Патент на изобретение №2169673

Published by on




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ
(19) RU (11) 2169673 (13) C2
(51) МПК 7
B60P1/54, B60P3/41, B66C23/42
(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ

Статус: по данным на 27.05.2011 – действует

(21), (22) Заявка: 99108207/28, 14.04.1999

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:

14.04.1999

(45) Опубликовано: 27.06.2001

(56) Список документов, цитированных в отчете о
поиске:
Журнал “Основные средства” ЗАО ТПФК “Росбизнес”, – М., N 19, 1998, с.35. RU 2123947 C1, 27.12.1998. US 5308216 A, 03.05.1994.

Адрес для переписки:

456320, Челябинская обл., г. Миасс, а/я 493, ЗАО “НК Уралтерминалмаш”

(71) Заявитель(и):

ЗАО “НК Уралтерминалмаш”

(72) Автор(ы):

Апальков В.Д.,
Богданов В.О.,
Иванов Ю.Г.,
Коростелкин А.Н.,
Марданов Р.Д.,
Мошкин В.С.,
Оконьский А.Б.,
Павлов П.И.

(73) Патентообладатель(и):

ЗАО “НК Уралтерминалмаш”

(54) КРАН-МАНИПУЛЯТОР ЛЕСОВОЗНЫЙ


(57) Реферат:

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и касается кранов-манипуляторов для погрузки и транспортирования длинномерных грузов. Кран-манипулятор лесовозный содержит автомобильный тягач (1) с платформой, снабженной жестким ограждением кабины с грузовыми отсеками для хранения запасного колеса, инструмента и др. целей, аутригерами и силовым оборудованием, соединенным с коробкой отбора мощности двигателя тягача. На хвостовой части платформы расположен опорно-поворотный лесовозный коник. На хребтовых лонжеронах платформы между ограждением кабины и коником расположена гидравлическая краноманипуляторная установка (2) с поворотной стрелой с грейфером. Подъемная и выносная секции стрелы в сложенном состоянии скреплены между собой. На переднем бампере тягача с превышением над его кабиной смонтирована силовая стойка (5) с ложементом для укладки и закрепления сложенной стрелы краноманипуляторной установки при транспортировке груза. При выполнении порожнего рейса сложенная стрела ориентирована в направлении хвостовой части платформы, опущена узлом шарнирного сочленения секций вниз на ложемент опорно-поворотного кронштейна и жестко закреплена в нем. Изобретение улучшает технико-эксплуатационные характеристики крана. 9 з.п. ф-лы, 22 ил.


Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения и касается специализированных кранов-манипуляторов стрелового типа.

Заявляемый кран-манипулятор может быть использован на различного рода предприятиях, преимущественно, лесных отраслей хозяйства для самопогрузки-разгрузки и транспортировки хлыстовой древесины длиной до 23 м с мест лесозаготовки до потребителя по всем видам дорог и местности.

Из общеизвестных информационных источников известен ряд сходных с ним по существенным признакам аналогов как отечественной, так и зарубежной разработки (см., например, Лесной бортовой манипулятор F-MZ финской фирмы “Fiskars” – “Автотранспортные средства с грузоподъемными установками для перевозки грузов в контейнерах и пакетах”. М.И. Грифф, Р.А. Затван, В.Ф. Трофименков. М. , “Транспорт”, 1989 г., УДК 629.114.4:656.135.073.235; стр.68, рис 12; Манипулятор погрузочный финской фирмы “Валмет” – “Погрузочные манипуляторы”, В. Л. Жавнер, Э.И. Крамской, Ленинград, “Машиностроение”, Ленинградское отделение, 1975 г., 6П5.6, Ж13, УДК 621-529-83, стр.8, рис. 1.3; Сортиментовозный кран-манипулятор по пат. США N 4984961, МПК A 01 G 23/08, от 15.01.91 г. и др.).

Однако большинство из них может использоваться только для перевозки сортиментов длиной не более шести метров.

Кроме того, существенным недостатком конструктивно-компоновочных схем некоторых из известных аналогов (пат. США N 4984961) является сложность размещения краноманипуляторных установок на транспортном средстве сбоку кабины.

Для реализации таких схем необходимы, как правило, специализированные транспортные средства. Используемые же в такого рода технике серийные автомобильные тягачи не позволяют этого сделать из-за отсутствия в рассматриваемой зоне соответствующего места и необходимой силовой части.

Из числа известных аналогов наиболее близким к заявляемому (прототипом) может служить кран-манипулятор лесовозный на основе универсальной краноманипуляторной установки МУГ-70 разработки АООТ Великолукский завод “Лесхозмаш”, изображенный на стр.35 специализированного журнала “Основные средства” ЗАО ТПФК “Росбизнес”, М., N 19, 1998 г.

Указанный кран-манипулятор предназначен для производства погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки, преимущественно, лесных материалов: сортиментов, хлыстов, пиломатериалов и др.

Он содержит автомобильный тягач с закрепленной на хребтовых лонжеронах его шасси специализированной платформой, снабженной установленным спереди жестким ограждением кабины каркасного типа с грузовыми отсеками для хранения запасного колеса, инструмента и др. целей, и расположенным на хвостовой части платформы опорно-поворотным лесовозным коником с откидными боковыми стойками, размещенную за кабиной тягача гидравлическую краноманипуляторную установку с многозвенной поворотной стрелой, на конце которой подвешен двухчелюстной грейфер, аутригерами и силовым оборудованием с масляным баком, гидроарматурой, магистралями питания и насосом, приводное звено которого при помощи муфты и карданного вала кинематически соединено с выходным звеном коробки отбора мощности двигателя тягача, смонтированную на переднем бампере тягача, с превышением над его кабиной, силовую стойку арочного типа с ложементом для укладки сложенной стрелы краноманипуляторной установки при транспортировке груза и подсоединенный к тягачу лесовозный прицеп-роспуск.

Стреловое оборудование краноманипуляторной установки известного крана компактно укладывается при перевозке груза на ложементе силовой стойки в пределах продольного габарита тягача, не затрудняя передний обзор водителю и не представляя угрозы впереди идущему транспорту.

К недостаткам прототипа можно отнести низкое размещение аутригеров краноманипуляторной установки и использованный в конструктивно-компоновочной схеме способ фиксации грейфера стрелы в транспортном положении.

Низкое расположение опорных лап аутригеров краноманипуляторной установки несколько ограничивает возможность использования машины на пересеченной местности, при наличии различного рода преодолеваемых преград (пней, кочек и др.). При эксплуатации такой техники в условиях бездорожья в весенне-осенний сезоны аутригеры при движении машины интенсивно забрасываются дорожной грязью.

Реализованный в конструкции прототипа способ фиксации грейфера при транспортировке груза предусматривает соответствующее ориентирование рабочего органа, захват его раскрытыми челюстями поворотной стойки краноманипуляторной установки и последующее смыкание челюстей.

При таком способе фиксации грейфера возникает опасность повреждения гибких магистралей питания гидросистемы краноманипуляторной установки, проложенных по наружной поверхности ее поворотной стойки, поскольку они оказываются защемленными между челюстями рабочего органа и металлоконструкцией стойки.

Задачей настоящего изобретения является оптимизация конструктивно-компоновочной схемы и улучшение технико-эксплуатационных характеристик заявляемого крана-манипулятора.

В соответствии с изобретением поставленная задача достигается тем, что в заявляемом кране гидравлическая краноманипуляторная установка смонтирована между ограждением кабины и опорно-поворотным лесовозным коником, подъемная и выносная секции стрелы установки в сложенном состоянии скреплены между собой посредством механизма автосцепки, а специализированная платформа снабжена двухпозиционным опорно- поворотным кронштейном с ложементом для укладки узла шарнирного сочленения подъемной и выносной секций, при этом в процессе транспортировки груза опущенный на ложемент силовой стойки узел шарнирного сочленения указанных секций жестко закреплен в ложементе при помощи быстросъемного механизма фиксации штыревого типа, а грейфер уложен на полку ограждения кабины тягача и неподвижно закреплен на ней механическим замковым устройством, а при выполнении порожнего рейса сложенная стрела краноманипуляторной установки ориентирована в направлении хвостовой части специализированной платформы тягача, опущена узлом шарнирного сочленения подъемной и выносной секций вниз на ложемент кронштейна и жестко закреплена в нем при помощи быстросъемного механизма фиксации штыревого типа с размещением грейфера на платформе вблизи основания опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки.

Аутригеры краноманипуляторной установки шарнирно подвешены на основании ее опорно-поворотного устройства с возможностью поворота в поперечном направлении на угол порядка 180o и кинематически соединены с основанием при помощи размещенных по их бокам упруго-деформируемых элементов пружинного типа, снабженных механизмами блокировки разлета частей пружин в случае их разрушения.

Сущность заявляемого крана-манипулятора лесовозного поясняется чертежами, где изображены:
на фиг. 1 – общий вид заявляемого крана-манипулятора при транспортировке хлыстов;
на фиг. 2 – общий вид заявляемого крана-манипулятора в транспортном положении при выполнении порожнего рейса без прицепа-роспуска (грузоподъемная стрела краноманипуляторной установки ориентирована в направлении хвостовой части автомобильного тягача);
на фиг. 3 – общий вид заявляемого крана-манипулятора без прицепа-роспуска (грузоподъемная стрела краноманипуляторной установки ориентирована по ходу движения автомобильного тягача);
на фиг. 4 – вид П сверху на лесовозный автомобильный тягач со специализированной платформой;
на фиг. 5 – общий вид краноманипуляторной установки (стрела разложена);
на фиг. 6 – общий вид краноманипуляторной установки (подъемная и выносная секции стрелы сложены и сцеплены между собой при помощи механизма автосцепки);
на фиг. 7 – общий вид используемого в составе заявляемого крана прицепа-роспуска;
на фиг. 8 – вид А сбоку на аутригер опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки;
на фиг. 9 – вид Б спереди на аутригер опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки;
на фиг. 10 – вид В спереди на пружину аутригера, поясняющий схему кинематического соединения аутригеров с основанием опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки при помощи упруго-деформируемых элементов пружинного типа;
на фиг. 11 – поперечное сечение Г-Г аутригеров опорно- поворотного устройства краноманипуляторной установки в зоне расположения ручек, используемых при его подъеме и опускании;
на фиг. 12 – вид Д спереди на ложемент силовой стойки (стрела краноманипуляторной установки зафиксирована в ложементе двумя шкворнями);
на фиг. 13 – вид Е сбоку на узел фиксации стрелы в ложементе;
на фиг. 14 – поперечное сечение Ж-Ж одного из магазинов силовой стойки для временного хранения шкворней фиксации стрелы краноманипуляторной установки в ложементе;
на фиг. 15 – выносной элемент И с изображением узла автосцепки подъемной и выносной секций стрелы краноманипуляторной установки;
на фиг. 16 – поперечное сечение К-К узла автосцепки подъемной и выносной секций стрелы краноманипуляторной установки;
на фиг. 17 – выносной элемент Л, поясняющий способ фиксации грейфера стрелы краноманипуляторной установки в транспортном положении при перевозке хлыстов;
на фиг. 18 – вид М сзади на грейфер стрелы краноманипуляторной установки, по месту крепления его в транспортном положении при перевозке хлыстов;
на фиг. 19 – вид Н сзади на узел крепления стрелы краноманипуляторной установки при выполнении порожнего рейса;
на фиг. 20 – вид Т сбоку на узел фиксации стрелы краноманипуляторной установки в ложементе двухпозиционного поворотного кронштейна;
на фиг. 21 – копия фотографии общего вида заявляемого крана-манипулятора при транспортировке хлыстов;
на фиг. 22 – копия фотографии общего вида прототипа.

Заявляемый кран-манипулятор лесовозный содержит автомобильный тягач 1, гидравлическую краноманипуляторную установку 2, смонтированную на переднем бампере 3 тягача, с превышением над его кабиной 4, силовую стойку 5 арочного типа с ложементом 6 и лесовозный полуприцеп-роспуск 7.

Тягач 1 оснащен закрепленной на хребтовых лонжеронах 8 его шасси 9 специализированной платформой 10.

Платформа 10 тягача снабжена установленным спереди жестким ограждением 11 кабины 4 каркасного типа.

В каркасе ограждения 11 сформированы грузовые отсеки 12 для хранения запасного колеса и инструмента.

К тыльной поверхности 13 стенки 14 ограждения 11, в средней по высоте зоне, приварена горизонтально ориентированная полка 15.

На хвостовой части 16 платформы 10 расположен опорно-поворотный лесовозный коник 17 с откидными боковыми стойками 18.

Краноманипуляторная установка оснащена многозвенной поворотной стрелой 19, на конце которой подвешен двухчелюстной грейфер 20, аутригерами 21 и силовым оборудованием с масляным баком 22, гидроарматурой, магистралями питания 23 исполнительных механизмов гидропривода установки и насосом, приводное звено которого при помощи муфты и карданного вала кинематически соединено с выходным звеном коробки отбора мощности двигателя тягача.

Лесовозный прицеп-роспуск 7 содержит балансирную безрессорную тележку 24 с рамой 25, на которой закреплен коник 26 сварной конструкции с поворотным устройством и откидными боковыми стойками 18, телескопическим (“плавающим”) дышлом 27 и трособлочной крестообразной сцепкой. Тормоза прицепа – барабанные, с пневмоприводом.

В зависимости от длины перевозимых хлыстов 28 конструкция “плавающего” дышла прицепа 7 обеспечивает возможность соответствующей регулировки межконикового расстояния заявляемого крана-манипулятора посредством дискретного изменения вылета дышла 27 относительно рамы 25 балансирной тележки 24.

Краноманипуляторная установка 2 смонтирована за кабиной 4 автомобильного тягача 1 на лонжеронах 29 специализированной платформы 10 между ограждением 11 и коником 17.

Аутригеры 21 краноманипуляторной установки 2 шарнирно подвешены на основании 30 ее опорно-поворотного устройства 31 с возможностью поворота в поперечном направлении на угол порядка 180o и кинематически соединены с основанием при помощи размещенных по их бокам упруго- деформируемых элементов 32 пружинного типа, снабженных механизмами 33 блокировки разлета частей пружин в случае их разрушения.

Механизмы 33 блокировки могут быть выполнены в виде пропущенных с необходимой степенью провисания сквозь каждую из пружин страховочных тросиков, либо съемных защитных чехлов из эластичной, например, брезентовой или синтетической ткани, коаксиально охватывающих пружины по наружному диаметру с необходимой степенью подвижности в осевом направлении. Возможно конструктивное исполнение защитных чехлов из двух, телескопически сочлененных, тонкостенных металлических труб и др.

В транспортном положении аутригеры 21 подняты опорными лапами 34 вверх и располагаются в благоприятной по условиям эксплуатации зоне, высоко над поверхностью земли.

Для подъема и опускания аутригеров такой конструкции не требуется автономный гидропривод и соответствующие каналы управления. Они не сложны в изготовлении, удобны и безопасны в эксплуатации. Для обслуживания их достаточно одного оператора. При этом величина усилия, потребного для перевода вручную таких аутригеров из одного положения в другое, не превышает допускаемых соответствующими нормативными документами значений.

Маслобак 22 краноманипуляторной установки 2 размещен на специализированной платформе 10 автомобильного тягача 1 в одном из грузовых отсеков 12 ограждения 11 его кабины 4.

Такое расположение маслобака не загромождает основание опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки, не препятствует обслуживанию находящихся в этой зоне механизмов и, практически, исключает вероятность повреждения его перемещаемым грузом.

Ложемент 6 силовой стойки 5 выполнен в виде приваренной к верхнему срезу арки плоской опорной плиты 35 с ориентированными кверху развитыми боковыми стенками 36, 37, между которыми на равном удалении от них и параллельно им на плите приварены вертикальные ребра 38, 39, образующие в совокупности с близлежащими стенками и плитой приемные ложи, спрофилированные по контуру сопрягаемых с ними установочно-присоединительных элементов 40, 41 выносной секции 42 стрелы 19 краноманипуляторной установки 2, снабженных стыковочными пазами 43, соосно расположенными напротив соответствующих отверстий 44 необходимого диаметра в боковых стенках 36, 37 и вертикальных ребрах 38, 39 ложемента 6 под запорные части 45 механизма 46 фиксации ее при транспортировке хлыстов 28.

Механизм 46 фиксации стрелы 19 краноманипуляторной установки 2 при транспортировке хлыстов 28 выполнен в виде вводимых напроход с внешней стороны в соответствующие отверстия 44 ложемента 6 силовой стойки 5 и стыковочные пазы 43 установочно-присоединительных элементов 40, 41 выносной секции 42 стрелы, двух цилиндрических шкворней 47, 48, снабженных присоединителями байонетного типа.

Верхние части боковых стенок 36, 37 ложемента 6 силовой стойки 5 снабжены отогнутыми наружу плоскими направляющими 49, формирующими в указанной зоне заходные пазы 50 клиновидного профиля, способствующие самоориентации стрелы 19 краноманипуляторной установки 2 при укладке ее на опорные элементы ложемента 6.

Силовая стойка 5 снабжена двумя, расположенными вблизи ложемента 6 магазинами 51, 52 для временного хранения в них, в процессе работы краноманипуляторной установки 2 и выполнения порожнего рейса, шкворней 47, 48. Указанные магазины выполнены в виде спрофилированных по внешнему обводу запорных частей 45 шкворней 47, 48 отверстий с присоединителями байонетного типа, в арке стойки.

Конструкция заявляемого крана предусматривает два варианта компоновки краноманипуляторной установки 2 в транспортном положении (при транспортировке хлыстов и при выполнении порожнего рейса).

Оба они выполняются по схеме продольной укладки стрелового оборудования краноманипуляторной установки.

Компоновка краноманипуляторной установки 2 при транспортировке хлыстов 28 предусматривает складывание и автосцепку подъемной и выносной секций 53 и 42 стрелы 19 с последующей ориентацией ее по ходу движения крана, опусканием узлом 54 шарнирного сочленения указанных секций на ложемент 6 силовой стойки 5 с закреплением выносной секции 42 в ложементе посредством введения напроход запорных частей 45 шкворней 47, 48 в отверстия 44 ложемента и стыковочные пазы 43 установочно-присоединительных элементов 40, 41 выносной секции 42, а также соответствующую ориентацию и укладку грейфера 20 на полку 15 ограждения 11 кабины 4 автомобильного тягача с закреплением его на ней механическим замковым устройством 55.

Скрепление между собой при складывании стрелы 19 ее подъемной и выносной секций 53 и 42 осуществляется при помощи механизма автосцепки, выполненного в виде приваренных к нижней грани 56 подъемной секции, вблизи гидроцилиндра 57 ее углового перемещения, двух соосно-спаренных зацепов 58, 59 крюкообразной формы, разнесенных в поперечном направлении с образованием между ними паза 60 П-образного профиля для укладки в него хвостовика 61 телескопической секции 62 стрелы, и соосно приваренных к щекам 63, 64 хвостовика установочных пальцев 65, 66, стягиваемых с крюками зацепов посредством соответствующего поступательного перемещения телескопической секции.

Для исключения несанкционированного расцепления скрепленных между собой подъемной и выносной секций 53 и 42 стрелы 19 при движении крана- манипулятора механизм автосцепки снабжен шарнирно закрепленной на одном из зацепов при помощи болтового соединения 67 страховочной накидной тягой 68 с монтажно-компенсационным пазом 69, надеваемой на сочленяемый с ней установочный палец хвостовика телескопической секции стрелы.

Вышерассмотренные особенности компоновки краноманипуляторной установки заявляемого крана при транспортировке хлыстов и конструктивные решения обеспечивают достаточно компактную укладку стрелового оборудования и грейфера.

Опертая на ложемент закрепленной на переднем бампере тягача силовой стойки арочного типа стрела установки в сложенном положении располагается достаточно высоко над кабиной тягача, практически, параллельно земле.

При такой компоновке стреловое оборудование краноманипуляторной установки полностью вписывается в максимальный продольный габарит используемого транспортного средства и не создает угрозы впереди идущим машинам.

Используемый при этом способ укладки грейфера полностью исключает возможность повреждения гибких магистралей 23 питания исполнительных механизмов гидропривода установки при переводе заявляемого крана в транспортное положение, а также при его движении.

Стреловое оборудование с навесным грузозахватным органом и закрепленная на переднем бампере тягача силовая стойка арочного типа практически не затрудняют водителю передний обзор.

Специализированная платформа 10 автомобильного тягача 1 снабжена двухпозиционным опорно-поворотным кронштейном 70 с ложементом 71 для укладки стрелового оборудования краноманипуляторной установки 2 при выполнении порожнего рейса.

Кронштейн 70 шарнирно закреплен на металлоконструкции хвостовой части 16 платформы 10 в зоне ее продольной плоскости симметрии, позади лесовозного коника 17.

Ложемент 71 кронштейна 70 выполнен аналогично конструктивному исполнению ложемента 6 силовой стойки 5.

Компоновка краноманипуляторной установки 2 при выполнении порожнего рейса предусматривает складывание, автосцепку подъемной и выносной секций 53 и 42 стрелы 19 с последующей ориентацией ее в направлении хвостовой части 16 специализированной платформы 10 тягача 1, опусканием узла шарнирного сочленения указанных секций вниз на ложемент 71 двухпозиционного опорно-поворотного кронштейна 70 и жестким закреплением выносной секции 42 в нем при помощи быстросъемного механизма 46 фиксации штыревого типа вышерассмотренного конструктивного исполнения, с размещением грейфера 20 на платформе 10 вблизи основания 30 опорно-поворотного устройства 31 установки.

При такой схеме компоновки обеспечивается оптимальное нагружение передней и задней осей шасси 9 автомобильного тягача.

Обе рассмотренные схемы укладки стрелового оборудования и грузозахватного органа в транспортное положение и перевода из него в рабочее отличаются предельной простотой, высокой степенью надежности фиксации и быстродействием при выполнении этих операций.

Краноманипуляторная установка 2 заявляемого крана снабжена автономным защитным экраном 72, предохраняющим гидроцилиндр 57 углового перемещения подъемной секции 53 стрелы 19 от возможности соударения с перемещаемым грузом, шарнирно подвешенным на подъемной секции и кинематически связанным при помощи качающихся тяг 73 со стойкой 74 опорно-поворотного устройства 31 установки.

Работает заявляемый кран-манипулятор следующим образом.

По прибытии на место проведения работ выбирают положение крана-манипулятора, обеспечивающее удобный и наибольший фронт работ с одной установки. Размещают его в выбранной позиции. Переводят аутригеры 21 в рабочее положение.

Указанную операцию осуществляют следующим образом. Сначала расфиксируют аутригеры относительно основания 30 опорно-поворотного устройства 31 краноманипуляторной установки 2. После расфиксации аутригеры оказываются в сбалансированном относительно осей 75 поворота состоянии, поскольку соответствующие моменты, обусловленные их весом, уравновешиваются противодействующими моментами, реализуемыми пружинами 32.

Перевод аутригеров из транспортного положения в рабочее осуществляют вручную посредством соответствующего поворота их относительно осей 75 в поперечном направлении на угол 180o сверху вниз. При этом величина прикладываемого соответствующим образом к ручкам 76 аутригеров усилия (динамического рывка) не превышает 10-15 кг.

После перевода аутригеров в крайнее нижнее положение их фиксируют, например, при помощи шкворней и выпускают лапы 34 до соприкосновения с грунтом, обеспечивая силовую “разгрузку” рессор шасси автомобильного тягача 1 и повышение устойчивости его в процессе выполнения погрузочных работ.

Затем, сняв накидную страховочную тягу 68 и расфиксировав выносную секцию 42 стрелы 19, посредством извлечения шкворней 47, 48 из отверстий 44 ложемента 71 двухпозиционного опорно-поворотного кронштейна 70 и пазов 43 установочно- присоединительных элементов 40, 41 вышеуказанной секции, приподнимают стрелу над платформой 10 и путем раскладывания секций 53 и 42 переводят ее в рабочее положение и осуществляют погрузку хлыстов 28 на коники 17 и 26 крана-манипулятора.

По окончании погрузки, действуя в обратном порядке, переводят кран-манипулятор в транспортное положение. При этом, предварительно сложив и произведя автосцепку подъемной и выносной секций 53 и 42 стрелы 19, ориентируют ее по ходу движения крана и опускают узлом 54 шарнирного сочленения указанных секций на ложемент 6 силовой стойки 5, а грейфер 20 укладывают на полку 15 ограждения 11 кабины 4 автомобильного тягача 1.

Убедившись визуально в правильности укладки стрелы и грейфера, фиксируют их в этой позиции при помощи соответственно шкворней 47, 48 и механического замкового устройства 55.

После выполнения указанной операции втягивают лапы 34 аутригеров 21, и расфиксировав последние, поворачивают их в крайнее верхнее положение и вновь фиксируют, например, при помощи шкворней.

Перед разгрузкой доставленных потребителю хлыстов кран-манипулятор вновь переводится в рабочее положение, а по окончании ее – обратно в транспортное с укладкой стрелового оборудования и грузозахватного органа краноманипуляторной установки по схеме, предусмотренной вариантом два ее компоновки (при выполнении порожнего рейса).

Заявляемый кран-манипулятор лесовозный изготовлен из высококачественных отечественных конструкционных материалов с использованием высокопроизводительного современного обрабатывающего оборудования и прогрессивной технологии.

С учетом этого, а также требований, предъявляемых ГОСГОРТЕХНАДЗОРом страны к подобного рода продукции, он может быть многократно воспроизведен по разработанной на него конструкторской документации в условиях серийного производства на специализированных заводах.

Опытные образцы заявляемого крана-манипулятора лесовозного (под индексом АКБ 1.03.00.000) разработки ЗАО “НК Уралтерминалмаш”, изготовленного на базе автомобильного тягача “Урал-43204-0001252-31 повышенной проходимости со специализированной (лесовозной) платформой разработки ОАО “УралАЗ”, гидравлической краноманипуляторной установки “Синегорец-75” (АКВ 1.00.00.000) разработки ЗАО “НК Уралтерминалмаш” и лесовозного прицепа-роспуска ГКБ-9851-01 разработки “Тавдинского механического завода” (г.Тавда, Свердловской обл.), прошли успешную экспериментальную проверку в жестких климатических условиях на ряде предприятий лесных отраслей Дальнего Востока и других регионов страны.

Проведенные испытания подтвердили высокие ходовые и динамические качества, надежность работы, простоту и удобство обслуживания и ремонта предлагаемого крана-манипулятора.

Согласно заключению “Дальлестехцентра” (г. Хабаровск), проводившего испытания, он по своим техническим и эксплуатационным характеристикам, а также внешнему облику в настоящее время является одним из лучших отечественных образцов рассматриваемой техники, а по ряду вышеупомянутых параметров и качеству изготовления не уступает лучшим зарубежным аналогам и даже превосходит их.

Полученные в ходе испытаний данные свидетельствуют о возможности получения при осуществлении изобретения вышеупомянутого технического результата, заключающегося в оптимизации конструктивно-компоновочной схемы и улучшении технико-эксплуатационных характеристик заявляемого крана-манипулятора.

Формула изобретения


1. Кран-манипулятор лесовозный, содержащий автомобильный тягач с закрепленной на хребтовых лонжеронах его шасси специализированной платформой, снабженной установленным спереди жестким ограждением кабины каркасного типа с грузовыми отсеками для хранения запасного колеса и инструмента, приваренной к тыльной поверхности стенки ограждения, в средней по высоте зоне, горизонтально ориентированной полкой, и расположенным на хвостовой части платформы опорно-поворотным лесовозным коником с откидными боковыми стойками, размещенную за кабиной тягача гидравлическую краноманипуляторную установку с многозвенной поворотной стрелой, на конце которой подвешен двухчелюстной грейфер, аутригерами и силовым оборудованием с масляным баком, гидроарматурой, магистралями питания и насосом, приводное звено которого при помощи муфты и карданного вала кинематически соединено с выходным звеном коробки отбора мощности двигателя тягача, смонтированную на переднем бампере тягача с превышением над его кабиной, силовую стойку арочного типа с ложементом для укладки сложенной стрелы краноманипуляторной установки при транспортировке груза, и подсоединенный к тягачу лесовозный прицеп-роспуск, отличающийся тем, что в нем краноманипуляторная установка смонтирована между ограждением кабины и опорно-поворотным лесовозным коником, подъемная и выносная секции стрелы установки в сложенном состоянии скреплены между собой посредством механизма автосцепки, а специализированная платформа снабжена двухпозиционным опорно-поворотным кронштейном с ложементом для укладки узла шарнирного сочленения подъемной и выносной секций, при этом в процессе транспортировки груза опущенный на ложемент силовой стойки узел шарнирного сочленения указанных секций жестко закреплен в ложементе при помощи быстросъемного механизма фиксации штыревого типа, а грейфер уложен на полку ограждения кабины тягача и неподвижно закреплен на ней механическим замковым устройством, а при выполнении порожнего рейса сложенная стрела краноманипуляторной установки ориентирована в направлении хвостовой части специализированной платформы тягача, опущена узлом шарнирного сочленения подъемной и выносной секций вниз на ложемент кронштейна и жестко закреплена в нем при помощи быстросъемного механизма фиксации штыревого типа с размещением грейфера на платформе вблизи основания опорно-поворотного устройства краноманипуляторной установки.

2. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем аутригеры краноманипуляторной установки шарнирно подвешены на основании ее опорно-поворотного устройства с возможностью поворота в поперечном направлении на угол порядка 180o и кинематически соединены с основанием при помощи размещенных по их бокам упругодеформируемых элементов пружинного типа, снабженных механизмами блокировки разлета частей пружин в случае их разрушения.

3. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем маслобак силового оборудования краноманипуляторной установки размещен на специализированной платформе автомобильного тягача в одном из грузовых отсеков ограждения его кабины.

4. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем ложемент закрепленной на переднем бампере автомобильного тягача силовой стойки арочного типа выполнен в виде приваренной к верхнему срезу арки плоской плиты с ориентированными кверху развитыми боковыми стенками, между которыми на равном удалении от них и параллельно им на плите приварены вертикальные ребра, образующие в совокупности с близлежащими стенками и плитой приемные ложи, спрофилированные по контуру сопрягаемых с ними установочно-присоединительных элементов выносной секции стрелы краноманипуляторной установки, снабженных стыковочными пазами, соосно расположенными напротив соответствующих отверстий необходимого диаметра в боковых стенках и вертикальных ребрах ложемента под запорные части механизма фиксации ее при транспортировке груза.

5. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем механизм фиксации стрелы краноманипуляторной установки при транспортировке груза выполнен в виде, вводимых напроход с внешней стороны в соответствующие отверстия ложемента силовой стойки и стыковочные пазы установочно-присоединительных элементов выносной секции стрелы, двух цилиндрических шкворней, снабженных присоединителями байонетного типа.

6. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем верхние части боковых стенок ложемента силовой стойки снабжены отогнутыми наружу плоскими направляющими, формирующими в указанной зоне заходные пазы клиновидного профиля, способствующие самоориентации стрелы краноманипуляторной установки при укладке ее на опорные элементы ложемента.

7. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем силовая стойка снабжена двумя, расположенными вблизи ложемента магазинами для временного хранения в них, в процессе работы краноманипуляторной установки и выполнения порожнего рейса, шкворней, выполненными в виде спрофилированных по внешнему обводу запорных частей последних соответствующих отверстий с присоединителями байонетного типа в арке стойки.

8. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающаяся тем, что в нем механизм автосцепки подъемной и выносной секций стрелы краноманипуляторной установки в сложенном положении выполнен в виде приваренных к нижней грани подъемной секции вблизи гидроцилиндра ее углового перемещения двух соосноспаренных зацепов крюкообразной формы, разнесенных в поперечном направлении с образованием между ними паза П-образного профиля для укладки в него хвостовика телескопической секции стрелы, и соосно приваренных к щекам хвостовика установочных пальцев, стягиваемых с крюками зацепов посредством соответствующего поступательного перемещения телескопической секции, и снабжен шарнирно закрепленной на одном из зацепов при помощи болтового соединения страховочной накидной тягой с монтажно-компенсационным пазом, надетой на сочленяемый с ней установочный палец хвостовика телескопической секции стрелы.

9. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем двухпозиционный опорно-поворотный кронштейн шарнирно закреплен на металлоконструкции хвостовой части специализированной платформы автомобильного тягача в зоне продольной плоскости симметрии позади лесовозного коника, а его ложемент с быстросъемным механизмом фиксации стрелы краноманипуляторной установки выполнены аналогично конструктивному исполнению ложемента силовой стойки и механизма фиксации стрелы при транспортировке груза.

10. Кран-манипулятор лесовозный по п.1, отличающийся тем, что в нем краноманипуляторная установка снабжена автономным защитным экраном, предохраняющим гидроцилиндр углового перемещения подъемной секции ее стрелы от возможности соударения с перемещаемым грузом, шарнирно подвешенным на указанной секции и кинематически связанным при помощи качающихся тяг со стойкой опорно-поворотного устройства установки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21, Рисунок 22


MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 15.04.2004

Извещение опубликовано: 10.02.2005 БИ: 04/2005


NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Извещение опубликовано: 27.04.2006 БИ: 12/2006


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 15.04.2007

Извещение опубликовано: 10.04.2008 БИ: 10/2008


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.04.2008

Извещение опубликовано: 10.04.2008 БИ: 10/2008


MM4A – Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 15.04.2008

Извещение опубликовано: 27.12.2008 БИ: 36/2008


NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 10.08.2009

Извещение опубликовано: 10.08.2009 БИ: 22/2009


PC4A – Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:

Закрытое акционерное общество “НК “Уралтерминалмаш”

(73) Патентообладатель:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Производственное объединение “Златоустовский машиностроительный завод”

Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 26.08.2009 № РД0053882

Извещение опубликовано: 10.10.2009 БИ: 28/2009


Изменения:

Зарегистрирован переход исключительного права без заключения договора
Дата и номер государственной регистрации перехода исключительного права: 15.03.2010/РП0000612
Патентообладатель: Открытое акционерное общество “Златоустовский машиностроительный завод”
Прежний патентообладатель: Федеральное государственное унитарное предприятие “Производственное объединение “Златоустовский машиностроительный завод”

Номер и год публикации бюллетеня: 18-2001

Извещение опубликовано: 27.04.2010 БИ: 12/2010


Categories: BD_2169000-2169999