 36-09-95, стр. 7; DE 2558613, 15.07.1976 г. , B 66 C 23/42; WO 94/23387, B 66 C 23/693, 10.11.1994 г.; GB 2134072, 08.08.1984 г., B 66 C 23/64 и др.). Однако большинство из них имеют неоптимальную конструкцию, относительно невысокие эксплуатационные качества и сложны в изготовлении. Так, например, в известной телескопической стреле по заявке WO 94/23387, B 66 C 23/693, 10.11.1994 г., гидроцилиндры привода выдвижных секций параллельно размещены на наклонных гранях ее металлоконструкции, а в зонах их закрепления предусмотрена соответствующая компенсационная развязка, обеспечивающая свободу перемещения указанных секций относительно гидроцилиндров. При этом, узлы крепления гидроцилиндров в ней выполнены в виде закрепленных на ее секциях держателей коробчатой формы, в которых установлены приспособления, представляющие собой жестко соединенные с держателями пластины, имеющие группы, например, четыре, отверстий под крепежные винты, посредством которых корпуса гидроцилиндров присоединяются к пластинам через специальные муфты, обеспечивающие соответствующую регулировку осевого положения гидроцилиндров. В указанных пластинах имеются центральные отверстия, через которые могут свободно проходить поршневые штоки соответствующих гидроцилиндров. Поршневые штоки гидроцилиндров в этой известной стреле шарнирно соединены с расположенными на верхних полках коробов держателей плоскими одинарными (одностенными) проушинами. В целом такая конструкция держателей сложна в исполнении, имеет достаточно большие габариты, низкое весовое совершенство и ухудшает эстетичный вид стрелы, а для исключения возможного изгиба под действием эксплуатационных нагрузок плоских одинарных проушин они должны иметь большую толщину. Реализуемая в данной конструкции схема компенсационной развязки металлоконструкции телескопической стрелы и расположенных на ней гидроцилиндров не совсем оптимальна. Данное обстоятельство обусловлено тем, что указанная развязка выполнена по месту закрепления на металлоконструкции корпусов гидроцилиндров, обладающих гораздо большей инерционной массой по сравнению с поршневыми штоками. В конструкции указанной стрелы не предусмотрены соответствующие элементы фиксации на ней гидроцилиндров перемещения телескопических секций и грузозахватного крюка в транспортном положении, а также держатели для упорядоченной прокладки по ней гибких шлангов гидросистемы. В результате, при наличии вышеупомянутой компенсационной развязки (соответствующих зазоров между корпусами гидроцилиндров и металлоконструкщий держателей) и отсутствии элементов крепления грузозахватного крюка и шлангов в процессе движения крана-манипулятора с такой стрелой, будут иметь место соответствующие колебания гидроцилиндров и крюка относительно ее металлоконструкции, сопровождающиеся их взаимными соударениями и акустическими эффектами (дребезгом), а проложенные по стреле шланги гидросистемы будут иметь неупорядоченный вид. Известная крановая стрела ромбического сечения по пат. GB 2134072, 08.08.1984 г., B 66 C 23/64 сложна в конструктивном исполнении, имеет большие габариты и относительно низкое весовое совершенство. Указанные недостатки обусловлены, в основном, схемным построением телескопических секций и вафельной конструкцией ее боковых стенок. Для такой конструкции характерно наличие большого количества сварных швов со всеми вытекающими отсюда последствиями, а для формирования вафель (местных углублений) в боковых стенках указанных секций необходимо специальное штамповочное оборудование. Между подвижными секциями этой известной телескопической стрелы установлены специальные опоры скольжения, воспринимающие воздействие соответствующих нагрузок в вертикальной и горизонтальной плоскостях, выполненные в виде локальных цилиндрических вставок относительно небольшого диаметра с достаточно сложными элементами их крепления. Вследствие указанной особенности конструктивного исполнения реализуемое на них удельное давление может быть достаточно большим, поэтому они более подвержены износу. Из числа известных аналогов заявляемого технического решения ближайшим (прототипом) может служить грузоподъемная стрела крана-манипулятора МКС-4032 Балашихинского завода автомобильных кранов, конструктивное исполнение которой приведено на рис.4 (стр.29), 7 (стр.33) и 8 (стр.34) “Пособия для операторов (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-манипуляторов”, авт.-составитель Н. А. Шишков, М. , НПО ОБТ, 1995 г. (ББК 32.816Н, П62, УДК [621.856.8-5:658.382.3]:658,386.06). Указанная стрела содержит располагаемую на верхнем конце стойки опорно-поворотного устройства крана-манипулятора, с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, подъемную секцию (рукоятку) коробчатой формы и переменного по длине поперечного сечения прямоугольной конфигурации, снабженную приварными присоединительными элементами, шарнирно сочлененную и кинематически связанную с ней посредством гидроцилиндра подъема двухстороннего действия, телескопическую стрелу с шарнирно закрепленным на ней с возможностью поворота в вертикальной плоскости гидроцилиндром привода выдвижных секций, и дискретно выдвигаемым из замыкающей секции ее, с фиксацией в каждом из промежуточных и крайних положений при помощи шкворня механическим удлинителем, снабженным концевым присоединителем для рабочего органа, например, подвески с грузозахватным крюком. При этом, каждая из секций телескопической стрелы и механический удлинитель выполнены коробчатыми из гнутых тонколистовых профилей гексагональной конфигурации с постоянными по длине размерами поперечного сечения и снабжены приварными присоединительными элементами. Между сопрягаемыми друг с другом секциями телескопической стрелы и механическим удлинителем установлены плоские направляющие из антифрикционного материала в виде локальных вкладышей (скользунов) цилиндрической формы, поджимаемых снизу резьбовыми пробками. В трехсекционной стреле прототипа в качестве привода ее выдвижных секций использован телескопический гидроцилиндр с двумя встроенными друг в друга штоками. Крепление корпуса гидроцилиндра на металлоконструкции телескопической стрелы осуществлено при помощи приваренных к нему в средней по длине части двух горизонтально расположенных цилиндрических цапф, введенных в открытые сверху прямоугольные вертикальные пазы, выполненные в приваренных к гексагональному коробу неподвижной секции стрелы плоских присоединительных пластинах. Пластины узла крепления корпуса телескопического цилиндра снабжены механизмами ригельного типа, исключающими несанкционированный выход цапф из присоединительных пазов. Схема соединения штоков телескопического цилиндра с выдвижными секциями стрелы аналогична рассмотренному варианту закрепления его корпуса. При этом, в узле закрепления промежуточного штока гидроцилиндра помимо ригелей предусмотрено дополнительное предохранение в виде накидной скобы, жестко замыкающей верхние концы присоединительных пластин, а в узле крепления концевого штока нет ни ригелей, ни скобы. Телескопическая стрела прототипа плоско-параллельно смещена в поперечном направлении относительно подъемной секции, что несколько усложняет конструктивное исполнение узла шарнирного сочленения указанных частей металлоконструкции и ухудшает по нагруженности условия работы деталей крепления. В остальном же, указанному прототипу, из-за особенностей его конструктивного исполнения, свойственны многие из недостатков, имеющихся и у приведенных выше аналогов. Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции, технологии изготовления заявляемой грузоподъемной стрелы крано-манипуляторной установки и улучшение ее технико-эксплуатационных качеств. В соответствии с изобретением поставленная задача достигается тем, что в заявляемой грузоподъемной стреле крано-манипуляторной установки оптимизированы металлоконструкция балочных и присоединительных элементов с подкреплением ее в наиболее нагруженных зонах локальными усилителями приварного типа, узлы крепления гидроцилиндров, предусмотрены установка в зоне расположения направляющих из антифрикционного материала ограничителей величины их просадки и продольного смещения под действием эксплуатационных нагрузок, формирование в корпусе стрелы лючков, обеспечивающих прокладку гибких гидромагистралей крано-манипуляторной установки внутри короба подъемной секции, снабжение секций телескопической стрелы держателями навесного типа для их крепления в необходимых местах прокладываемых по ней снаружи гибких гидромагистралей, а также фиксация подвижных частей стрелового оборудования в транспортном положении и др. Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображены: на фиг. 1 – общий вид грузоподъемной стрелы крано-манипуляторной установки (выдвижные секции телескопической стрелы и механический удлинитель втянуты); на фиг. 2 – вид A спереди (со стороны грузозахватного органа) на грузоподъемную стрелу; на фиг. 3 – общий вид телескопической стрелы с выдвинутыми секциями и механическим удлинителем; на фиг. 4 – поперечное сечение Б-Б узла шарнирного сочленения корпуса гидроцилиндра подъема телескопической стрелы с подъемной секцией; на фиг. 5 – поперечное сечение В-В узла шарнирного сочленения корпуса подъемной секции с телескопической стрелой; на фиг. 6 – поперечное сечение Г-Г узла шарнирного сочленения штока гидроцилиндра подъема телескопической стрелы с ее неподвижной секцией; на фиг. 7 – вид Д сбоку на телескопическую стрелу в зоне крепления гидроцилиндров привода ее выдвижных секций (гидроцилиндры условно не показаны); на фиг. 8 – поперечное сечение Е-Е узлов шарнирного крепления корпусов гидроцилиндров привода выдвижных секций телескопической стрелы на ее металлоконструкции; на фиг. 9 – поперечное сечение Ж-Ж узла сочленения штока гидроцилиндра привода первой выдвижной секции телескопической стрелы с ее металлоконструкцией; на фиг. 10 – поперечное сечение И-И узла сочленения штока гидроцилиндра привода второй выдвижной секции телескопической стрелы с ее металлоконструкцией; на фиг. 11 – общий вид подъемной секции стрелы; на фиг. 12 – вид К сверху на подъемную секцию стрелы; на фиг. 13 – продольный разрез М-М подъемной секции стрелы; на фиг. 14 – выносной элемент Л с изображением одной из опорных бобышек, используемых для фиксации пространственного положения нижней стенки корпуса подъемной секции стрелы; на фиг. 15 – поперечное сечение Н-Н корпуса подъемной секции стрелы в зоне приварки к его боковым стенкам встык удлинительных надставок; на фиг. 16 – вид О сверху на одну из продольных приварных накладок в зоне локального увеличения толщины верхней и нижней стенок корпуса подъемной секции стрелы; на фиг. 17 – поперечное сечение П-П присоединительного элемента подъемной секции для шарнирного сочленения ее с телескопической стрелой; на фиг. 18 – выносной элемент Р с изображением продольного разреза подъемной секции стрелы в зоне расположения присоединительного элемента для шарнирного сочленения ее с телескопической стрелой; на фиг. 19 – поперечное сечение С-С присоединительного элемента подъемной секции стрелы в зоне расположения узлов шарнирного сочленения ее: со стойкой опорно-поворотного устройства крано-манипуляторной установки штоком гидроцилиндра ее углового перемещения и корпусом гидроцилиндра подъема телескопической стрелы; на фиг. 20 – общий вид корпуса подъемной секции стрелы; на фиг. 21 – вид Т сверху на корпус подъемной секции стрелы; на фиг. 22 – общий вид дна, замыкающего короб подъемной секции с тыльной части; на фиг. 23 – вид У сзади на дно подъемной секции стрелы; на фиг. 24 – общий вид удлинительной надставки, привариваемой к боковым стенкам корпуса подъемной секции в районе ее тыльной части; на фиг. 25 – общий вид локального усилителя привариваемого к удлинительным надставкам и хвостовикам тыльной части корпуса подъемной секции стрелы; на фиг. 26 – вид спереди на локальный усилитель, привариваемый к удлинительным надставкам и хвостовикам тыльной части корпуса подъемной секции стрелы; на фиг. 27 – общий вид неподвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 28 – вид Ф на неподвижную секцию телескопической стрелы с ее тыльной части; на фиг. 29 – вид Х сбоку на неподвижную секцию телескопической стрелы в зоне расположения ее тыльной части; на фиг. 30 – поперечное сечение Ц-Ц присоединительного элемента неподвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения узла шарнирного сочленения ее с подъемной секцией; на фиг. 31 – поперечное сечение Ч-Ч присоединительного элемента неподвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения узла шарнирного сочленения со штоком гидроцилиндра ее подъема; на фиг. 32 – общий вид механического ограничителя, приваренного к гексагональному коробу неподвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 33 – вид Ш спереди на установочный силовой кронштейн для шарнирного закрепления корпуса гидроцилиндра привода первой выдвижной секции телескопической стрелы на неподвижной секции последней; на фиг. 34 – вид Щ сбоку на установочный силовой кронштейн для шарнирного закрепления корпуса гидроцилиндра привода первой выдвижной секции телескопической стрелы на неподвижной секции последней; на фиг. 35 – вид Э сверху на установочный силовой кронштейн для шарнирного закрепления корпуса гидроцилиндра привода первой выдвижной секции телескопической стрелы на неподвижной секции последней; на фиг. 36 – вид Ю сзади на скобу неподвижной секции телескопической стрелы для фиксации на ней грузозахватного крюка в транспортном положении; на фиг. 37 – поперечное сечение Я-Я неподвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения плоских направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 38 – поперечное сечение A1-A1 неподвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения ограничителей величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 39 – общий вид направляющей из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 40 – вид сверху на направляющую из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 41 – общий вид ограничителя величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 42 – вид спереди на ограничитель величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 43 – общий вид первой выдвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 44 – вид Б1 спереди на первую выдвижную секцию телескопической стрелы; на фиг. 45 – вид B1 сверху на переднюю часть первой выдвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 46 – поперечное сечение Г1-Г1 первой выдвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения плоских направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 47 – поперечное сечение E1-E1 первой выдвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения ограничителей величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 48 – общий вид второй выдвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 49 – вид Ж1 спереди на вторую выдвижную секцию телескопической стрелы; на фиг. 50 – вид И1 сверху на переднюю часть второй выдвижной секции телескопической стрелы; на фиг. 51 – поперечное сечение K1-K1 второй выдвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения плоских направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 52 – поперечное сечение Л1-Л1 второй выдвижной секции телескопической стрелы в зоне расположения ограничителей величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала; на фиг. 53 – общий вид механического удлинителя телескопической стрелы; на фиг. 54 – принципиальная схема, поясняющая особенности выбора минимального возможного расстояния между опорными ограничителями величины просадки направляющих из полимерного антифрикционного материала сопрягаемых секций телескопической стрелы; на фиг. 55 – схема расположения опорных цапф гидроцилиндров привода выдвижных секций телескопической стрелы на наружной поверхности их букс; на фиг. 56 – общий вид узла соединения стрелы со штоком гидроцилиндра углового перемещения подъемной секции и стойкой опорно-поворотного устройства крано-манипуляторной установки; на фиг. 57 – общий вид крано-манипуляторной установки в транспортном положении; на фиг. 58 – вид M1 сзади на механический ограничитель неподвижной секции телескопической стрелы, фиксируемый в транспортном положении при помощи ригеля подпружиненного фиксатора основания опорно-поворотного устройства; на фиг. 59 – вид H1 на телескопическую стрелу с ее тыльной части в транспортном положении; на фиг. 60 – вид О1 на телескопическую стрелу с ее тыльной части в рабочем положении; на фиг. 61 – общий вид двухпозиционной гребенки для фиксации гидроцилиндров привода выдвижных секций телескопической стрелы в транспортном положении; на фиг. 62 – вид спереди на двухпозиционную гребенку; на фиг. 63 – поперечное сечение П1-П1 по месту расположения одного из приварных присоединителей для закрепления на них навесных держателей проложенных по стреле гидравлических магистралей. Заявляемая грузоподъемная стрела 1 крано-манипуляторной установки 2 содержит располагаемую на верхнем конце стойки 3 опорно-поворотного устройства 4, с возможностью углового перемещения в вертикальной плоскости, подъемную секцию 5 коробчатой формы и переменного по длине поперечного сечения прямоугольной конфигурации, снабженную приварными силовыми присоединительными элементами 6, 7, расположенную в одной плоскости с подъемной секцией, шарнирно сочлененную и кинематически связанную с ней посредством гидроцилиндра подъема двухстороннего действия 8, телескопическую стрелу 9 с шарнирно закрепленными на ней при помощи приварных держателей 10, 11 гидроцилиндрами 12, 13 привода ее выдвижных секций 14, 15 с обеспечением компенсационной развязки, предусматривающей свободу относительного перемещения указанных секций и гидроцилиндров в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах фактических величин соответствующей податливости (искривления продольной оси) стрелы под действием эксплуатационных нагрузок, и дискретно выдвигаемым из замыкающей секции 15 телескопической стрелы, с фиксацией в каждом из промежуточных и крайних положений при помощи шкворня 16, механическим удлинителем 17, на конце которого закрепляют соответствующий рабочий орган, например, подвеску 18 с грузозахватным крюком 19, причем каждая из секций телескопической стрелы, включая неподвижную 20, и механический удлинитель выполнены коробчатыми из гнутых тонколистовых профилей гексагональной конфигурации с постоянными по длине размерами поперечного сечения, а между ними установлены плоские направляющие 21 из полимерного антифрикционного материала, способствующие снижению трения в указанных зонах. Корпус 22 подъемной секции 5 стрелы выполнен из гнутого тонколистового профиля П-образной конфигурации с локально развитыми в ее тыльной части стенками 23, 24 и замкнут в короб 25: снизу – приварной плоской стенкой 26, с тыльной части – изогнутым дном 27 Г-образной формы, ориентированным угловым выступом наружу, с оставлением свободными сужающихся в заднем направлении скругленных присоединительных хвостовиков 28, снабженных отверстиями 29 под приварные втулки 30 крепления оси 31 узла шарнирного сочленения секции со стойкой 3 опорно-поворотного устройства 4 крано-манипуляторной установки 2, с передней – цилиндрической крышкой 32, ориентированной выпуклой поверхностью в сторону, противоположную тыльной части. На внутренних поверхностях 33, 34 каждой из боковых стенок 23, 24 корпуса 22 подъемной секции 5 приварены разнесенные по длине и соосно расположенные опорные бобышки 35, однозначно фиксирующие пространственное положение нижней плоской стенки 26 корпуса с ограничением необходимой величины ее заглубления. Указанная особенность конструктивного исполнения подъемной секции значительно упрощает технологию сборки и качество ее изготовления за счет облегчения выставки привариваемой к корпусу 22 нижней стенки 26 и однозначности ее пространственного положения. Наиболее нагруженные изгибающим моментом нижняя и верхняя стенки 26 и 36 короба 25 подъемной секции 5 в зоне расположения ее тыльной части усилены, по сравнению с боковыми стенками 23, 24, посредством локального увеличения их толщины при помощи приваренных к ним изнутри, и напротив друг друга, продольных накладок 37 со скошенными с обеих сторон концами. Боковые стенки 23, 24 корпуса 22 подъемной секции 5 по месту вварки присоединительной подшипниковой втулки 38 под ось 39 узла шарнирного сочленения ее с телескопической стрелой 9 усилены приваренными к ним изнутри плоскими фасонными накладками 40, усеченными по ширине, с образованием необходимых монтажных зазоров 41 между ними и нижней стенкой 26, и замкнутыми на верхнюю стенку 36 и внутреннюю поверхность приваренной к переднему срезу корпуса цилиндрической крышки 32. Наличие таких зазоров существенно облегчает сборку короба 25 подъемной секции, а силовое замыкание накладок на верхнюю стенку 36 и внутреннюю поверхность цилиндрической крышки 32 – достаточную прочность ее присоединительному элементу 7. Пространственное расположение перечисленных подкрепляющих элементов внутри короба секции улучшает ее эстетичный вид. К боковым стенкам 23, 24 корпуса 22 подъемной секции 5 в районе тыльной части в непосредственной близости от присоединительных хвостовиков 28, снизу приварены встык расположенные в одной с ними плоскости удлинительные надставки 42 с разнесенными по их длине отверстиями 43, 44 под втулки 45, 46 крепления осей 47, 48 корпуса 49 гидроцилиндра 8 подъема телескопической стрелы 9 и штока 50 гидроцилиндра 51 углового перемещения подъемной секции 5, подкрепленные с внешней стороны спрофилированными по внешнему контуру надставок и хвостовиков едиными локальными усилителями 52 в виде плоских приварных накладок с блоками расположенных напротив друг друга присоединительных втулок 30, 45, 46. Конструктивно накладки 52 выходят на основное тело боковых стенок 23, 24 корпуса 22 подъемной секции 5 с перекрытием их поверхности, примерно, до половины строительной высоты, и формируют компактные силовые проушины (присоединительные элементы) 6 необходимых размеров и несущей способности. При этом внешний контур присоединительных хвостовиков 28, удлинительных надставок 42 и подкрепляющих накладок 52 проушин 6 сформирован, в основном, наклонными и вертикальными гранями, сопряженными между собой плавными переходами. Такое конструктивное исполнение присоединительных элементов тыльной части подъемной секции весьма рационально. Использование приварных удлинительных надставок позволяет достаточно простым способом увеличить строительную высоту проушин до необходимых размеров без увеличения мощности гибочного оборудования. При этом стыковые швы неразъемного соединения их с боковыми стенками корпуса секции хорошо работают на изгиб, действующий в вертикальной плоскости, а подкрепляющие накладки оказываются относительно слабо нагруженными. В результате толщину накладок можно сделать небольшой, а контурный шов, используемый для их приварки к основному телу металлоконструкции подъемной секции – меньшей категории прочности. Использованием косых (наклонных) и вертикальных швов достигается минимально возможное ослабление конструкции по сравнению со швами, выполняемыми горизонтально, а плавным сопряжением пересекающихся поверхностей исключаются опасные концентрации напряжений в рассматриваемом месте. В боковых стенках 23, 24 короба 25 подъемной секции 5 выполнены разнесенные по ее длине сквозные лючки 53 для ввода и вывода прокладываемых внутри него гибких гидромагистралей 54 крано-манипуляторной установки, подкрепленные изнутри спрофилированными по их контуру приварными накладками 55. В цилиндрической крышке 32 короба 25 подъемной секции 5 выполнено дренажное отверстие 56 для слива конденсата из его внутренней полости, образующегося там, в основном, при попадании атмосферных осадков. Силовые проушины (присоединительные элементы) 57 тыльной части неподвижной секции 20 телескопической стрелы 9 с вваренными в них втулками 58, 59 под оси 39, 60 узлов шарнирного сочленения ее с подъемной секцией 5 и закрепления штока 61 гидроцилиндра 8 выполнены в виде изготовленных посредством сварки двухслойных фасонных накладок из тонколистового материала с отогнутыми под углом 90o по отношению к нижним наклонным граням 62, 63 гексагонального короба 64 секции, верхними кромками 65 внутренних листов 66 и базированием внешних подкрепляющих листов 67 на боковых его гранях 68, 69 с перекрытием их поверхности, примерно, до половины строительной высоты. В средней по длине части секции 20 сверху к ее гексагональному коробу 64 приварен, с поперечным эксцентриситетом по отношению к его продольной оси, выполненный из уголка 70 и приваренной к нему с выступанием над его горизонтальной полкой 71 изогнутой боковины 72, снабженной отверстием 73 под ригель 74 подпружиненного фиксатора 75 крепления стрелы на основании 76 опорно-поворотного устройства 4 крано-манипуляторной установки 2 в транспортном положении, механический ограничитель 77 скобообразного типа. Механический ограничитель 77, базируемый на коробе 64 по двум поверхностям: ножкой 78 уголка 70 – на верхней наклонной грани 79 и нижней частью 80 боковины 72 – на боковой грани 69 с перекрытием ее поверхности, примерно, до половины строительной высоты короба 64, и охватывающий с зазором корпус 81 гидроцилиндра 12 привода первой выдвижной секции 14 телескопической стрелы 9. Держатели 10 шарнирного закрепления корпусов 81, 82 гидроцилиндров 12, 13 привода выдвижных секций 14, 15 телескопической стрелы 9 на ее металлоконструкции выполнены в виде приваренных к ней в соответствующих местах установочных силовых кронштейнов вильчатого типа, состоящих из двух разнесенных между собой в поперечном направлении короткой и удлиненной изогнутых пластин 83, 84, жестко связанных между собой двумя расположенными снизу и разнесенными по длине, приварными ребрами 85, 86, с базированием отогнутой ножки 87 короткой пластины 83 на верхней наклонной грани 79, 88 соответствующего гексагонального короба 79, 89, а нижней части 90 удлиненной пластины 84 – на боковой его грани 69, 91 с перекрытием ее поверхности, примерно, до половины строительной высоты. При этом в верхней части обеих пластин 83, 84 сформированы открытые сверху и спрофилированные по диаметру размещенных на наружной поверхности штоковых букс 92 гидроцилиндров 12, 13 цилиндрических опорных цапф 93, сквозные вертикально ориентированные и соосно расположенные заходные пазы 94, заканчивающиеся установочными отверстиями 95. Диаметр отверстий 95 превышает размеры поперечного сечения цапф 93 корпусов 81, 82 гидроцилиндров 12, 13. Корпуса 81, 82 гидроцилиндров 12, 13 закреплены в установочных отверстиях силовых кронштейнов (держателей) 10 при помощи вводимых в них снаружи и надеваемых на цапфы 93 накидных втулок 96 с фиксацией их шплинтами 97. Указанный способ крепления корпусов гидроцилиндров прост в изготовлении и удобен в эксплуатации. Расположение цапф 93 на наружной поверхности букс 92 гидроцилиндров 12, 13 позволяет существенно уменьшить расстояние между точками закрепления их корпусов и штоков, а следовательно, и величин поперечной деформации последних под действием эксплуатационных нагрузок в процессе перемещения груза посредством телескопирования, что значительно облегчает условия работы гидроцилиндров в целом, и в особенности их уплотнительных соединений. Держатели 11 шарнирного закрепления штоков 98, 99 гидроцилиндров 12, 13 привода выдвижных секций 14,15 телескопической стрелы 9 на ее металлоконструкции выполнены в виде приваренных к ней в соответствующих местах отдельно от держателей 10 корпусов 81, 82 указанных гидроцилиндров установочных силовых кронштейнов вильчатого типа, аналогичных по конструктивному исполнению с держателями 10 со сквозными отверстиями 100 в боковых стенках вилок под цилиндрические пальцы 101 шарниров. При этом диаметр отверстий 100 превышает диаметр пальцев 101, а расстояние между боковыми стенками (пластинами) 83, 84 указанных держателей превышает ширину присоединительных элементов 102 штоков 98, 99. Указанная особенность конструктивного исполнения держателей 11 позволяет сформировать в рассматриваемых зонах соответствующие радиальные и осевые зазоры 103, 104, обеспечивающие вышеупомянутую компенсационную развязку штоков гидроцилиндров и металлоконструкции телескопической стрелы. Такая развязка проста в реализации и предпочтительнее по сравнению с известными вариантами, поскольку штоки обладают гораздо меньшей инерционной массой по сравнению с корпусами гидроцилиндров. Присоединительные втулки 30, 45, 46, 58 и 59 узлов шарнирного сочленения подъемной секции 5 с телескопической стрелой 9 и стойкой 3 опорно-поворотного устройства 4 крано-манипуляторной установки 2, а также узлов крепления гидроцилиндров 8, 51 подъема телескопической стрелы и углового перемещения подъемной секции 5 с одной из боковых сторон снабжены унифицированными кулачковыми ограничителями 105 поворота устанавливаемых в них осей 31, 39, 47, 48, 60, выполненными за одно целое с их буртиками 106 в виде сегментных выступов с расположенными за пределами отверстий под оси плоскими стенками 107, образующими замковые соединения с сопрягаемыми с ними гранями 108 усеченных соответствующим образом головок 109 осей. Указанные ограничители просты в конструктивном исполнении, мало выступают за внешние обводы стрелы и надежно фиксируют оси вышеупомянутых узлов от проворота в присоединительных втулках. Плоские направляющие 21 из полимерного антифрикционного материала, установленные между сопрягаемыми секциями 14, 15, 20 телескопической стрелы 9 и механическим удлинителем 17, выполнены в виде развитых в продольном направлении призматических брусков, закрепленных на внутренней поверхности верхних и нижних наклонных граней 110-79, 88-111, 112-113 и 62-63, 114-115, 116-117 гексагональных коробов 64, 89, 118 при помощи заклепок 119 с потайной головкой. Такое конструктивное исполнение направляющих гораздо проще вышеупомянутых известных и позволяет существенно снизить величину удельного давления, реализуемого при действии на них эксплуатационных нагрузок. Они компактны и обеспечивают возможность минимизации величин монтажных зазоров между сопрягаемыми секциями телескопической стрелы и механическим удлинителем. Значительно упрощается в этом случае и сама металлоконструкция сопрягаемых секций в рассматриваемой зоне (на ней не нужно делать приливов, специальных бобышек с резьбовыми гнездами для размещения направляющих и др.). В каждой из секций 14, 15, 20 телескопической стрелы 9 направляющие 21 закреплены между ограничителями 120 их просадки и продольного смещения под действием эксплуатационных нагрузок, выполненными в виде плоских металлических опорных платиков с аналогичной, как и у направляющих, схемой закрепления. Рабочие поверхности 121 ограничителей 120 заглублены, например, на 2-3 мм, по отношению к соответствующим поверхностям направляющих 21. Наличие ограничителей 120 исключает возможность сверхдопустимого смятия (просадки) направляющих 21 под действием эксплуатационных нагрузок, после которого они бы не смогли восстановить свою исходную конфигурацию и их осевого сдвига, что существенно повышает надежность и ресурс работы телескопической стрелы. Минимально возможная длина направляющих 21 для каждой из секций телескопической стрелы определена из условия непревышения при эксплуатации допускаемой по ее прочности в рассматриваемой зоне опорной реакции, определяемой зависимостью: где RA – опорная реакция, возникающая при нагружении стрелы в точке A расположения переднего ограничителя, кг; P – реализуемое на конце стрелы максимальное значение эксплуатационной нагрузки, кг; L – расстояние от точки приложения нагружающей силы P до точки A, мм; Lmin – минимально возможная длина направляющих, мм; [RA] – допускаемое по прочности соответствующей секции телескопической стрелы значение опорной реакции в точке A, кг. Минимизация величины перекрытия сопрягаемых секций телескопической стрелы и механического удлинителя позволяет сократить их предельные габариты и уменьшить металлоемкость стрелы при сохранении необходимых эксплуатационных качеств. При действии на стрелу эксплуатационных нагрузок обжатие (просадка) направляющих 21 из полимерного антифрикционного материала происходит только в пределах разности строительных высот их и ограничителей. После снятия нагрузки направляющие 21 восстанавливают свою исходную конфигурацию (форму). На тыльной части неподвижной секции 20 телескопической стрелы 9 сверху по центру ее поперечного сечения приварен вертикально ориентированный цилиндрический палец 123 с поперечным отверстием 124 и надетой на него и зафиксированной шкворнем 125 двухпозиционной быстроповоротной гребенкой 126. Гребенка 126 выполнена в виде плоского механического прижима Т-образной конфигурации, рабочие поверхности 127, 128 боковых полок 129, 130 гребенки спрофилированы по наружному поперечному контуру корпусов 81, 82 гидроцилиндров 12, 13 привода выдвижных секций 14, 15 телескопической стрелы 9. Вертикальная стойка 131 гребенки 126 снабжена двумя, разнесенными по ее высоте и расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, сквозными поперечными отверстиями 132, 133 одинакового с отверстием 124 пальца 123 диаметра, под шкворень 125. При этом, в транспортном положении гребенка 126 ориентирована поперек стрелы и опущена вниз с обеспечением поджатия гидроцилиндров 12, 13 к ее металлоконструкции. Шкворень 125 в этой позиции введен в отверстие 132 гребенки и отверстие 124 пальца 123. В рабочем положении гребенка 126 выведена из зацепления с гидроцилиндрами 12, 13 посредством соответствующего подъема вдоль пальца 123 и поворота ее на 90o вокруг него. Шкворень 125 в этой позиции введен в отверстие 133 гребенки и отверстие 124 пальца 123. Указанное техническое решение просто в конструктивном исполнении и обеспечивает возможность достаточно быстрой и надежной фиксации и расфиксации гидроцилиндров 12, 13 привода выдвижных секций 14, 15 телескопической стрелы 9 при переводе ее в транспортное положение и наоборот (в рабочее). Используемая для этих целей двухпозиционная гребенка компактна и не мешает работе перемещающихся в пространстве частей телескопической стрелы и укладке ее на металлоконструкцию основания опорно-поворотного устройства крано-манипуляторной установки при переводе последней в транспортное положение. С одной из боковых сторон на всех секциях 14, 15, 20 телескопической стрелы 9 установлены приварные присоединители 141 пальцевого типа для закрепления на них навесных держателей 135 проложенных по ней гидромагистралей 54 крано-манипуляторной установки. Такое техническое решение просто в конструктивном исполнении и позволяет, при необходимости, легко заменять держатели 135 той или другой их разновидностью, например, в зависимости от числа прокладываемых гидромагистралей и других факторов. Оно значительно облегчает формирование необходимых радиусов гиба, жгутовку гидромагистралей в зонах их закрепления и в целом позволяет упорядочить всю трассу их прокладки. При этом, гидромагистрали в местах закрепления не трутся об металлоконструкцию стрелы и ее составных элементов. Для фиксации грузозахватного крюка 19 в транспортном положении на неподвижной секции 20 телескопической стрелы 9 предусмотрена приваренная к нижней поверхности ее короба 64 дугообразная скоба 136. Конструкция скобы предельно проста, удобна в эксплуатации и исключает раскачку грузозахватного крюка в транспортном положении. При помощи заявляемой стрелы можно поднимать, перемещать поднятый груз в окружном и продольном направлениях и опускать его на необходимое место. При этом, подъем и опускание груза могут осуществляться посредством как угловых перемещений подъемной секции и телескопической стрелы в вертикальной плоскости, так и путем телескопирования стрелы, которая ориентируется вертикально. Перенос груза в продольном направлении может обеспечиваться как первым, так и вторым способами. В последнем случае телескопическую стрелу следует располагать горизонтально, либо под некоторым углом к горизонту. Перенос груза в окружном направлении осуществляют посредством поворота стойки опорно-поворотного устройства крано-манипуляторной установки со стрелой в горизонтальной плоскости. В процессе выполнения указанных операций, а также при переводе крано-манипуляторной установки в транспортное положение и наоборот (в рабочее) заявляемая стрела может трансформировать свой геометрический облик посредством соответствующих манипуляций ее секциями при помощи приводных гидроцилиндров. Перед началом работы крано-манипуляторной установки стрелу переводят из транспортного положения в рабочее. Для этого сначала выводят грузозахватный крюк 19 из зацепления со скобой 136. Затем извлекают ригель 74 подпружиненного фиксатора 75 из отверстия 73 ограничителя 77 и приподнимают стрелу с основания 76 опорно-поворотного устройства 4 крано-манипуляторной установки. После этого вынимают шкворень 125 из отверстий 124 и 132 пальца 123 и гребенки 126. Расфиксированную таким образом гребенку 126 приподнимают вверх, выводя ее из зацепления с гидроцилиндрами 12, 13 привода выдвижных секций 14, 15, телескопической стрелы 9 и поворачивая вокруг пальца на 90o. При совпадении отверстий 124 и 133 в пальце 123 и гребенке 126, последнюю фиксируют в этой позиции шкворнем 125, вводимым в указанные отверстия. После выполнения этой операции стрела готова к работе. Работа стрелы осуществляется посредством соответствующих манипуляций подъемной секцией 5 и секциями 14, 15, 20 телескопической стрелы 9 при помощи приводных гидроцилиндров 8, 12, 13, 51 двухстороннего действия. Вылет механического удлинителя 17 изменяется посредством дискретного выдвижения или втягивания его в замыкающую секцию 15 телескопической стрелы 9 с фиксацией в каждом из дискретных и крайних положений шкворнем 16. Указанная операция выполняется вручную перед началом работы крано-манипуляторной установки. Для фиксации механического удлинителя 17 в замыкающей секции 15 телескопической стрелы 9 в конструкции их предусмотрены присоединительные элементы 137, 138, выполненные в виде соответствующих отверстий, спрофилированных по диаметру шкворня 16. После завершения работы крано-манипуляторной установки стрелу 1 переводят в транспортное положение. Для этого сначала втягивают во внутреннюю полость неподвижной секции 20 телескопической стрелы 9 выдвижные секции 14, 15 и механический удлинитель 17 с фиксацией последнего в крайнем положении шкворнем 16. Затем посредством извлечения шкворня 125 из отверстий 124 и 133 пальца 123 и гребенки 126 расфиксируют и поворачивают последнюю на 90o вокруг пальца с последующим опусканием ее на наружные поверхности корпусов гидроцилиндров 12, 13. При совпадении отверстий 124 и 132 пальца 123 и гребенки 126 ее фиксируют в этой позиции посредством введения шкворня 125 в указанные отверстия. После выполнения этой операции стрелу трансформируют путем складывания по треугольнику и укладывают на основание 76 опорно-поворотного устройства 4 крано-манипуляторной установки ограничителем 77. При этом ограничитель 77 полкой 71 уголка 70 ложится на основание 76, а выступ 139 ограничителя входят в направляющий паз 140 основания, обеспечивая однозначное пространственное положение укладываемой стрелы. В указанном положении отверстие 73 ограничителя 77 оказывается напротив ригеля 74 фиксатора 75. Фиксацию стрелы 1 в транспортном положении осуществляют посредством введения ригеля 74 в отверстие 73 ограничителя 77. После выполнения этой операции грузозахватный крюк 19 надевают на скобу 136. Фиксация крюка на указанной скобе осуществляется его автономным предохранительным замком. На этом, собственно, и завершается перевод стрелы из рабочего положения в транспортное. В этом положении она компактна и динамически устойчива. Все ее части надежно зафиксированы и не раскачиваются при транспортировке. При необходимости, крюковая подвеска стрелы может быть легко заменена другим рабочим органом, например, грейфером. Для этого из отверстия присоединителя 141 механического удлинителя 17 извлекают шкворень 142, снимают подвеску 18 с грузозахватным крюком 19 и на ее место устанавливают другой рабочий орган с такими же стыковочными элементами, фиксируя его тем же шкворнем. В конструкции заявляемой грузоподъемной стрелы использованы широко применяемые в краностроении отечественные материалы, оптимальные технические решения и типовая технология изготовления. С учетом этого, а также требований, предъявляемых ГОСГОРТЕХНАДЗОРом к подобного рода продукции, она может быть многократно воспроизведена по разработанной на него документации в условиях серийного производства на специализированных машиностроительных заводах, располагающих необходимым оборудованием. Эффективность заложенных в конструкцию заявляемой грузоподъемной стрелы технических решений, а также возможность получения при осуществлении изобретения вышеупомянутого технического результата, заключающегося в упрощении конструкции, технологии изготовления и улучшении ее технико-эксплуатационных качеств, подтверждены соответствующими расчетами и результатами специальных статических, динамических и других испытаний. Заявляемая грузоподъемная стрела прошла успешную проверку ее работоспособности в составе опытных образцов крано-манипуляторной установки “Синегорец-25”, на основании которой принято решение о подготовке запуска ее в серийное производство. Формула изобретения
где RA – опорная реакция, возникающая при нагружении стрелы в точке А расположения переднего конца направляющих, кг; Р – реализуемое на конце стрелы максимальное значение эксплуатационной нагрузки, кг; L – расстояние от точки приложения нагружающей силы Р до точки А, мм; lmin – минимально возможная длина направляющих, мм; [RA] – допускаемое по прочности соответствующей секции телескопической стрелы значение опорной реакции в точке А, кг, а на тыльной части неподвижной секции телескопической стрелы сверху по центру ее поперечного сечения приварен вертикально ориентированный цилиндрический палец с поперечным отверстием и надетой на него и зафиксированной шкворнем двухпозиционной быстроповоротной гребенкой, выполненной в виде плоского механического прижима Т-образной конфигурации, рабочие поверхности боковых полок которого спрофилированы по наружному поперечному контуру корпусов гидроцилиндров привода выдвижных секций, а вертикальная стойка снабжена двумя разнесенными по ее высоте и расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях сквозными поперечными отверстиями одинакового с отверстием пальца диаметра под шкворень, при этом в транспортном положении гребенка ориентирована поперек стрелы и опущена вниз с обеспечением поджатия гидроцилиндров к ее металлоконструкции, а в рабочем – выведена из зацепления с ними посредством соответствующего подъема вдоль пальца и поворота ее на 90o вокруг него, при этом с одной из боковых сторон на всех секциях телескопической стрелы установлены приварные присоединители для закрепления на них навесных держателей проложенных по ней гидравлических магистралей, а неподвижная секция телескопической стрелы снабжена приваренной к нижней поверхности ее короба дугообразной скобой для фиксации на ней грузозахватного крюка в транспортном положении. РИСУНКИ
MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 06.01.2007
Извещение опубликовано: 20.01.2008 БИ: 02/2008
|
||||||||||||||||||||||||||